Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Терминологический минимум

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

 

А.Теоретическая часть

1. Критерии выделения имени числительного в русской грамматической традиции.

2. Лексико-грамматические разряды имени числительного: сопоставление концепций.

3. Морфологические категории имени числительного.

4. Типы склонения имени числительного.

5. Разграничение местоименных и неместоименных слов, различные подходы к определению границ местоимений как части речи.

6. Семантические разряды местоименных слов.

7. Грамматическая соотнесенность местоименных слов с различными частями речи,

8. Система морфологических категорий местоименных слов.

9. Типы склонения местоименных существительных и специфика местоименных парадигм, склонение местоименных прилагательных и числительных.

 

Б. Практическая часть

 

Задание 1. В соответствии с классификацией «Русской грамматики» 1980 г. определите, к какой части речи (с отнесением к лексико-грамматическому разряду) относятся данные слова с количественным значением и дайте их грамматическую характеристику:

пятерка, дважды, троякий, третий, пять, две пятых, двадцать два.

 

Задание 2. Определите сочетаемость данных существительных с количественными и/или собирательными именами числительными:

самолет, жюри, сирота, ученица, сани, женщина, премьер-министр.

 

Задание 3. Просклоняйте сочетания с именами числительными, определив разновидность склонения каждой части и отметив особенности образования форм:

651281 яблоня, семеро козлят, двое суток.

 

Задание 4. Охарактеризуйте проявление грамматических категорий в следующих именах числительных:

два, пять, двенадцать, пятьдесят три, шестьсот двадцать пять.

 

Задание 5. Выберите из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний нормативное употребление имени числительного в следующих конструкциях:

Нам тогда было по (семнадцать, семнадцати) лет. В ремонт надо было сдать (двое, пару) часов. В группе нас было (семеро, семь). В обсуждении доклада приняло участие (пятеро, пять) участников заседания. Эти события произошли в (тысячу, тысяча) девятьсот восемьдесят пятом году. Был поднят груз весом в (тысячу, тысяча) тонн. Мне удалось поговорить с полутора (десятком, десятками) человек. Спортсмены прошли (восьмисотметровую, восемьсотметровую) дистанцию. Лес находится в (полутора, полтора) километрах от дороги. Ураган бушевал в течение (троих, трех) суток. Город расположен по (обоим, обеим) сторонам шоссе. (Трое летчиц, три летчицы) стали Героями. Каждый из нас трудится за (трех, троих).

 

Задание 6. В соответствии с приведенной ниже схемой произведите полный морфологический анализ всех имеющихся в предложениях имен числительных:

 

Покойный Чаплицкий, тот самый, который умер в нищете, промотав миллионы, однажды в молодости своей проиграл – помнится Зоричу – около трехсот тысяч. Она [бабушка] дала ему три карты, с тем, чтобы он поставил их одну за другою, и взяла с него честное слово впредь уже никогда не играть (А.Пушкин).

Схема разбора:

1. Словоформа в тексте (с указанием способа выражения: словесный, цифровой).

2. Часть речи (с указанием категориального значения).

3. Начальная форма (с указанием вопроса к начальной форме и вопроса к словоформе в тексте).

4. Разряд и разновидность разряда (с указанием значения и показателя).

5. Структура.

6. Тип склонения и его характеристика.

7. Род.

8. Число.

9. Падеж (с указанием показателя).

10. Синтаксические свойства (с указанием, одиночное или в словосочетании, связи с другими словами и роли в предложении).

 

Задание 7. Определите разряд местоимений в соответствии с функционально-семантической классификацией и укажите особенности словоизменения («дефект» парадигмы, супплетивизм, особая сочетаемость с предлогами):

узнать себя, некто в шляпе, радоваться нечему, я пришел, никого не встретить.

 

Задание 8. В соответствии с приведенной ниже схемой произведите полный морфологический анализ всех имеющихся в предложениях местоименных слов:

Но кто ж он? На какой арене

Стяжал он поздний опыт свой?

С кем протекли его боренья?

С самим собой, с самим собой.

Как поселенье на Гольфштреме,

Он создан весь земным теплом.

В его залив вкатило время

Все, что ушло за волнолом (Б.Пастернак).

Схема разбора:

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи (с указанием категориального значения).

3. Начальная форма (с указанием вопроса к начальной форме и вопроса к словоформе в тексте).

4. Разряд по соотношению с другими частями речи (с указанием показателя).

5. Разряд лексико-грамматический.

6. Одушевленное или неодушевленное (с указанием показателя).

7. Тип склонения и его характеристика.

8. Лицо (с указанием значения).

9. Род (с указанием показателя).

10. Число (с указанием показателя и значения).

11. Падеж (с указанием показателя).

12. Синтаксические свойства (с указанием связи с другими словами и роли в предложении).

 

В. Терминологический минимум

 

Имя числительное, количественное числительное, собирательное числительное, дробное числительное, субстантивное склонение числительного, преимущественно субстантивное склонение числительного, преимущественно адъективное склонение числительного; местоимение.

 

Г. Обязательная литература

 

1. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976. – С. 83-101.

2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.,1972.

3. Лукин М.Ф. К вопросу о лексико-грамматическом статусе числительных в современном русском языке // Вопросы языкознания. – 1987. – № 6. – С. 43-51.

4. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка (любое издание).

5. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. – М., 1991. – С. 61-97.

 

Д. Дополнительная литература

 

1. Брусенская Л.А. Содержание категории числа различных частей речи (на материале русского языка) // НДВШ. Филологические науки. – 1990. – № 4. – С. 47-56.

2. Вольф Е.М. Грамматика и семантика местоимений. – М., 1974.

3. Вороничев О.Е. Лично-притяжательные местоимения его, её, их: комментарий к морфологическому разбору // Русский язык в школе. – 2006. – № 5. – С. 19-23.

4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М., 1989 (глава «Нормы в морфологии»).

5. Евтюхин В.Б. Местоимение. – СПб., 2001.

6. Ермакова О.П. Составные местоимения в русском языке // Словарь. Грамматика. Текст. – М., 1996. – С. 195-204.

7. Ермакова О.П. Существуют ли в русском языке отрицательные местоимения? // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 2010. – Т. 69. – № 2. – С. 56-59.

8. Клобуков Е.В. Теоретические проблемы русской морфологии. – М., 1979.

9. Копелиович А.Б. Имя числительное как часть речи // Русский язык в школе. – 2008. – № 3. – С. 64-69.

10. Крейдлин Г.Е. Об одной лакуне в системе русских местоимений: восклицательные местоимения русского языка // Русистика сегодня. – 1994. – № 1.

11. Крылов С.А. О семантике местоименных слов и выражений // Русские местоимения: семантика и грамматика. – Владимир, 1989.

12. Кувшинская Ю.М. Единственное или множественное: к вопросу о форме употребления числа со словом большинство // Русский язык в школе. – 2011. – № 9. – С. 55-61.

13. Купалова Л.Ю. Употребления местоимений в речи // Русский язык в коле. – 1995. – № 4.

14. Откупщикова М.И. Местоимения современного русского языка в структурно-семантическом аспекте. – Л., 1984.

15. Рябушкина С.В. «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» (Заметки о склонении числительных) // Русский язык в школе. – 2008. – № 3. – С. 70-73.

16. Рябушкина С.В. Актуальные тенденции в склонении русских числительных // НДВШ. Филологические науки. – 2009. – № 6. – С. 76-85.

17. Рябушкина С.В. Имя числительное и «экспансия номинатива» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – 2011. – № 4. – С. 41-46.

18. Селиверстова В.И. Слова «другой» и «иной» в современном русском языке // Русский язык в школе. – 1990. – № 1.

19. Селиверстова О.Н. Местоимение в языке и в речи. – М., 1988.

20. Сидоренко Е.Н. Очерки по теории местоимений современного русского языка. – Киев, Одесса, 1990.

21. Скобликова Е.С. Местоимения в современных школьных учебниках // Русский язык в школе. – 2008. – № 4. – С. 41-48.

22. Черемисина М.И. О лексико-грамматическом статусе местоимений // М.И. Черемисина. Теоретические проблемы синтаксиса и лексикологии языков разных систем. – Новосибирск, 2004.

23. Чеснокова Л.Д. Порядковые числительные в аспекте теории синкретизма // Переходность и синкретизм в системе языка и речи. – М., 1990.

24. Чеснокова Л.Д. Имя числительное в современном русском языке. Семантика. Грамматика. Функции. – Ростов н/Д, 1997.

25. Чугунов В.И. Местоименные образования «один – другой – третий» // НДВШ. Филологические науки. – 1992. – № 1.

26. Шанский Н.М. Числительные или существительные слова тысяча, миллион и миллиард? // Русский язык в школе. – 1972. – № 2.

27. Шведова Н.Ю., Белоусова А.С. Система местоимений как исход смыслового строения языка и его смысловых категорий. – М., 1995.

28. Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства. – М., 1998.

29. Шелякин М.А. Русские местоимения (значение, грамматические формы, употребление). – Тарту, 1986.

30. Шувалова И.В. Семантика русских местоимений.

31. Янко-Триницкая Н.А. О местоименной природе друг друга // Русский язык в школе. – 1975. – № 5.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...