Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституция РСФСР 1918 года. Разработка, основные принципы, система органов власти и управления, права граждан.




 

 

До принятия Конституции РСФСР 1918 г. советское государство издает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссийский съезд Советов провозгласил переход всей пласта в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял также декреты "О мире", "О земле", основные положения которых впоследствии вошли в Конституцию. 2 декабря 1917 г. была опубликована "Декларация прав народов России", законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 г. принимается Декрет о рабочем контроле. 1 декабря 1917 г. создается ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 г. национализировались банки. По Декрету от 15 января 1918 г. создавалась Красная Армия. Разумеется, это далеко не полный перечень актов советского государства, имевших основополагающее конституционное содержание. Так что Конституция РСФСР 1918 г. создавалась не на пустом месте.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в "Известиях ВЦИК" Конституция РСФСР вступила в действие.

Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; 3. Конструкция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Конституция закрепила политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9). В ней нашли отражения важнейшие мероприятия советского государства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции (ст. 3). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР.

Конституция провозгласила новую, классовую, пролетарскую демократию, демократию только для трудящихся. В результате, по некоторым данным, гражданских прав были лишены 5 млн. человек. Трудя- хцимся предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти; свобода слова, собраний, митингов, шествий, свобода союзов. Ставилась задача предоставитъ трудящимся "полное, всестороннее и бесплатное образование" (ст. 17).

Следует подчеркнуть, что политические права предоставлялись лишь грудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных прав. Эта ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.

 

46.. Создание и развитие системы революционных трибуналов (1917-1922). Особенности судопроизводства.

Революционные трибуналы

На основании Декрета о суде № 1 в Руководстве давались конкретные рекомендации о создании и деятельности Революционных трибуналов. Революционные трибуналы утверждались Советами рабочих и солдатских депутатов и могли образовывать отделения для борьбы с контрреволюционными силами и саботажем чиновников и служащих и для борьбы с мародерством, хулиганством и тому подобными злоупотреблениями (п.1.2.). Новым здесь явилось по сравнению с Декретом о суде № 1 создание отделений в Революционных трибунале, причем, прежде всего выделялось отделение для борьбы с контрреволюционными преступлениями, новым было также включение в компетенцию революционного трибунала борьбы со спекуляцией. (В Декрете говорилось нечетко о борьбе с «Злоупотреблениями торговцев.») По сравнению с Декретом состав революционного трибунала дополнялся секретарем и распорядителем (п.3), причем роль распорядителя не раскрывалась. В Декрете лишь упоминалось о том, что революционный трибунал действует в составе председателя и 6 очередных заседателей. В «Руководстве» говорилось, что общие и очередные списки заседателей составляются Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.4). Общий список заседателей составлялся на 1 месяц в количестве не менее 40 заседателей для каждого отделения революционного трибунала. Из этого общего списка заседателей исполкомами Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем жеребьевки должны были создаваться очередные списки заседателей в количестве 6 очередных и 1-2 запасных на 1 неделю, что обеспечивало стабильность деятельности Революционных трибуналов. Регламентировалась продолжительность сессии очередного состава революционного трибунала - не более 1 недели (п.7). Важным было положение «Руководства» о том, что «заседатели получают разницу между суточными и их дневным заработком, если последний ниже суточных», что должно было способствовать привлечению заседателей в Революционные трибуналы. Ряд положений «Руководства» касался процессуальной стороны деятельности Революционных трибуналов. Так, в соответствии с п.8 в Революционные трибуналы дела должны были поступать через следственные комиссии. Защитниками и обвинителями в Революционных трибуналах могли быть «все неопороченные граждане» (как и в Декрете о суде № 1). Вместе с тем содержалось весьма важное новое положение в «Руководстве» и в данном вопросе, значительно повышалась роль Революционных трибуналов. Революционные трибуналы и следственные комиссии «в праве назначать от себя по каждому делу, как защитников, так и обвинителей». Председатели Революционных трибуналов наделялись дисциплинарной властью в заседаниях трибуналов. В п.12 содержалось принципиально важное положение: «В своих решениях Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка». В «Руководстве» содержался примерный перечень мер наказаний, применяемых революционными трибуналами: «денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т.п.» (п.12). Исполкомы Советов должны были организовывать канцелярии трибуналов, командируя в них служащих судебных и других учреждений (п.13). Содержание Революционных трибуналов относилось за счет государства.

Следует отметить весьма характерную закономерность в строительстве советских судебных органов в первые месяцы Советской власти. Процесс строительства Революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Это свидетельствовало о том, что местные партийные и советские органы, трудящиеся массы основное внимание уделяли созданию судебных органов защиты революции от выступлений свергнутых эксплуататорских классов. Этому способствовало и наличие общереспубликанских нормативных актов о Революционных трибуналах. Из этой закономерности вытекала следующая закономерность. В результате отсутствия в первое время на большей части территории РСФСР общих местных судебных органов местные Революционные трибуналы вынуждены были разбирать все обще уголовные дела и даже подчас гражданские дела, таким образом Революционные трибуналы осуществляли правосудие в первое время, до создания местных народных судов, на большей территории РСФСР. Закономерностью процесса создания Революционных трибуналов на местах являлось широкое местное правотворчество. Оно объяснялось активностью широких масс трудящихся, вовлеченных в общественную деятельность социалистической революцией, а также несвоевременным поступлением нормативных актов из центра, их неполнотой, отсутствием четкого размежевания компетенции центральных и местных органов РСФСР. Лишь в Конституции РСФСР, принятой 10.07.1918 г. этот вопрос получил разрешение. Статья 49 Конституции РСФСР отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства. Вместе с тем необходимо подчеркнуть решающую роль общереспубликанского законодательства в процессе создания Революционных трибуналов на местах. Создание Революционных трибуналов проходило в условиях массового саботажа прежних юристов. Революционные трибуналы формировались из рабочих, крестьян, солдат, ставшей на сторону революции части интеллигенции, которые в основном не имели юридического образования, но были беззаветно преданы революции. За период с ноября 1917 года по май 1918-го вся территория РСФСР покрылась сетью Революционных трибуналов. Они были созданы почти во всех областных и губернских городах, почти во всех уездах и даже ряде волостей РСФСР. С созданием в основном на местах местных народных судов, в ряде губерний и областей окружных народных судов с обострением классовой борьбы в стране, с усложнением международной обстановки, встала задача освободить Революционные трибуналы от решения основной массы уголовных дел, сократить их количество, сосредоточить их усилия на борьбе с контрреволюционными и наиболее опасными уголовными преступлениями. Это стало возможным к началу мая 18 года, и Декрет СНК от 4.05.18 г. «О Революционных трибуналах» решил эту задачу. С изданием этого декрета развитие Революционных трибуналов на местах вступило в новую полосу своего развития. VI. Декрет «О Революционных трибуналах» Весной 1918 г. классовая борьба в стране резко обострилась. Необходимо было реорганизовать Революционные трибуналы, чтобы в новых условиях обеспечить судебное подавление активировавшейся контрреволюции.

Таки образом, с декабря 1917 г. по июль 1918 г. в РСФСР существовали две системы кассационного обжалования приговоров местных Революционных трибуналов. Одна общереспубликанская, через НКЮ и ВЦИК, другая - местная (местные Советы, особая коллегия исполкома Советов и даже комиссариат юстиции). После издания декрета СНК от 04.05.18 г. «О Революционных трибуналах», предусматривающего резкое сокращение количества Революционных трибуналов, стало возможным решение проблемы создания единого кассационного органа для всех трибуналов РСФСР. Необходимость создания такого органа вызывалась еще и тем обстоятельством, что нормы уголовного и уголовно-процессуального права еще не были модифицированы, и кассационный орган должен был решать задачу выработки единой карательной политики в масштабе РСФСР и соблюдения революционными трибуналами принципиальных положений, регулирующих их организацию и деятельность. 13.05.18 г. коллегия НКЮ уже рассматривала проект декрета о кассации приговоров Революционных трибуналов и приняла постановление «принять и внести на утверждение». В проекте предусматривалось создание особого кассационного отдела при Революционных трибуналах при ВЦИК. 18.06.18 г. Президиум ВЦИК утвердил окончательный текст декрета. Окончательный текст состоял из 8 статей. Статья 4 проекта о том, что приговоры революционного трибунала при ВЦИК ведению кассационного отдела не подлежат, превратилась в приложение к статье 1 окончательного текста. 11.06.18 г. ВЦИК принимает декрет «Об учреждении кассационного отдела при ВЦИК и порядке кассации приговоров Революционных трибуналов». Кассационный отдел при ВЦИК учреждался для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры Революционных трибуналов. Приговоры революционного трибунала при ВЦИК ведению Кассационного отдела не подлежали. Кассационный отдел создавался в составе председателя, назначаемого СНК и утверждаемого ВЦИК, и двух постоянных членов: один от Коллегии НКЮ, один - представитель ВЦИК. Для дачи заключения по жалобам и протестам в качестве докладчика на заседаниях Кассационного отдела присутствовал представитель Обвинительной Коллегии революционного трибунала при ВЦИК. Стороны имели право присутствовать при рассмотрении кассационных жалоб лично или через своих представителей. Кассационные жалобы и протесты приносились в Кассационный отдел через те Революционные трибуналы, которыми поставлен приговор, в случае нарушения революционным трибуналом при рассмотрении дела правил о подсудности и установленных форм судопроизводства или вынесения явно несправедливого приговора. Для принесения жалоб и протестов устанавливался 2-х недельный срок. Революционный трибунал обязан был в 3-х дневный срок со дня поступления жалобы или протеста направить жалобу со всем делом в кассационный отдел, причем мог приостановить исполнение приговора до разрешения дела в кассационной инстанции с принятием мер пресечения. Поступившие в кассационный отдел жалобы и протесты должны были рассматриваться им в 2-х недельный срок после поступления жалобы. Дела передавались для нового рассмотрения в тот же революционный трибунал, откуда они поступали, но с иным составом заседателей и председательствующего или передавались в иной революционный трибунал или направлялись по подсудности.

Затем — единую систему Революционных Трибуналов войск Внутренней Охраны. В 1918 году все эти системы уже действовали дружно, не давая на территории РСФСР никакого убежища преступлению и проступку против революционной борьбы масс, — однако зоркий глаз товарища Троцкого увидел несовершенство этой полноты — и 14 октября 1918 он подписал приказ о сформировании ещё новой системы Революционных Военных Трибуналов. Всецело занятый заботами Реввоенсовета Республики и спасением Республики от внешних врагов, этот наш вождь и вдохновитель не добавил более подробной разработки своего замысла — но зато исключительно удачно выбрал председателя центрального Революционного Военного Трибунала Республики — в лице товарища Данишевского, который не только блистательно создал и развил всю систему этих ещё новых трибуналов, но и написал теоретическое обоснование их в виде отдельной брошюры.[90] Один экземпляр брошюры чудом перехранился и попал в наши руки. Правда, на брошюре стоит гриф «секретно» — но за давностью лет быть может простится мне некоторая оттуда разгласка (вышесказанное о судах тоже взято оттуда)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...