Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформа местного самоуправления.




 

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому

создавались бессословные выборные органы местного самоуправления —

земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои

населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней

власти. В ведении земств находились вопросы местного значения:

· строительство и содержание дорог на местах;

· открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

· оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;

· оказание агрономической помощи крестьянам;

· сбор статистических сведений.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции

распорядительных органов, и земские управы — исполнительные органы.

Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех

избирательных съездах. Избиратели делились на три курии: уездных

землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских

избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от

сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали

гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель

дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой

роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое

решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни,

появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита,

дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они

стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой

бюрократии и самодержавию. В 1870 г. по типу земской была проведена городская

реформа.. Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в

основном хозяйственными вопросами:

· благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

· организация местного здравоохранения, открытие больниц;

· забота о народном образовании, открытие школ;

· открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

· содержание полиции, тюрем;

· организация противопожарных мер;

· занятие благотворительностью.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и

управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели

только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры,

владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была

отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр

внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном

движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало

интересовались политикой.

Судебная реформа.

Почти одновременно сземской проводилась и реформа

судопроизводства. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г.,

создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать

судебную реформу наиболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных

преобразований в 60-70-х гг. В дореформенной России суд был сословным.

Судебными функциями наделялась администрация. Помимо этого, существовали

специальные отраслевые суды - коммерческие, вотчинные и др. Решение дел было

закрытым, судоговорение свернутым, а сам процесс носил розыскной характер.

Судебные уставы 1864 г. наиболее последовательно проводили в жизнь

демократические принципы судопроизводства: гласность, выборность,

всесословность, состязательность, коллегиальность, независимость суда от

администрации, несменяемость судей и следователей, равенство всех перед

судом. Вся судебная система России делилась на две части - местный и общий

суд. Местный суд состоял из двух инстанций - волостного суда,

судившего только крестьян, и мирового суда, занимавшегося разбором

мелких дел. Более крупные дела входили в компетенцию окружного суда.

Вся территория страны была поделена на судебные округа, в каждом из

которых создавался окружной суд. В него входили гражданское и уголовное

отделения. Гражданские дела рассматривались так называемым «коронным

судом», а уголовные дела - «коронным судом» и 12 присяжными

заседателями. Присяжные назначались по жребию из представителей всех

сословий, После рассмотрения дела присяжные выносили вердикт о виновности или

невиновности подсудимого. Все важные и сложные дела, по которым

предусматривались серьезные наказания, рассматривались только с участием

присяжных заседателей. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде

поддерживал прокурор, а защиту осуществлял адвокат, в ходе разбирательства

обе состязающиеся стороны считались равными. Роль адвоката, впервые

появившегося в суде, стала довольно важной. Еще одним завоеванием стала

гласность судопроизводства. На судебные заседания допускалась публика, их

материалы публиковались в прессе.

Военная реформа.

Важнейшей составляющей преобразовательного процесса

была военная реформа. Ее инициатором и руководителем по праву считают Д.А.

Милютина, старшего брата Н.А. Милютина, готовившего крестьянское

освобождение.

В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к

преобразованиям: сократил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил

телесные наказания в армии, реорганизовал систему управления и

переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы

были продолжены: был принят новый военно-судебный устав, реорганизована

система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина является

отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1 января 1874

г.). Главной задачей военной реформы стала реорганизация армии (сокращение

численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны).

Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего

возраста. Срок службы устанавливался в блет для армии и в 7 лет для флота.

Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы.

Неграмотных солдат обучали на службе. Поражение в Крымской войне заставило

правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в

случае развития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому

технико-экономическая реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в

себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строительство

парового флота. Таким образом, в пореформенный период русская армия пережила

значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных, в 60-70-х гг.

проводились финансовая, образовательная, цензурная реформы.

Значение реформ 60-70-х гг. XIX века:

· крестьяне получали гражданские права и становились полноправным

сословием;

· при освобождении крестьяне получали земельный надел;

· создавалось местное самоуправление на началах выборности,

всесословности;

· вводился буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;

· произошло разграничение сфер влияния общества и государства;

· появилась более демократическая судебная система;

· вводились новые принципы комплектования, организации и

управления армии.

В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали

условия для продолжения промышленного переворота и проведения

индустриализации. Однако в аграрном секторе реформы носили ограниченный

характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере

наделения крестьян землей, в сохранении временно-обязанных отношений, в

порядке исчисления выкупных платежей, в ограничении права собственности на

землю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...