Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Богданчиков С.А. (Саратов)




 

1. Изучение истории советской психологии является актуальной задачей, о чем свидетельствуют большое количество работ современных отечественных и зарубежных исследователей (работы Б.С. Братуся, А.Н. Ждан, В.П. Зинченко, В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, Ю.Н. Олейника, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Дж. Брунера, Ван дер Веера, Дж. Верча, Дж. Виндхол­ца, Л. Грэхэма, Д. Джоравски, М. Коула и др.). В то же время в изучении истории советской психологии имеется ряд нерешенных проблем. Основными из них являются: проблема понимания сущности советской психологии, непосредственно выражающаяся в отсутствии определения ключевого понятия «советская психология»; проблема постижения логики и особенностей исторического развития советской психологии (вопросы периодизации); проблема реконструкции и анализа содержания истории советской психологии (характеристика и классификация имевшихся в советской психологической науке взглядов, идей, теорий, школ, течений, отраслей, подходов и направлений); проблема исторического значения советской психологии, определения ее места, роли и значения в мировом историко-психоло­гическом контексте.

2. Анализ работ современных отечественных авторов позволяет говорить не о множестве различных подходов в деле изучения истории советской психологии, а об одном современном (постсоветском, деидеологизированном) подходе, которому присущи: отказ от прежней (традиционной, идеологической) трактовки советской психологии; отказ от рассмотрения советской психологии в качестве самостоятельного объекта исследования; трактовка советской психологии как психологии в СССР; отказ от самого понятия «советская психология»; рассмотрение марксистской составляющей (марксистской методологической ориентации) как существенного признака психологии в СССР; характеристика психологии в СССР как репрессированной и идеологизированной науки; разделение в обязательном порядке мировой психологии на две части – на психологию зарубежную и отечественную (или на зарубежную психологию и психологию в СССР); отсутствие теоретического анализа традиционного подхода и, как следствие, его развернутой характеристики и оценки; отказ от рассмотрения вопросов, связанных с разработкой и реализацией программы построения особой науки – марксистской психологии («системы советской психологии»).

4. В результате целенаправленно проводимой с конца 1980-х годов тотальной деидеологизации прежний, идеологизированный подход был устранен вместе с его проблемой: был осуществлен отказ не только от понятия «советская психология» и его идеологической трактовки (идеологической составляющей), но и от реального научного содержания понятия «советская психология», а также от вызвавших это понятие к жизни общепсихологических проблем, подходов, программ и идей. Вследствие этого проблема советской психологии современными отечественными исследователями не исследуется либо потому, что считается уже решенной (советская психология – это психология в СССР, и ничего более), либо потому, что содержательно не считается научной: советская психология – это сугубо идеологический, политический («особый путь») или социальный («репрессированная», «идеологизированная наука») феномен.

5. Причины такого положения дел заключаются в том, что, во-первых, наряду с идеологически нейтральной трактовкой советской психологии как «психологии в СССР» («отечественной, российской психологии советского периода») в современных работах используется сохранившееся с советских времен идеологизированное понимание советской психологии как «особой науки», противопоставляемой всей остальной (досоветской, зарубежной, мировой) психологии. Во-вторых, оценивая роль двух факторов – социально-политичес­кого (идеология, политика) и философского (марксизм), исследователи за пределами внимания оставляют третий, собственно психологический фактор: программу построения особой науки – марксистской (советской) психологии.

6. В исследовании были выдвинуты и апробированы методологические принципы, отражающие специфику объекта исследования и в совокупности образующие концептуально-генетический подход, нацеленный на решение имеющихся в настоящее время в изучении истории советской психологии проблем: общепсихологический принцип (подход к истории психологии преимущественно как к истории общей психологии, истории общепсихологических проблем), концептуальный принцип (в качестве объекта историко-психологи­ческо­го исследования выступает общепсихологическая концепция, т.е. совокупность наиболее общих, принципиальных положений, являющихся методологическим фундаментом общепсихологических теорий, подходов, направлений и программ) и проблемно-генетичес­кий принцип, в соответствии с которым общепсихологическая концепция в плане своего генезиса рассматривается выступает как путь и средство решения определенных общепсихологических проблем, как обязательное промежуточное звено между проблемой и разрабатываемой для ее решения теорией.

7. Методы исследования: теоретическая реконструкция и теоретический анализ научных текстов, историографический анализ, изучение биографий, анализ документальных и архивных данных. Основные источники исследования: диссертации, монографии, учебники, учебные пособия, статьи по истории отечественной психологической науки советского периода; работы отечественных авторов советского и постсоветского периодов, посвященные проблемам истории и теории советской психологии (первоисточники); справочная литература (словари, энциклопедии); работы зарубежных авторов; архивные материалы; работы по истории и философии науки; работы отечественных и зарубежных исследователей по истории отдельных наук в СССР, советской науке и культуре в целом.

8. Гипотеза исследования состояла в следующем. В советский период в отечественной психологической науке была разработана общепсихологическая концепция советской психологии как «особой науки», включающая в себя помимо собственно научных признаков ряд дополнительных, идеологических по своему происхождению признаков. Данная концепция, будучи опосредующим звеном между психологией и идеологией, оказала существенное влияние на разработку проблем в области общей психологии, а также на развитие и функционирование всей психологической науки в СССР.

Данная концепция, включая в себя внешнюю (идеологическую) и внутреннюю (собственно научную) составляющие и являясь опосредующим звеном между психологией и идеологией, оказала существенное влияние на развитие и функционирование всей психологической науки в СССР, что прежде всего отразилось на разработке теоретических проблем в области общей психологии. С этой точки зрения история психологической науки в СССР рассматривается как процесс становления, развития и функционирования концепции советской психологии как особой науки и, на основе этой концепции, – всей психологической науки в СССР.

9. Идеологическая составляющая общепсихологической концепции советской психологии представляет собой совокупность взаимосвязанных и относительно устойчивых свойств, признаков и требований, определявших, какой должна быть психологическая наука в соответствии с идеологией марксизма: советская психология – это «особая наука», которая является марксистской по философским основам, идеологической (государственной, партийной) по целям, задачам и по механизмам функционирования, единой по структуре, воинствующей (боевой, активно противостоящей всей остальной психологии) и передовой (прогрессивной, лучшей) по отношению ко всей остальной (зарубежной, мировой) психологии.

10. Научная составляющая общепсихологической концепции советской психологии представляет собой совокупность взаимосвязанных постулатов и принципов, направленных на решение основных общепсихологических проблем: предметом психологии является психика; в соответствии с принципом отражения психика трактуется как особая форма отражения субъектом объективной реальности; в соответствии с принципом активности подчеркивается не пассивный и созерцательный, а активный, действенный характер психики; в соответствии с принципом развития предметом психологии является развивающаяся психика, что определяет основные задачи и методы психологии (постижение законов развития психики, генетический метод); в соответствии с принципом психофизического единства утверждается единство внутренних и внешних процессов, т.е. деятельности внутренней, психической, умственной и внешнего поведения (внешней, практической деятельности); в соответствии с принципом психофизиологического единства разрешение психофизиологической проблемы состоит в признании несводимости психических процессов к физиологическим и в утверждении их единства.

11. Идеологическая по своему происхождению, концепция советской психологии находилась на стыке общей психологии и идеологии (общепсихологических и идеологических проблем) и выполняла ряд важных функций, обусловленных своей сущностью (это была общепсихологическая концепция) и исходной (со стороны идеологии) детерминацией.

Во-первых, концепция советской психологии выступала в качестве программы (плана, проекта) построения новой (советской, марксистской) психологии, т.е. выполняла функцию методологической основы при разработке общепсихологических концепций и теорий, а также при решении практических, методических, прикладных и других психологических проблем. Во-вторых, концепция советской психологии, совмещая в себе как собственно психологические, так и идеологические признаки, была промежуточным и опосредующим звеном между психологией и идеологией. В этой функции – в качестве промежуточного и опосредующего звена – концепция советской психологии выполняла для психологии двойственную роль. С одной стороны, она была «прокрустовым ложем», не позволявшим психологии развиваться и функционировать сугубо по своим, внутренним законам. С другой стороны, эта концепция была своего рода «буферной зоной», которая существенно уменьшала давление идеологии на психологию, амортизируя удары, первой принимая удары идеологии на себя. В-третьих, концепция советской психологии являлась центральным элементом всей психологической науки в СССР, структурно и функционально придавая ей целостность и единство. В-четвертых, концепция советской психологии использовалась как набор оценочных критериев при рассмотрении (конечно же, в обязательном порядке критическом) остальных – существовавших и существующих, зарубежных и отечественных – психологических теорий, подходов и концепций.

12. Советская психология может трактоваться:

– как собирательное, деидеологизированное понятие «психология в СССР» («психологическая наука советского периода», «психология в Советской России» и т.п.);

– как идеологическое понятие «советская психология», являющееся разновидностью более общего идеологического понятия «советская наука» (т.е. наука марксистская, партийная, единая, воинствующая, передовая);

– как общепсихологическая (собственно научная) концепция, выполняющая ряд важных методологических функций для всей психологической науки;

– как определенное направление, т.е. совокупность общепсихологических теорий, подходов, методов и программ, возникших и функционирующих на основе советской психологии как общепсихологической концепции.

Данную многозначность понятия «советская психология» следует учитывать при изучении и изложении истории отечественной психологии советского периода, т.е. при рассмотрении проблем, связанных с определением сущности, содержания, генезиса и исторического значения советской психологии – проблем определения понятия «советская психология», классификации содержания советской психологии, периодизации развития советской психологии и рассмотрения советской психологии в мировом историко-психологическом контексте

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...