Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Общетеоретические аспекты механизма возникновения государства

Фрагмент авторской курсовой работы «Теологическая теория возникновения государства», защищалась весной 2017 года в структуре вузов РГУПа. Выкладывается впервые для ознакомления - 14.09.2017г., автор - https://vk.com/id70474616. Группа Вконтакте - https://vk.com/gouvporgup - помощь с написанием любых учебных и научных работ по юридическим дисциплинам без предоплаты.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 5

1.1. Общие причины и закономерности возникновения государства. 5

1.2. Основные теории возникновения государства. 12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 19

2.1. Сущность теологической теории возникновения государства и ее соотношение с иными теориями. 19

2.2. Разнообразие путей развития теологической теории возникновения государства. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 37

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство – это сложное и многоплановое социально-политическое явление, которое является безусловным продуктом человеческой деятельности. Государство не создается природой, на него не влияют какие-то природные законы и т.д., государство — это всегда результат деятельности человеческой воли и разума. Как показывает научный анализ, осмыслить институт государства пытались практически с момента его возникновения. Первые научные труды, объясняющие возникновение государства, относятся к эпохе Античности и принадлежат таким великим ученым как Аристотель, Платон, Сократ, Демокрит. В последующем многие известные исследователи занимались проблематикой возникновения государства, выдвигали свои теории т.д. Однако, среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время не существует ни только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Теологическая теория возникновения государства является одной из самых ранних, ее зачатки следует искать в мифологии Древнего мира. Многие ученые эпохи Античности придерживались тех или иных постулатов теологической теории возникновения государства, однако наиболее весомое значение, как в научной среде, так и на «практике» данная теория приобрела в эпоху Средневековья. После периода Средневековья, в Новое и Новейшее время теологическая теория утратила свои превалирующие научные позиции. Однако в современном мире теологическая теория возникновения государства вновь обретает свою актуальность – она является официально утвержденной в ряде государств (Иран, Саудовская Аравия, Ватикан и т.д.).

Таким образом, именно все вышеизложенное, а также ряд иных теоретических и практических вопросов, касающихся возникновения государства, обуславливает значимость и актуальность темы курсовой работы.

Основной целью данной работы является комплексное исследование теологической теории возникновения государства.

При постановке цели курсовой работы, нами было определено решение следующих задач:

-исследовать общие причины и закономерности возникновения государства

-проанализировать основные теории возникновения государства;

-определить сущность теологической теории возникновения государства и ее соотношение с иными теориями;

-исследовать различные пути развития теологической теории возникновения государства.

Объектом исследования выступает теологическая теория возникновения государства.

Предметом исследовани я выступают труды ученых в рассматриваемой сфере.

Научную основу данного исследования составляют труды следующих ученых: Баранова А.В., Батиева Л.В., Величко А.М. и других.

Методологическую основу данного исследования составили общенаучные методы познания и специальные методы науки теории государства и права.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список используемой литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1. Общие причины и закономерности возникновения государства

 

Изучение процесса происхождения государства имеет политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития, позволяет четче определить все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. С древнейших времен, по сути, со времени возникновения самого государства, люди задумывались о том, как и почему появилась такая форма организации общества. И каждая эпоха, исходя из уровня достигнутых в тот период времени знаний, давала свой ответ на этот вопрос[1].

Отметим, что на сегодняшний день одной из самых исторически обоснованных концепций является историко-материалистическая теория происхождения государства. С точки зрения историко-материалистического подхода возникновение государства и права обусловлено наличием трех групп при- чин, в числе которых выделяют: экономические причины; социальные причины; политические причины. Эти причины лежат в основе происхождения любого государства. Будь то первые древнейшие государства или же речь будет идти о возникновении нового государства на современной политической карте мира — всегда в основе лежат изменения, происходящие в экономической, социальной и политической сферах жизни общества[2].

На рубеже 12–10 тысяч лет назад возникшие на Земле экологические кризисные явления стали, по мнению некоторых ученых, угрожать существованию человечества как биологического вида. Произошли, в частности, неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и других животных) — основного источника питания человека в целом ряде районов. На эти кризисные явления человечество ответило переходом к новому способу существования и воспроизводства — к производящей экономике, произошла «неолитическая революция», суть которой заключалось в том, что на смену примитивным костяным и каменным орудиям труда пришли более совершенные металлические. Результатом «неолитической революции» стал постепенный переход от присваивающего хозяйства — охоты, рыболовства, собирания плодов, а также архаичных форм земледелия, скотоводства к производящему — развитым формам земледелия (подсечно-огневому неполивному, поливному, в том числе ирригационному, плужному (пахотному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем к кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества. В ходе неолитической революции, таким образом, человек для удовлетворения своих потребностей от орудий- ной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи, — созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью, прежде всего — изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой[3].

Переход от присваивающей экономики к производящей сопровождался тремя крупными разделениями труда. Если раньше разделение труда носило естественный половозрастной характер: мужчины, женщины, старики, дети занимались различными видами труда в соответствии со своими физическими возможностями и возрастом, то специализация производства повлекла за собой общественное разделение труда. Первым крупным общественным разделением труда стало отделение скотоводства от земледелия, которое во многом было обусловлено климатическими и географическими факторами. В одних местностях выгодней сеять хлеб, а в других выращивать животных. Специализация производства повлекла за собой повышение производительности труда и, как следствие, появление излишков продуктов производства. Постепенно люди начинают производить несколько больше, чем могут потребить. Осознание невыгодности создания земледельцами орудий труда для собственных нужд (процесс их создания отнимал очень много производственного времени) приводит ко второму разделению труда — от земледелия отделяется ремесло. Появляется особый круг людей, которые занимаются исключительно созданием орудий труда, что, в свою очередь, вновь повлекло за собой увеличение производительности труда и увеличение объема избыточного продукта (излишков производства). Между ремесленниками и земледельцами возникают отношения обмена. Сначала обмен носил натуральный характер, но в дальнейшем на смену отношениям натурального обмена приходят товарно-денежные отношения и происходит третье разделение труда — появляется торговля и торговцы (купцы), то есть люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Возникает особая социальная группа, основной формой деятельности которой является уже не производство, а обмен продуктов. Эта социальная группа (класс купцов) уже не участвует непосредственно в процессе производства; она сосредотачивает в своих руках не только товарообмен, но и руководство производством и экономически подчиняет себе земледельцев и ремесленников, становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями и эксплуатирует их обоих. Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившего появление частной собственности, что послужило материальным выражением обособленности членов рода и повлекло за собой целый ряд последствий. Эти последствия выражаются в том, что коренным образом меняются экономические отношения: на смену рецепроктности и редистрибуции приходят отношения присвоения, собственности и обмена. Появление таких качественно новых экономических отношений потребовало и изменения системы социального управления (новые отношения необходимо было регламентировать и защищать). Существовавший в родовой общине механизм осуществления общественной власти перестал быть эффективным в этих новых экономических условиях[4].

Одновременно с изменением экономических отношений происходят преобразования и в социальной сфере жизни общества. Возникновение и присвоение прибавочного продукта способствует становлению новых форм собственности (помимо коллективной, еще групповой и частной), а также дальнейшему социальному и имущественному расслоению общества.

Значительное имущественное расслоение среди соплеменников приводит к появлению богатых и бедных, то есть происходит первая социальная стратификация (разделение) общества. Каждая из этих социальных групп преследует свои собственные социальные интересы и, следовательно, свою собственную волю, направленную на удовлетворение этих интересов. Поскольку интересы этих социальных групп различны, зачастую даже противоположны (антагонистичны), то, соответственно, и воля этих социальных групп, направленная на удовлетворение таких социальных интересов, тоже будет различна. Возникает конфликт воль, разрешить который социальные группы самостоятельно не могут. Но и существующая в родовой общине система социального регулирования, рассчитанная на управление единым монолитным обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, также не в состоянии разрешить возникающие между социальными группами социальные противоречия. Возникает потребность в новой системе управления, которая установила бы общие, в большей или меньшей степени приемлемые для всех социальных групп «правила игры» и тем самым предотвратила бы их взаимное уничтожение. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытного строя, частично путем полного вытеснения последних.

Переход к производящей экономике обусловил появление фигуры собственника — основным производителем социальных благ становится мужчина. Возникает потребность ведения родства не по материнской, а отцовской линии. Появляется парная семья. Возникшая парная семья выделяется из родового коллектива и существует автономно. Наряду с родной матерью появился родной отец, ставший главой семьи и собственником основной массы имущества, которое затем наследовалось его детьми. На смену родовой общине приходит община соседская — такое сообщество людей, которое основывается не на кровнородственных связях, а на общности территории проживания. Введение запрета на инцест приводит к установлению и в дальнейшем укреплению межобщинных связей и, как следствие, к объединению общин, что опять же потребовало новой системы управления. Вместе с тем изменяется и общественное сознание — происходит его индивидуализация, переход от коллективного сознания к индивидуальному. Частная собственность превратила поглощенного родом человека в индивида, личность. Человек осознает себя личностью — у него появляются собственные интересы, возможно, отличные от интересов общины, и, следовательно, собственная воля, направленная на удовлетворение этих интересов. Возникают межличностные конфликты, справиться с которыми родовая система управления также не в состоянии[5].

С установлением в обществе отношений обмена, в том числе и межобщинного, по мере усложнения межродовых отношений, систематического проведения совместных акций появляются объединения родов, управляемых едиными органами власти. Отдельные общины объединяются в племена, а племена объединяются в союзы племен. Общее собрание в этих условиях становится уже малоэффективным органом, поэтому в племени высшим органом управления становится совет старейшин, который для текущего правления выбирает вождя.

В союзе племен высшим органом управления становится совет вождей, которые выбирают верховного вождя. Происходит процесс публицизации власти — власть становится не общественной, а публично-политической. Публицизация власти представляет собой разделение субъекта и объекта управления — уже не все члены общества осуществляют управление в отношении самих себя, как это было в условиях родовой организации, а лишь отдельные избранные его члены (старейшины, вожди). Публичная власть все больше отдаляется от общества. Вместе с тем расширяются полномочия власти и ее управленческие возможности. Она по своему усмотрению начинает распоряжаться и средствами производства, находящимися в общей, коллективной собственности.

В это время появляется и такое социальное явление, как война. Войны идут за территории, за ресурсы. Для успешного и победоносного ведения войны появляется потребность в военных вождях. Таким военным вождем первоначально становится самый опытный воин племени, причем только на период ведения войны. В мирное время он рядовой член племени, как и все остальные. Но постепенно военный вождь распространяет свою власть не только на период войны, но и во время мира. В племени складывается ситуация двоевластия — одновременно делами племени управляют и военный, и мирный вожди. Между этими вождями возникает противостояние, в котором, как правило, побеждает военный вождь, так как за ним стоит организованная вооруженная сила. Постепенно военный вождь становится единоличным правителем, сосредотачивающим в своих руках всю полноту власти. И формируемый вождем аппарат управления, как правило, из наиболее приближенных воинов, уже никакой преемственности от населения не имеет. Власть окончательно становится публично-политической[6].

Расслоение общества ведет к тому, что из общей массы членов рода выделяется родовая знать - обособленные группы вождей, военоначальников, жрецов, в их руках в основном и концентрируется имущество. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи (рабов, лучшие участки земли, животных, ремесленные изделия, орудия труда). Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не только для защиты общественных интересов, но и для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Таким образом, объективная потребность новой социальной организации в общественной силе, которая способна решать общие дела или мобилизовать население на их решение, и породила государственную публичную власть[7].

В заключении, в качестве вывода по параграфу отметим, что представленные выше по тексту причины и общие закономерности возникновения государства являются наиболее распространенными в современной юридической науке. Однако, данные причины и закономерности никаким образом не опровергают и в то же время не подтверждают теологическую теорию возникновения государства, т.к. согласно данной теории Бог действует скрыто от людей, и военные победы того или иного вождя, «неолитическая революция», совершенствование способов земледелия и т.д. – все это вполне может инициироваться Богом, т.е. первопричиной данных обстоятельств является Бог, соответственно вышеуказанные общие причины и закономерности возникновения государства вполне подходя под теологическую теорию.

 

 


[1] Баранов А.В. Теория государства и права: Часть 1: Теория государства: учебное пособие. — Томск: Эль Континет, 2014. — С. 39.

[2] Разуваев Н.В. Правовые предпосылки возникновения и эволюции государства: очерк юридической антропологии // Правоведение. —2013. — № 4. — С. 64.

[3] Баранов А.В. Теория государства и права: Часть 1: Теория государства: учебное пособие. — Томск: Эль Континет, 2014. — С. 41.

[4] Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. — М.: Юристъ, 2015. — С. 74.

[5] Шагиева Р.В. К вопросу о возникновении и развитии теоретической науки о праве и государстве // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. — 2015. — № 3. — С. 40.

[6] Баранов А.В. Теория государства и права: Часть 1: Теория государства: учебное пособие. — Томск: Эль Континет, 2014. — С. 45.

[7] Баранов А.В. Теория государства и права: Часть 1: Теория государства: учебное пособие. — Томск: Эль Континет, 2014. — С. 46.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...