Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности адаптивного поведения. Конструктивные и неконструктивные




Формы адаптивного поведения

Н.Н. Селицкая (Ижевск)

Понятие «адаптивное поведение» появилось сравнительно недавно, в конце XX века. До этого времени исследовали особенности приспособления человека, его поведения в социуме в терминах «адаптация», «социальная адаптация», «поведение».

Так, с точки зрения социологического подхода, поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, но и от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает. Согласно Т. Парсонсу, важнейшая функциональная проблема взаимоотношения личности и социальной системы заключается в организации процесса социального научения на протяжении всей жизни, в развитии и поддержании мотивации личности к участию в социально значимых и подконтрольных формах социального поведения. Напротив, Дарендорф предложил рассматривать социальные системы в состоянии непрерывных изменений. Эти изменения происходят постоянно, если только какая-либо сила их не задерживает. Социальные изменения приобретают различные формы, в том числе формы конфликта. Согласно П. Бергеру и Т. Лукману социальная реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г.Айзенка и его последователей. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Адаптация по мнению К.Юнга осуществляется также в 2 этапа: 1) получение установки; 2) завершение адаптации средствами установки. Г.Гартманн признает большое значение конфликтам в развитии личности. В теории когнитивного диссонанса Л.Фестингер считает, что при наличии диссонанса личность не только стремится к его редукции, но одновременно активно избегает тех ситуаций и восприятия той информации, которые могли бы привести к усилению диссонанса. Для освобождения от этой своеобразной проблемной ситуации люди спонтанно используют те же основные адаптивные стратегии, что и при разрешении других проблемных ситуаций. С точки зрения ситуационного подхода, ряд исследований показали, что социальное поведение человека зависит от ситуации и может значительно меняться. (К. Левин)

Как новое направление понятие «адаптивное поведение» возникло в 90-х годах ХХ века, где Редько В.Г.и Гусаревым Р., с точки зрения биологического подхода, исследовалось конструирование и исследование искусственных (в виде компьютерной программы или робота) "организмов", способных приспосабливаться к внешней среде.

Впервые об адаптивном поведении в социальной психологии заговорили в рамках интеракционистской концепции адаптации как о поведении, которое характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. (Л.Филлипс). А.Налчаджян считает, что в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов.

По мнению Реана А.А., в процессе социализации и социальной адаптации человек приобретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются различными людьми, имеют далеко не одинаковые последствия. Соответственно и социальный опыт, который выноситься из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным.

В рамках онтологического подхода в социальной психологии об адаптивном поведении заявляет Леонов Н.И.. По мнению автора человек, строит свое поведение по логике субъекта, следовательно, возрастает роль субъективного фактора. Человек сам ищет наиболее эффективные приемы и способы взаимодействия, и сам управляет своим поведением. Адаптивное поведение понимается автором как пространственно – временная форма организации активности субъекта, регуляция которой опосредована намерениями субъекта. В качестве намерений выступают представления, образы или когнитивные модели, усваиваемые субъектом в процессе жизни. Под образом ситуации – организованную репрезентацию ситуации в системе знаний субъекта, которая представлена в двух аспектах: структурном и динамическом. (Леонов Н.И.)

Анализируя методологические и теоретические предпосылки исследования форм адаптивного поведения, мы выделяем конструктивные и неконструктивные формы адаптивного поведения.

В рамках социальной психологии еще А.Бандура рассматривает подростковую агрессию как результат специфичного социального научения.

А.Налчаджян предлагает классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация. В свою очередь нормальная адаптация может быть защитной, незащитной и смешанной. Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида: а) неконформистская адаптация; б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация. В патологической адаптации автор выделяет следующие механизмы психической адаптации: прямая агрессия, перемещение агрессии, идентификация с агрессором, апатия и беспомощность, психическая регрессия.

Реан А.А. ведет речь о мнимой адаптации по внутреннему или внешнему критерию, подчеркивая самим названием, что это не полная, односторонняя, «не настоящая», но возможная форма адаптации личности. Внутренний критерий А.А.Реан связывает с психоэмоциональной стабильностью, личностной комфортностью и т.д. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, принятым в социуме правилам и критериям нормативного поведения. Дезадаптация по внешнему критерию проявляется как конфликтное, асоциальное, контрнормативное и делинквентное поведение. При этом одновременно может иметь место «внутренняя гармония» личности, т.е. адаптированность по внутреннему критерию.

С точки зрения онтологического подхода Леонов Н.И. рассматривает неконструктивные формы (агрессия, девиация, аддикция и др.) как заданные, объективно существующие модели, с одной стороны, и существующие в субъективном представлении, с другой стороны. Эти неконструктивные формы можно считать формами адаптивного поведения, если посредством них получен целесообразный, полезный результат. Достижение такого результата становится возможным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых данное поведение осуществляется. По мнению автора, конфликт является наиболее приемлемым способом, с точки зрения субъекта, достижения цели. Более того, для определенной категории лиц конфликт – это точка личностного роста или образа жизни. Выявленные в ходе исследования стили поведения в конфликтной ситуации обусловлены не только индивидуальными свойствами, они так же обусловлены конструктивным или деструктивным типом разрешения конфликтной ситуации. В зависимости от конструктивного разрешения конфликта автор выделяет конструктивные стили поведения (общительный, ответственный, реагирующий на отношения зависимости в межличностных отношениях), которые способствуют гармо-низации структуры интегральной индивидуальности и отношений инди-видуума в ситуации непосредственного общения. Выявленные деструктивные стили в конфликтной ситуации (соперничающий, доминантный, неустойчивый в принятии решения), выполняют чаще функцию компенсаторного механизма в ситуации непосредственного общения, подтверждая тем самым ограниченный ресурс личности и неспособность позитивно разрешать проблемы.

Проблема форм адаптивного поведения представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных областей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение.

Так при вхождении в педагогическую деятельность студенты применяют различные формы адаптивного поведения. Эти формы могут быть как конструктивные, так и неконструктивные, в результате применения которых человек достигает определенного результата. В процессе учебы в педагогическом колледже, при усвоении общих и специальных дисциплин, при прохождении практики у студентов складывается определенный образ будущей педагогической деятельности. В зависимости от этого образа студенты применяют различные формы адаптивного поведения.

Перспективным на наш взгляд является онтологический подход (Леонов Н.И.), где личность сама конструирует социальный мир, который и определяет специфику ее поведения в изменяющихся ситуациях. Это и выступает в качестве детерминанты ее поведения.

Онтологический подход помогает понять особенности образов педагогической деятельности студентов и обосновать проявление ими тех или иных форм адаптивного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...