Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фронтальность и наклонность




 

Особенности детского творчества свидетельствуют о том, что художественное изображение пространства нельзя понимать как простую репродукцию реальной физической действительности на­подобие чертежа. Художественно-изобразительное пространство

 

 

раскрывается главным образом на изобразительной поверхности. Оно развивается из особенностей двухмерного способа выражения как результат визуального экспериментирования с линиями, форма­ми и красками, имеющимися в распоряжении художника.

Изображенные на рис. 117 фигуры характеризуют ранние стадии художественного творчества. Напомним, что модель в форме квад­рата является первоначально двухмерным эквивалентом объемного тела, имеющего форму куба. Позже, с тем чтобы картина выгляде­ла более совершенной, добавляются боковые изображения. Это ограничивает функцию первоначального квадрата или прямоуголь­ника, которые символизируют теперь фронтальный вид куба. Вско­ре прямоугольные поверхности боковых сторон куба начинают выглядеть неудовлетворительно. Они перестают свидетельствовать о том, что твердое тело переходит постепенно в третье измерение. Почему это превращение должно быть явным? Изображение на рис. 117, b выглядит плоским не потому, что оно «неестественно», неправильно нарисовано, а потому, что прямоугольная модель не воспринимается как искажение более простой фигуры. Отсутствие внутреннего напряжения не требует какого-либо своего ослабления с помощью объемного представления. Фигура располагается во фронтальной плоскости устойчиво и удовлетворительно.

Все это меняется, когда рисовальщик сталкивается с необходи­мостью изобразить боковые стороны наклонными. Наклоненные па­раллелограммы воспринимаются как искажения прямоугольников. Теперь более простая фигура может быть получена с помощью объ­емного восприятия. Так возникает основной способ изображения твердых, объемных тел.

Рис. 171 представляет собой пример метода пространственного изображения, который можно всюду обнаружить на ранней стадии художественного развития. Дети сами открывают этот метод и ред­ко идут дальше, если взрослые не оказывают им помощи. Его мож­но обнаружить в работах самодеятельных художников-«примитиви­стов». Данный метод служил для изображения объектов, имеющих форму куба, как в искусстве средневековой Европы, так и в искус­стве Индии и Китая. Все те, кто предполагает, что рисунки выгля­дят более убедительно, когда они более точно и близко отражают внешний вид физических объектов, были бы крайне удивлены, когда узнали бы, что подобная модель воспринимается нами само­произвольно и универсально как образ куба. Ибо она доволь­но интенсивно отклоняется от проекции объемного физического тела.

Чтобы увидеть боковые стороны физического объекта, воспри­нимающий субъект должен смотреть на них с какой-либо боковой точки зрения. При таких условиях все стороны, в том числе и лице­вая, должны выглядеть искаженными. Когда фронтальная сторона видна в виде квадрата, тогда это означает, что на объект смотрят строго перпендикулярно и ни одна боковая сторона или верхняя его грань не должны быть заметными. С другой точки зрения видны боковые стороны, которые простираются вглубь, в этом случае ника­кого фронтального квадрата увидеть нельзя. Изображение на рис. 171 может быть получено только как проекция неправиль­ного и асимметричного шестигранника, который не содержит ни одного прямого угла и ни одной параллельно расположенной стороны.

Это объясняется еще и тем, что в проекции физического куба удаляющиеся боковые стороны сходились бы с увеличением рас­стояния. Так, например, для того чтобы образовать параллели на рис. 171, физически боковые стороны вынуждены будут расходить­ся. Иными словами, наша модель является настоящим чудовищем с точки зрения изобразительных законов реализма. И все же эта модель на протяжении многих веков принималась как зрительный образ куба.

Решение этой загадки заключается в том, что модель не есть точная копия, взятая из природы, а создается с помощью средств изображения. Она не проекция физического тела, а скорее его наи­простейший эквивалент в трехмерном изобразительном простран­стве. Эта модель является соединением бокового вида с фронталь-

 

ным; при этом сохраняются правильные черты правильного квад­рата, к которому добавлены наклоненные боковые стороны, находящиеся в подчиненном относительно квадрата отношении. Эти боковые стороны образуют в третьем измерении правильные фор­мы. Структура куба передается несколькими существенными ха­рактерными чертами. Объективные характеристики по возможности сохраняются в неприкосновенности. Фигура имеет прямоугольные и параллельные грани одинакового размера. Все искажения сведе­ны к минимуму, необходимому для эффекта объемности.

Этот метод, который подходит не только для изображения лю­бого объекта правильной формы, но и для архитектурного ансамбля в целом, я буду называть «фронтальной перспективой». Во фрон­тальной перспективе одна из сторон твердого тела обязательно рас­полагается во фронтальной плоскости. При этом подразумевается, что все линии располагаются по отношению к фронтальной (орто­гональной) плоскости под прямым углом, но рисуются они под на­клонным углом, который на всем протяжении картины остается постоянным. Таким образом, параллельные линии остаются парал­лельными даже в третьем измерении. Эта характерная особенность воспроизведения объекта известна под названием изометрического метода. Наш куб выполнен во фронтально-изометрической перспек­тиве.

Данный метод обладает значительными преимуществами перед другими способами изображения. При этом методе используется самая простая перцептивная структура и ориентация из имеющихся в нашем распоряжении, и, следовательно, закономерности данного метода легко постигаются. При этом методе изобразительное про­странство располагается по отношению к плоскости наблюдения таким образом, что одна из сторон объекта находится параллельно плоскости картины, а другие стороны, хотя и изображены в наклон­ном положении, подразумеваются расположенными параллельно ли­нии зрения. По этой причине мир, представленный на полотне кар­тины, воспринимается как прямое продолжение собственного про­странства зрителя. Воспринимающий субъект находится на одной линии с миром картины, который выступает в роли стабильного и относительно неподвижного окружения. Кроме того, фронтально-изо­метрическая перспектива сводит до минимума искажения формы. Все поверхности, расположенные фронтально, сохраняют свои объектив­ные размеры и пропорции независимо от их расстояний до воспри­нимающего субъекта. (Фронтальная поверхность куба будет тех же размеров, что и его задняя поверхность.) Уходящие вдаль кромки также могут остаться равными по размерам их действительной дли­не или могут быть сокращены в постоянной пропорции, например наполовину. В силу своей объективности этот метод предпочитается не только рисовальщиками, впервые взявшимися за карандаш, но также и математиками, архитекторами и инженерами, кто нуждается в рисунках, на основе которых трехмерная форма и размеры твердых тел, сооружений или машин могут быть воспроизведены с исключительной точностью.

Наконец, следует заметить, что фронтальная перспектива усили­вает эффект глубины, потому что искажения оказываются более вынужденными, когда фронтальная рамка в явной форме присутст­вует в самой модели, а не подразумевается с помощью прямоуголь­ной плоскости картины. Фронтальный квадрат куба служит осно­ванием или нулевым уровнем отсчета, от которого энергично рас­ходятся наклонно расположенные стороны.

Любая предметная среда, воспроизведенная во фронтальной перспективе, обладает тенденцией налагать соответствующую струк­туру на то, что в ней происходит. Фигура может быть развернута во фронтальные ряды или перпендикулярно линии зрения воспри­нимающего субъекта. Все это придает картине характер плоскостно­сти и статичности, который лучше подходит для изображения кар­навальных шествий и пышных церемониалов, чем драматических событий.

По этим и другим соображениям художник стремится к такой структуре, основные оси которой пересекают пространство картины наклонно. Частично это может быть достигнуто без какого- либо изменения перспективного метода путем перемещения резкости контуров с фронтальной стороны на удаляющиеся плоскости (рис. 172,а). Хотя конструкция осталась неизменной, структура теперь становится психологически значительно менее простой. Внешний вид объекта превращается в третье измерение, а благодаря переме­щению акцента фронтальный вид заменяется наклонно расположен­ным боковым видом.

В этих новых условиях фронтальные плоскости, выполняющие теперь второстепенную роль, воспринимаются как элемент уже не­пригодной структуры. Стремление к фронтальности является чуждым для расположения, в котором доминирующей ориентацией выступает наклонное расположение. Следовательно, эта непосредст­венная принадлежность к плоскости картины сокращается, и мы приближаемся к перспективной системе, иллюстрацией которой яв­ляется рис. 172, b. На этом рисунке обе главные осп располагаются по диагонали. Прямые углы и горизонтальные линии исчезают. Одни лишь вертикально расположенные линии сохраняют простран­ство картины, связанное с пространственной плоскостью воспри­нимающего субъекта.

Подобная изометрическо-угловая перспектива в более четкой форме видна в японских гравюрах по дереву XVIII века. Зритель, вместо того чтобы прямо воспринимать мир, изображенный в кар­тине, заглядывает в него, слегка наклонив свою голову. Предметы, изображенные на гравюре, продолжали бы существовать независи­мыми от воспринимающего субъекта, если бы вертикальное измерение не сохраняло полностью фронтального расположения. В бо­лее ясной форме данное непостоянство выступает в изображении человеческих фигур, которые не являются сокращенными в ракурсе и не воспринимаются сверху, как этого требует пространственная конструкция, а на всем своем протяжении пересекаются под пря­мым углом с линией взгляда зрителя, тем самым напоминая о том, что в этом случае (как и в других перспективных системах) мы имеем дело не с имитацией природы, а с изобретенной моделью, которая постепенно вырастает из перцептивных условий двухмер­ного изображения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...