Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классиф методов педагогич исследов




Объект, предмет и функции педагогики. Система педагогических наук и их связь с другими науками.

Педагогика (сл. Ребенок, вести) наука о воспитании (как соц явление появилось в древности).

1 ПЕРИОД - древние времена 17 в. Н э – донаучный период

2 ПЕРИОД - с 17 в. Н э – до наших дней – научный период

Ф. Бэкон – выделил как науку

Ян Амос Коменский – 1632 г. Издал книгу «Великая дидактика»

Объект исследования педагогики как науки – воспитательная (образовательная)

Предмет исследования педагогики – сущностные основы воспитания, т. е. его цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации.

Функции

1 Фундаментальная (теоретическая) – размышления

2 Прикладная (технологическая) – конкретные рекомендации

Отрасли педагогики:

1 общая педагогика исследует основные закономерности воспитания и обучения, общие для всех возрастов и категорий воспитанников. Общая педагогика составляет основу всех остальных направлений и отраслей педагогических знаний, и потому должна изучаться студентами педагогических специальностей в первую очередь.

§ методология педагогики – учение о принципах и методах научного исследования

§ история педагогики изучает развитие педагогических идей, теорий и систем.

§ сравнительная педагогика изучает различия в системе образования в разных странах и регионах мира, а также общие тенденции развития образования в мире.

§ этнопедагогика

§ дидактика (греч. – учить) – педагогическая теория обучения

§ теория воспитания – воспитание рабочих

§ школоведение – теория управления школой

2 частный (прикладные)

ü в зависимости от возраста: ясельная педаг, дошкольная, педагогика школы, педаг высшей школы, андрагогика (теория обучения и воспитания взрослых)

ü от специфической особенности той или иной гр уч-ся: коррекционную (специальную: изуч процесс обучения и воспитания лиц с ОПФР), спортивная педаг, военная педаг, пенитерциарная педаг (обуч лиц в заключении), семейная, социальная

3 частные методики изуч вопросы обучения отдельных предметов

Связь педагогики с другими науками:

1 педаг использ данные других наук (психол, философ, этика, эстетика, культурология, гигиена)

2 использ методы других наук (математич, психологич)


 

 

Категориальный аппарат педагогики.

Каждая наука категориальна

Категория – общее понятие той или иной науки, из кот вытекают все остальные понятия науки

3 категории педагогики:

Обучение

Воспитание

Образование

 

Воспитание в 2 смыслах

1 в УЗКОМ – целенаправленный процесс передачи старшим поколением и усвоения младшим поколением соц опыта, выработанное человечеством.

2 воспитание в широком смысле= обучение +воспит в узком смысле (воспитательная работа)

Знания

Умение и навыки обуч, опыт познова

Опыт творч деят и предметной практич

соц опыт Опыт ценностных отнош деятельн

 

(воспит в узком смысле)

Образование было искусственно создано и введено в язык в 18 в

Образов как процесс явл синонимом слова широкое понятие воспитания

Образов – результат обучения и воспитания, как соц институт


 

 

Методология педагогики и ее уровни

Каждая наука выраб свою методологию (от греч. – путь, способность познания)

Методология – учение о принципах и методах научного исследования (наука о науке)

Решает следующие задачи:

1. Разраб категориального аппарата педагогики и научного языка

2. Определение и уточнение педагогики

3. Определение задач педаг, тенденции и перспективы ее развития

4. Разраб принципов, методов и и процедур научно-педагогич исследования

 

Включает 4 уровня:

1 ФИЛОСОФСКИЙ – ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧ ТЕОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ

ОСНОВЫ ФИЛОС УЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ ОСНОВУ СОВР ПЕДАГОГИКИ

v ПРАГМАТИЗМ идея прагматизма — опора на собственную активность ученика, обучение и воспитание в ходе конкретных дел, на практике.

v НЕОПОЗИТИВИЗМ В основе лежат этические идеи Платона, Канта. Основная идея неопозитивизма: в эпоху научно-технической революции востребовано рациональное мышление, поэтому воспитание должно быть очищено от умозрительных, мировоззренческих, философских, религиозных и прочих идей.

v БИХЕОВИАРИЗМ Ключевое положение бихевиористов – формула воспитания: «стимул → реакция → подкрепление». Эта формула определяет технократический подход к воспитанию и обучению, управление деятельностью учащихся с помощью рациональных алгоритмов, идею управляемого индивида.

v ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. «экзистенция» – существование). Эта философия рассматривает личность как высшую ценность мира.

v НЕОТОМИЗм это официальная доктрина Католической Церкви на современном этапе.

v МАРКСИЗМ Педагоги-марксисты руководствуются следующими принципами: активная роль познания; классовый характер воспитания; всестороннее и гармоническое развитие личности как цель воспитания; мировоззренческая направленность обучения; связь обучения, воспитания с жизнью и трудом; политехнический характер образования; ведущая роль учителя как проводника коммунистической идеологии в массы

2 ОБЩЕНАУЧНЫЙ - ОБЩЕНАУЧН ПОДХОДЫ (ИСПОЛЬЗ ПЕДАГОГИКА И МНОГИЕ НАУКИ)

Ø СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД заключается в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Под системой в науке понимается выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

Ø КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Ø ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД заключается в том, что личность формируется только в процессе многообразной деятельности под комплексным воздействием всех объективных и субъективных факторов.

3 КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЙ – ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, РАЗРАБ КОНКРЕТНЫХ НАУК (ПСИХОЛ, ФИЗИОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКОЙ)

4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ – МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 


 

 

Организация и методы педагогического исследования

Организация и методы педагогического исследования - разнообразные способы сбора и переработки научной информации о педагогич процессах и явлениях.

Классиф методов педагогич исследов

1Методы теоретич исследов:

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Индукции

Дедукции

Моделирование

Методы импирического исследования

Наблюдение

Исследование

Анкетирование

Интервью социалогические

Социометрия

Тестирование

Анализ школьной документации

Анализ передового опыта работников школы

Анализ прод деят уч-ся и педаг

Педагогич эксперим

Опытная работа

Математич методы

Организация педагогич исслед имеет стадии

Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

1 постановка проблем исследования

2 формиров цели, ср-ва, задач

3 выработка начальной гипотезы

4 сбор информ по теме из разл источников с пом разнообразных методов

5 разраб теоретич концепции (модели)

6 разраб методики обуч и воспит, с пом кот будет реализовываться теоретич концепция

7 педагогич эксперимент – с целью проверки эффективности новой методики обучения

8 обработка результатов эксперимента. Формулировка выводов.

9 внедрение в практику обучения или воспитания

Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. Возможно еще и такое деление: методы теоретического исследования, моделирование, формализация, теория вероятностей; системный, структурно-функциональный, статистический анализ. Логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование.

Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью достаточно широко распространены в педагогическом исследовании.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...