Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выход в новый способ познания

Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания

Переходный период

Итак, мы заняты поисками иной страны. Но нам следует знать о том, что

между той страной, которую мы покидаем, и той, которой мы еще не достигли,

лежит ничейная земля, прохождение через которую может доставить множество

неприятностей. Это период испытания, продолжительность которого зависит от

нашей собственной решимости. Но, как известно, история духовного восхождения

человека с незапамятных времен - от восточных, египетских или орфических

инициаций и до поисков чаши Грааля - всегда сопровождалась испытаниями.

Может быть, эти испытания и поражали воображение своей необычностью и

таинственностью, но, в конце концов, что особенного в том, чтобы заключить

себя в саркофаг под звуки флейт или отметить у погребального костра

собственные похороны? Сегодня ритуалы с саркофагами стали публичными, а

жизнь некоторых людей подобна похоронам. Поэтому имеет смысл применить некие

усилия, чтобы выбраться из всего этого. А, кроме того, если вглядеться

пристальнее в окружающее, то и терять-то нам почти нечего.

Основная трудность переходного периода - это внутренняя пустота. После

того, как мы долго жили в ментальном возбуждении, мы вдруг начинаем

чувствовать себя так, как чувствует себя выздоравливающий после серьезной

болезни - немного растерянными, со странным шумом в голове; мир кажется нам

ужасно шумным и утомительным. Мы становимся чрезвычайно чувствительными -

создается такое впечатление, будто мы ударяемся обо все на свете: о серых и

агрессивных людей, о тяжелые предметы, об отвратительные события; весь мир

представляется нам сплошным абсурдом. Это верный признак начала погружения

вовнутрь. Однако если мы пытаемся с помощью медитации сознательно нисходить

внутрь себя, то находим там все ту же пустоту - что-то вроде темного колодца

или аморфного безразличия; если мы настойчиво продолжаем наше нисхождение,

то можем даже погрузиться в сон - на две секунды, десять секунд, две минуты,

иногда больше; на самом деле, это не обычный сон: мы лишь переходим в другое

сознание, но пока еще нет связи между ним и нашим обычным сознанием и

кажется, что мы выходим из него не более просвещенными, чем вошли. Такое

состояние, характерное для переходного периода, может привести к своего рода

нигилизму, довольно нелепому: нет ничего вовне, но и внутри - тоже ничего. И

по ту, и по эту сторону - ничто. И именно здесь мы должны быть очень

осторожны, чтобы после того, как мы разрушили наши внешние ментальные

построения, не стать пленниками иной конструкции, обладающей ложной глубиной

и несущей в себе абсурдность, иллюзорность, скептицизм, даже какую-то

мятежность. Мы должны идти дальше. Раз мы взялись за йогу, нам нужно идти до

конца - неважно, до какого именно - ибо если мы потеряем нить, то можем уже

не найти ее никогда. И это, действительно, испытание. Просто ищущий должен

понять, что он рождается к другой жизни, и его новые глаза, новые органы

чувств еще не сформировались; он подобен новорожденному, только что

явившемуся на свет. На самом деле, это не умаление сознания, но переход к

другому сознанию: Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы

божественный напиток мог наполнить ее 7. Единственным средством, к которому

мы можем обратиться в данных обстоятельствах - это держаться нашего

стремления, позволить ему расти и расти именно потому, что мы ощущаем

ужасную недостаточность всего вокруг, расти подобно огню, в который мы

кидаем все наши старые одежды, нашу старую жизнь, наши старые идеи, наши

чувства; просто мы должны иметь непоколебимую веру в то, что за этим

переходом откроется дверь. И вера наша не безрассудна, это не глупость

доверчивости, но предчувствие - что-то, что знает раньше, чем мы, видит

раньше нас и посылает свое видение и знание на поверхность как стремление,

искание, необъяснимую веру. Вера, - говорит Шри Ауробиндо, - это интуиция,

которая не только ожидает опыта, подтверждающего ее, но и ведет к опыту 8.

Нисхождение силы

Мало-помалу пустота заполняется. У нас появляется целый ряд наблюдений

и переживаний значительной важности, но их невозможно представить в виде

логической последовательности, потому что с того момента, как мы покидаем

старый мир, мы обнаруживаем, что все возможно и прежде всего что не бывает

двух одинаковых случаев - нам открывается ложь всех духовных догматов. Здесь

мы можем дать лишь несколько основных направлений опыта.

Прежде всего, когда в уме довольно прочно установилось если и не

абсолютное безмолвие, то во всяком случае покой, когда наше стремление, наша

потребность выросли и стали постоянными, когда они стали подобны незакрытой

ране внутри нас - чувству внутренней пустоты, которую ничто не может

заполнить, - мы наблюдаем феномен, имеющий огромные последствия для всей

нашей последующей йоги. Вокруг головы, и особенно в затылке, мы ощущаем

какое-то необычное давление. Вначале нам может показаться, что это -

головная боль; мы не можем долго выносить ее и пытаемся от нее избавиться,

отвлекаясь на что-нибудь или "пытаясь думать о чем-то другом". Постепенно

это давление обретает более конкретную форму, и мы действительно начинаем

чувствовать нисходящий поток силы, который не похож на бьющий электрический

ток, но, скорее, подобен текучей массе. И тогда мы понимаем, что "давление"

или ложная головная боль вначале были вызваны ничем иным, как нашим

сопротивлением нисхождению этой Силы, и единственное, что нам нужно делать,

- это не препятствовать этому потоку, задерживая его в голове, а позволить

ему низойти во все слои нашего существа - с головы до пят. Вначале это

нерегулярный, спазматический ток, и необходимо небольшое сознательное усилие

для того, чтобы вновь связаться с ним, когда он исчезает. Потом он

становится непрерывным, естественным и возникает спонтанно, автоматически,

принося приятное ощущение свежей энергии - это подобно новому дыханию,

дыханию более полному, чем дыхание легкими. Этот поток окружает, омывает,

озаряет нас и придает нам устойчивость. Физическое ощущение почти такое же,

как при быстрой ходьбе на ветру. Мы не осознаем по-настоящему его истинной

силы (он входит в нас постепенно, маленькими дозами) до тех пор, пока по той

или иной причине - отвлечение внимания, ошибка или неумеренность в чем-либо

- мы не оказываемся отрезанными от этого потока. Тогда мы вдруг чувствуем

себя опустошенными, съежившимися, как будто нам не хватает кислорода;

возникает очень неприятное ощущение, как будто мы физически сократились в

размерах, как высохшее, лишенное запаха и цвета яблоко, из которого выжали

сок. И мы искренне недоумеваем, как мы могли жить без этого прежде. Это

первый признак преображения наших энергий. Вместо того, чтобы обращаться к

привычному источнику, который находится вокруг нас во всеобщей жизни, мы

черпаем свыше. Эта энергия - гораздо более прозрачная, продолжительная,

непрерывная и, главное, - гораздо более динамичная. В нашей повседневной

жизни, в гуще нашей работы и тысяч иных забот ток силы бывает довольно слаб

поначалу, но стоит нам на минуту остановиться и сосредоточиться, как он

превращается в мощный напор. Все приходит в полный покой. Этот ток наполняет

нас. Само ощущение "тока" исчезает, как если бы все тело с головы до ног

было заряжено огромной энергией - плотной и прозрачной одновременно (цельная

прохладная глыба покоя,9 - говорит Шри Ауробиндо). И если наше внутреннее

видение уже начало открываться, то мы обнаруживаем, что все стало голубым.

Нас словно проницает аквамариновый свет, мы чувствуем себя безбрежными, как

океан. Штиль без ряби. И эта неописуемая свежесть. Ощущение поистине такое,

как будто купаешься в Источнике. Эта "нисходящая сила" на самом деле есть не

что иное, как Сила Духа - Шакти. Духовная сила - это не просто слово. В

конечном итоге нам уже не нужно будет закрывать глаза и уходить в себя,

чтобы почувствовать ее; мы будем ощущать ее присутствие во всякое мгновение

нашей жизни независимо от того, чем мы заняты - едим ли, читаем или

разговариваем; мы станем свидетелями того, как эта сила будет приобретать

все большую интенсивность по мере того, как наше существо будет привыкать к

ней. На самом деле речь идет об огромном количестве энергии, а мы получаем

лишь малую долю ее, ограниченную нашей "емкостью" и восприимчивостью.

Когда ученики говорят о переживании этой нисходящей Силы, они называют

ее "Силой Шри Ауробиндо и Матери". При этом они не имеют в виду, что эта

Шакти есть личная собственность Шри Ауробиндо и Матери - таким образом они

просто выражают тот факт, что у этой силы нет эквивалента ни в одной из

известных йог. И здесь мы подходим к фундаментальному отличию йоги Шри

Ауробиндо (пурна-йога) от других йог. Ведь отличительной чертой традиционных

йогических систем является то, что после определенного периода занятий

практикующие начинают ощущать восходящую (а не нисходящую, как в йоге Шри

Ауробиндо) силу (называемую в Индии кундалини), которая пробуждается -

довольно грубо - у основания позвоночного столба и затем восходит от уровня

к уровню до тех пор, пока не достигает макушки головы, где она

"распускается" в некую светящуюся, излучающую пульсацию, что сопровождается

ощущением необъятности (и часто - потерей сознания, называемой экстазом),

как если бы человек выходил в вечное Потустороннее. Все йогические методы,

которые можно назвать термогенетическими (асаны хатха-йоги, все виды

концентрации раджа-йоги, дыхательные упражнения или пранаяма и т.д.),

направлены на пробуждение этой восходящей силы. Они могут быть опасны и

стать причиной серьезных нарушений - здесь необходимы присутствие и защита

просветленного Учителя. Мы еще вернемся к этой теме. Это различие в

направлении тока - восходящее-нисходящее - объясняется различием целей этих

йог, которое невозможно переоценить. Традиционные йоги и, как мы полагаем,

религиозные учения Запада стремятся, по сути дела, к освобождению сознания:

все существо, охваченное стремлением ввысь, устремляется туда; ищущий

пытается пробиться за пределы видимого и выйти вверх, в Покой или экстаз.

Отсюда как следствие - пробуждение восходящей Силы. Но целью Шри Ауробиндо,

как мы видели, является не только восхождение, но и нисхождение, не только

обрести вечный Покой, но и преобразовать Жизнь и Материю, начав с той

маленькой частички жизни и материи, которую представляем собою мы. Отсюда,

как следствие - пробуждение или, скорее, "отклик" нисходящей Силы.

Переживание нисходящего тока - это переживание преобразующей Силы. Именно

эта сила будет делать за нас йогу - делать автоматически (если мы позволим),

именно она обновит нашу быстро истощающуюся энергию и неуклюжие усилия,

именно эта сила начнет действовать там, где кончаются другие йоги, озаряя

сначала вершину нашего существа, а затем нисходя от уровня к уровню - мягко,

спокойно и неотразимо (она никогда не действует грубо, жестко; сила

удивительным образом отмерена, как будто ею руководит непосредственно

Мудрость Духа), и именно эта сила сделает универсальным все наше существо

вплоть до самых низших слоев. Таков основополагающий опыт интегральной йоги.

Когда устанавливается Покой, эта высшая или Божественная Сила свыше сможет

низойти и работать в нас. Обычно она нисходит сначала в голову и освобождает

внутренние центры разума, затем - в сердечный центр... затем - в область

пупа и другие витальные центры... затем - в крестцовую область и ниже....

Она работает одновременно и ради совершенства, и для освобождения; она берет

часть за частью всю нашу природу и работает с ней, отвергая то, что должно

быть отринуто, возвышая то, что должно быть возвышено, создавая то, что

должно быть создано. Она все объединяет, приводит в гармонию, устанавливает

новый ритм в природе10.

 

Выход в новый способ познания

С безмолвием разума приходит еще одно изменение, имеющее огромную

важность, однако его трудно заметить, потому что оно растягивается иногда на

несколько лет и признаки его вначале незаметны. Его можно назвать выходом в

новый способ познания и, следовательно, в новый способ жизнедействия.

Мы можем допустить, что безмолвие разума можно сохранять в толпе, во

время прогулки, во время еды, одевания или когда мы отдыхаем, но как это

сделать за работой, на службе, например, или когда мы беседуем с друзьями?

Нам необходимо думать, вспоминать, подыскивать мысли - вызывать самые разные

ментальные процессы. Однако опыт показывает, что это вовсе не является

необходимым - это лишь результат длительной привычки: мы привыкли зависеть

от ума, обращаясь к нему за знанием и обоснованием действия, но это не

больше, чем привычка, которую можно изменить. Йога, в основном, это не

столько способ научиться, сколько способ отучиться от массы неизбежных на

первый взгляд привычек, которые мы унаследовали от нашей животной эволюции.

Когда ищущий прилагает усилия для того, чтобы успокоить свой разум,

например, во время работы, он проходит через несколько стадий. Вначале ему с

трудом удается время от времени вспоминать о своем стремлении и прекращать

на несколько минут работу, чтобы вновь настроиться на нужную волну; затем

все снова поглощается повседневной рутиной. Но по мере того, как ищущий

развивает привычку совершать усилие везде, где бы он ни находился - на

улице, дома, где угодно - интенсивность этого усилия постепенно растет и уже

само усилие может неожиданно притягивать внимание ищущего в любой его

деятельности: он вспоминает все чаще и чаще. Затем постепенно меняется

природа этого воспоминания: вместо волевого вмешательства, которое

необходимо для того, чтобы опять и опять настраиваться на истинный ритм,

ищущий чувствует внутри себя нечто живое, похожее на маленькую приглушенную

вибрацию где-то внутри своего существа. Стоит ему ненадолго погрузиться в

себя, как он вновь обретает вибрацию молчания - в любое время, в течение

секунды. И он открывает, что она - там, всегда там - синеватая глубина

где-то внутри его существа; в любое время он может обновить свои силы и

расслабиться прямо в суете, в самой гуще своих забот - в самом себе несет он

нерушимое пристанище покоя.

Вскоре эта вибрация становится все более ощутимой и продолжительной и

ищущий чувствует некое разделение в своем существе: безмолвную, вибрирующую

глубину где-то внутри и довольно тонкую поверхность, где разворачиваются его

деятельность, мысли, жесты и слова. Он открывает в себе Свидетеля. Теперь он

будет все меньше и меньше позволять захватывать себя этой внешней игре,

которая непрестанно пытается поглотить нас живьем, как осьминог. Открытие

это такое же древнее, как Риг Веда: "Две прекраснокрылые птицы, друзья и

товарищи, сидят на одном дереве и одна ест сладкий плод, а другая глядит на

нее и не ест" (I.164.20). На этой стадии становится легче заменить -

применяя для начала сознательное усилие - старую поверхностную привычку

ментального размышления, воспоминания, планирования и расчетов привычкой

обращаться в безмолвии к этой вибрирующей глубине. На практике этот перехода

длится долго и сопровождается задержками, спадами и продвижениями (на самом

деле, они ощущаются не как неудачи и продвижения, но, скорее, как нечто то

появляющееся, то вновь покрывающееся завесой), а также противодействием

старого механизма, который постоянно стремится вмешаться и вернуть себе

утраченные права, пытаясь убедить нас, что мы не можем без него обойтись;

наша лень может оказать ему поддержку, когда мы находим более удобным для

себя "действовать как обычно". Но, с другой стороны, работе освобождения

оказывают мощную помощь, во-первых, переживание нисходящей Силы, которая

автоматически и неустанно приводит наше жилище в порядок и оказывает

успокоительное давление на мятежный механизм (она как бы схватывает и

замораживает на месте каждую волну мысли), а, во-вторых, накопление тысяч

все более ощутимых маленьких опытов, переживаний, которые дают нам понять,

что мы можем прекрасно обходиться без ума, что на самом деле без него нам

гораздо лучше…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...