Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е.В. Прима, С.А. Ракчеев (Н.Новгород)




Путь преодоления глобального кризиса современной цивилизации, как правило, усматривается в принципиальном изменении самого подхода к кардинальным вопросам жизнедеятельности людей на Земле, их взаимоотношения друг с другом и с природой, в замене технократической парадигмы на гуманистическую. Однако на фоне постоянно декларируемых идей гуманизма наблюдается ярко выраженная тенденция к дегуманизации человечества. Данная ситуация неизбежно приводит к постановке фундаментальных философских проблем, касающихся потенциала человека, тех факторов и технологий воздействия, которые содействуют или препятствуют полной и эффективной реализации данного потенциала.

Вопрос о потенциале человека - один из центральных аспектов проблемы человека. Обращение к понятию «человеческий потенциал» продиктовано необходимостью нахождения интегрального по отношению ко всем имеющимся концепциям понятия, которое отражало бы представление о самоценности человека и в то же время могло бы быть аналитически проработанным и социализированным.

Понятие «потенциал человека» со статусом философской категории является достаточно обоснованным, поскольку позволяет интегрировать традиционные философские понятия, идущие уже от Аристотеля. В своей «Метафизике» он рассматривал акт и потенцию как основу онтологического развития. При этом бытие делилось на «потенциальное» и «актуальное», а становление рассматривалось как переход от первого ко второму. Многоаспектность понятия «потенциал человека» представлена в монографии О.Л.Краевой («Диалектика потенциала человека». Монография. - М.- Н.Новгород, Нижегород. гос. с/х академия, 1999) Она отмечает, что потенциал человека вплетен во всеобщую универсальную “потенциальность” мира, которая обладает теми же характеристиками, что и человеческий потенциал. Несомненный интерес представляют определения потенциала как самостоятельного психологического понятия В.Н.Марковым и Ю.В.Синягиным. В их понимании человеческий потенциал предстает как “система его возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально-значимых результатов” (Марков В.Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности // Мир психологии. 2000. - № 1,с.252).

На наш взгляд, представляет интерес, что потенциал человека они рассматривают не как определенный объем ресурсов, данный ему от рождения (индивидуальные возможности), а как его каждодневную, ежеминутную способность к производству таких ресурсов.

Ранее нами был дан системный интегративный анализ потенциала человека и разработана целостная культурологическая концепция этого сложного и многогранного социального феномена (Прима Е.В.Жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры. Автореф. дисс. канд. Куль-турологии.-Н.Новгород,2000) В качестве обобщающей интегральной характеристики возможностей и способностей индивида, реализуемых в ходе онтогенеза, нами введено понятие «жизненный потенциал человека» и дан системно-структурный его анализ. При этом базовым понятием выступает понятие жизни в её широком понимании

Было выделено четыре блока параметров, которые характеризуют два основных элемента этого потенциала: биогенетический потенциал и социокультурный потенциал. Если иметь в виду историческую эволюцию культуры, которая прогрессирует за счёт личностей-новаторов, личностей-творцов, то вполне естественным становится ценностное значение таких характеристик социокультурного потенциала, как продуктивные, эвристические, креативные качества.

В связи с тем, что жизненный потенциал человека – это всего лишь возможность, которая превращается в действительность в процессе онтогенеза, особую важность приобретает проблема факторов как совокупности социобиологических детерминант, которые определяют все состояния потенциала. Среди выделенных нами в процессе системного анализа объективных факторов важное место занимают социально - личностные. К ним относятся индивидуальный образ жизни человека, определяемый его психофизиологическими и духовно-нравственными особенностями, целевые установки, жизненные программы личности. Меру реализации жизненного потенциала определяют также и субъективные мотивы (личностные смыслы, ценностные ориентации, установки и т.д.) Полнота реализации потенциала гарантирует человеку возможность многосторонних контактов с людьми, способность к равноправному диалогу, что, по принципу обратной рефлексии, обогащает саму личность. И здесь на первый план выходит проблема парадигмы психологического воздействия, которая бы способствовала реализации всех аспектов жизненного потенциала человека.

Из трёх стратегий психологического воздействия, господствовавших в психологии, ценной с точки зрения развития потенциала человека как единства потребностей и способностей, является оптимистическая традиция. Последовательную разработку она получила в гуманистической психологии, начало которой заложили А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм и др. Главным в данной доктрине являются признание неповторимости и уникальности психической организации каждого отдельного человека, вера в позитивное и творческое начало человека, его социальную обращённость. В отличие от объектного подхода к человеку данное направление можно условно обозначить как личностный, или интерсубъектный, подход (Ковалёв Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия. -Вопросы психологии, 1987, №3)

Развитие психологии на смене тысячелетий привело к возникновению концепций, ориентированных на интегральный, целостный подход. Продолжив традиции И.Канта, В.Дильтея, Ф.Брентано, К.Юнга, К.Уилбер смог создать целостную картину эволюции человеческого сознания и описать многоуровневый спектр психической реальности. Неоценимый вклад в разработку принципиально новой, интегративной методологии психологии, которая бы учитывала проявленность психического на всех уровнях существования человека, внёс В.В.Козлов. По определению В.В.Козлова, «общий смысл интегративного подхода заключается в том, что психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания, трансцендирующего материю, пространство, время и линейную причинность. Осознание является интегрирующей открытой системой, позволяющей различные области психического объединять в целостные смысловые пространства» (Козлов В.В. Интегративная психология: предмет, задачи и перспективы. Вестник интегративной психологии.- Вып.1, 2003).

Такое представление о человеке требует более широкой трактовки понятия «потенциала человека» и «жизненного потенциала человека», в которой бы были целостно представлены все уровни человеческого сознания, учтены все проявления целостности личности - не только биогенетические и социогенетические, но и персонегенетические, интерперсональные и трансперсональные. Актуальным представляется системный анализ, классификация методов социально-психологической работы, направленных на раскрытие, использование, реализацию личностного и социального ресурсного потенциала. Прикладные технологии должны учитывать как духовные измерения человеческого существования, так и быть соотнесёнными с обыденностью человеческого существа, адаптированы к его проблемам жизни в обществе.

Именно интегративный подход даёт возможность более широкого, многогранного, целостного взгляда на проблему раскрытия и реализации социального, личностного потенциала человека, его сущностной человеческой природы.

 

СВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...