Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отмена крепостного права: причины, основные положения, последствия.




Народ и история прозвали Александра II, царем освободителем. 5 марта 1861 года вышел царский манифест о ликвидации крепостного права в России.

Отмена крепостного права избавила Россию от крестьянского восстания, которое буквально витало в воздухе. В России 1857 года уже наблюдались неповиновения крестьян. Вражда между правящим классом и крестьянами нарастала, грозя перерасти в бунт. Кроме того с отменой крепостного права в России стало на 20 миллионов больше свободных, пусть и бедных людей. Это открывало новые возможности в обновлении общества и развитии рынка.

Причины отмены крепостного права

Основными причинами отмены крепостного права в России можно назвать:

поражение в Крымской войне - никто не любит проигравших. А солдаты, погибшие на фронте, никогда не вернутся к своим семьям, и некому будет сеять хлеб и растить детей;

упадок в помещичьих хозяйствах вызванный низкой эффективностью труда «из-под палки», привел к торможению развития промышленности;

Россия в середине 19 века приравнивалась к второстепенным государствам с неразвитой экономикой именно из-за действовавшего крепостного права.

Крестьяне, не получавшие от результатов своей работы никакой пользы, не хотели работать и, наконец, Александр II просто вынужден был решать проблему взаимоотношений между правящим классом и крестьянами.

Основные положения:

Во-первых, подразумевалась личная свобода крестьян, которым выдавалась земля за определенный денежный выкуп. Во-вторых, они получали все общегражданские права (право заключать сделки, право покупать землю и другие). В-третьих, помощь от правительства: 80% денежного выкупа государство давало в кредит. Манифест вышел 19 февраля известного всем 1861 года. Эта дата навсегда останется в истории страны и в памяти людей, потому что она положила начало новому периоду в жизни общества. Отмена крепостного права в России, кратко о которой было рассказано в статье, позволила государству навсегда распрощаться с пережитками прошлого и выйти на новый уровень развития.

Последствия:

Долги перед государством и помещиками, а также огромные налоги продолжили тормозить и сковывать развитие российского сельского хозяйства, ведь для крестьян они обернулись серьёзным ярмом. Несмотря на это, отмена крепостного права способствовала созданию в стране рынка рабочей силы. Это позволило в будущем ускорить развитие в государстве промышленности и капиталистических отношений.

-Реформы в сфере образования

Отмена крепостного права, земская, судебная, городская реформы, преобразования в армии, реформы печати и образования – снежный ком новых порядков закрутил страну в 1860-70-х годах. Реорганизуется и реформируется государственная образовательная структура в этот период весьма существенно. Выбор образовательных учреждений тогда в России был весьма невелик: церковно-приходские школы и начальные училища для крестьян, уездные училища для представителей городских сословий. Следующей образовательной ступенью являлись гимназии, а затем и университеты. Сохранялось домашнее образование в богатых семьях. Для небогатых дворянских семей были открыты лицеи – промежуточное звено между гимназией и университетом, готовившие юношей для государственной службы. Фактически образование было разбито на два уровня: для масс и для избранных.

Самыми верными сподвижниками императора, в осуществлении преобразований и реформирования страны становятся: брат Александра II – великий князь Константин Николаевич и министерская команда: министр финансов – М.Х. Рейтерн, министр юстиции – Д.Н. Замятин, славянофил – В.С. Соловьев, братья Николай и Дмитрий Милютины и министр народного просвещения – А.В. Головин, заботами которого вдвое увеличиваются расходы казны, выделяемой для образования. По должности своей министр просвещения – фигура второстепенная, но по сути А.В. Головнин – главный идеолог продвижения Великих реформ. Основным принципом работы этого выдающегося деятеля была – гласность.

Образовательная реформа проводилась двумя основными законами. 14 июля 1864 – «Положение о начальных народных училищах» Этот документ определял новую систему начального и среднего образования, более открытую для представителей низших общественных слоев. А 19 ноября 1864 вышло «Положением о гимназиях и прогимназиях». Ориентированное на получение классического образования, но вместе с тем учитывающее интересы сторонников реалистического направления, оно положительно повлияло на результаты развития всей образовательной системы.

Проведенная реформа несколько примирила сторонников классического образования, т.е. изучения математики, древнегреческого и латыни, со сторонниками, так называемого реализма, отдающими предпочтение изучению иностранных языков и естествознанию. Классическое образование делало упор на гуманитарные предметы и развивало философское мышление, гимназисты поступали в Университеты. Реальные училища готовили специалистов для высших технических училищ, ориентировались на будущих инженеров.

Университетская реформа предоставила автономию высшим учебным заведениям: выборы ректора, приглашение преподавателей, студенческий суд, большая свобода в выборе тем для лекционных курсов у профессоров и адъюнктов.

Любопытно почитать архивные материалы – отчеты директоров гимназий и членов приемной комиссии университетов. Реформой была установлена прямая преемственность: выпускник гимназии, имеющий положительные оценки по всем предметам, при собственном желании продолжать учебу автоматом становился студентом первого курса Московского университета. Отличники и хорошисты часто оказывались неуспевающими первокурсниками из-за слабой подготовки, купленного свидетельства, неумения "работать головой" (например, не знали как написать реферат), поэтому оставались на второй, третий год. «Вечный студент» мог подрабатывать репетитором, редактором газеты, торговать вразнос галантереей и ли как-то иначе обеспечивать свое существование, но в науках не продвигался, вуз закончить не мог: уходил в политику или бросал учебу, женился, занимал мелкое писарское место.

Последние годы правления Александра II приходятся на развитие революционного движения. Вследствие этого император решает ввести в учебных заведениях полицейский контроль, предоставить духовенству преобладающих прав в заведовании школами, предусматривалось введение ограничительных мер при приемах в вузы по материальному признаку и др. Эти контрреформы буквально перечеркивают достижения в области просвещения, осуществленные с момента отмены крепостного права. Но, тем не менее, именно эпоха Великих реформ по праву считается стартовой страницей в развитии народного образования в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...