Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи освоения модуля




Рабочая программа модуля

«АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ

ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ»

 

 

Направление подготовки

 

41.03.05. - Международные отношения

 

 

Профиль подготовки

 

Мировые политические процессы

 

Квалификация (степень)

 

Бакалавр со знанием иностранного языка

Иваново 2015

Цели и задачи освоения модуля

 

Модуль «Аналитические аспекты принятия политического решения» включает четыре дисциплины «Информационно-аналитическая работа», «Процесс принятия внешнеполитических решений в РФ», «Политический анализ».

 

Дисциплина «Информационно-аналитическая работа» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 41.03.05. – Международные отношения» и готовит студента-международника к организационно-административной, проектной, исследовательско-аналитической и учебно-организационной видам деятельности, заключающихся в следующем:

v организационно-административная деятельность: рациональная организация и планирование своей деятельности и умение правильно применять полученные знания;

v проектная: нахождение необходимой профессионально ориентированной информации при помощи электронных средств;

v исследовательско-аналитическая: ведение первичной аналитической работы с использованием материалов на иностранных языках;

v учебно-организационная: ведение учебно-вспомогательной работы в высших учебных заведениях и выполнение функций исполнителей со знанием иностранного языка в профессиональной работе подразделений государственных учреждений, корпораций и неправительственных организаций.

Целями освоения дисциплины «Информационно-аналитическая работа» являются формирование у учащихся практических навыков и компетенций, необходимых для системного анализа современных мирополитических и политико-управленческих процессов. В рамках дисциплины даётся представление о роли информационно-аналитической деятельности в поддержке и обеспечении процесса принятия политических (внешнеполитических) решений, раскрываются теоретические и практические аспекты оценки результативности и эффективности реализации политико-управленческих (управленческих) решений.

 

Дисциплина «Процесс принятия политических решений в РФ» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 41.03.05. – «Международные отношения» и предназначена для подготовкистудента-международника к различным видам профессиональной деятельности, а именно:

v организационно-административная деятельно сть:

- выполнение обязанностей младшего и среднего звена исполнителей в учреждениях системы МИД России, ведение исполнительской, организационной и административной работы в иных государственных учреждениях, федеральных и региональных органах государственной власти и управления;

- рациональная организация и планирование своей деятельности в соответствии с требованиями работодателя и умение грамотно применять в ней полученные знания;

- взаимодействие и конструктивное сотрудничество с другими участниками;

- профессионального коллектива по месту работы.

v проектная деятельность:

- участие в работе групповых проектов международного профиля в качестве исполнителя;

v исследовательско-аналитическая деятельность:

- применение полученных навыков владения основами международно-политического анализа;

- ведение первичной аналитической работы под руководством опытного специалиста.

Целью курса является овладение основными положениями теории принятия решений, фактическими знаниями о механизме и процессе принятия политических решений во властных структурах и во внешнеполитическом ведомстве Российской Федерации, применение полученных знаний для самостоятельного анализа внешней политики РФ и участия в процессе принятия решений на уровнях организации, органа власти и управления региона РФ.

Задачи курса:

v освоение студентами основ теории принятия политических (в том числе, государственных и внешнеполитических) решений;

v формирование у студентов представления о практике принятия решений органами высшей законодательной и исполнительной власти, роли в этом структур обеспечения национальной безопасности, силовых ведомств и специальных служб, их взаимодействии с МИД РФ;

v рассмотрение влияния на принятие внешнеполитических решений в России международных организаций и институтов, государств-стратегических партнеров РФ, других акторов мировой политики;

v выяснение роли в принятии внешнеполитических решений в РФ финансово-промышленных групп, лоббирующих структур, экспертно-аналитических сообществ, СМИ, общественных организаций, субъектов РФ;

сравнение практики принятия внешнеполитических решений в РФ с аналогичной практикой ведущих стран мира – США, Китая, ФРГ, Франции, и Европейского Союза.

 

Дисциплина «Политический анализ» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 41.03.05. – «Международные отношения» и предназначена для подготовкистудента-международника к различным видам профессиональной деятельности, а именно:

v организационно-административная деятельно сть:

- выполнение обязанностей младшего и среднего звена исполнителей в учреждениях системы МИД России, ведение исполнительской, организационной и административной работы в иных государственных учреждениях, федеральных и региональных органах государственной власти и управления;

- рациональная организация и планирование своей деятельности в соответствии с требованиями работодателя и умение грамотно применять в ней полученные знания;

- взаимодействие и конструктивное сотрудничество с другими участниками;

-профессионального коллектива по месту работы.

v проектная деятельность:

- участие в работе групповых проектов международного профиля в качестве исполнителя;

v исследовательско-аналитическая деятельность:

- применение полученных навыков владения основами международно-политического анализа;

- ведение первичной аналитической работы под руководством опытного специалиста.

Цель курса – подготовка специалистов-аналитиков, знакомых с набором современных методов анализа текущей внутриполитической и международной ситуации, с совокупностью принципов организации прикладного политического исследования, с основами прогнозирования тенденций развития политических и международных процессов.

Задачи курса:

1) способствовать выработке у учащихся навыков адекватного анализа сложившейся политической (международной) ситуации, предвидения её изменений в будущем;

2) ознакомить учащихся с ключевыми принципами прикладного политического анализа в области международных отношений и мировой политики;

3) стимулировать учащихся на разработку позитивно-активной стратегии и тактики управления и целенаправленного воздействия на происходящие мировые политические процессы.

 

2. Место модуля в структуре ООП:

 

Курс «Информационно-аналитическая работа» открывает модуль дисциплин «Аналитические аспекты дизайна политического решения», раскрывающий сущность комплексного системного анализа процесса принятия политических и политико-управленческих решений.

Для успешного освоения указанной дисциплины необходимы базовые знания и навыки информационной работы, работы с открытыми источниками информации (печатными и электронными СМИ), получаемые в ходе изучения в предшествующих учебных семестрах дисциплин: «Введение в работу с международной информацией» (1 и 2 семестры), «Информатика и базы данных» (1 семестр), «Основы математического анализа» (4 семестр), «Методы политического исследования» (5 семестр).

Знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения дисциплины «Информационно-аналитическая работа», необходимы для успешного изучения следующих учебных дисциплин: «Процесс принятия внешнеполитических решений в РФ» (7 семестр), «Политический анализ» (8 семестр).

Дисциплина «Процесс принятия внешнеполитических решений в РФ» является составной частью профессионального цикла – вариативная часть (Б.3.В), и модуля по анализу и принятию политических решений. Она входит в число завершающих профессиональный цикл дисциплин, изучается в седьмом семестре. Курс основывается на знании студентами теории и истории международных отношений, основ информационно-аналитической работы, прикладных политических исследований и политического анализа. Параллельно студенты слушают курсы «Россия в глобальной политике» и «Переговоры и разрешение конфликтов».

Для успешного освоения курса студент должен обладать следующими умениями:

v работать с СПС «КонсультантПлюс: Международное право»;

v работать с базами данных международной и отечественной прессы (Национальная электронная библиотека; Интегрум, Press Display);

v применять теорию игр и другие элементарные модели (принцип Парето, эквилибриум Нэша, теорема Эрроу, поэтапную модель принятия решений Андерсона-Данна и др.) при анализе процессов принятия решений;

Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины, используются параллельно при изучении дисциплин «Переговоры и разрешение конфликтов» и по изучении в комплексе завершают формирование компетенций, перечисленных ниже.

Курс «Политический анализ» завершает модуль дисциплин «Аналитические аспекты процесса принятия политического решения», раскрывающий сущность комплексного системного анализа процесса принятия политических и политико-управленческих решений.

Для успешного освоения указанной дисциплины необходимы базовые знания и навыки информационно-аналитической работы, анализа процесса принятия политических решений, работы с открытыми источниками информации (печатными и электронными СМИ), получаемые в ходе изучения в предшествующих учебных семестрах дисциплин: «Введение в работу с международной информацией» (1 и 2 семестры), «Информатика и базы данных» (1 семестр), «Основы математического анализа» (4 семестр), «Методы политического исследования» (6 семестр), «Информационно-аналитическая работа» (6 семестр), «Процесс принятия внешнеполитических решений в РФ» (7 семестр).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля:

 

Процесс обучения дисциплины «Информационно-аналитическая работа» направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных и профессионально-дисциплинарных компетенций:

v умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1);

v способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

v умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

v навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);

v способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

v умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

v способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

v владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

v способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

v стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию (ОК-28);

v настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен (ОК-30);

v готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества (ОК-32).

v умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (ПК-2);

v умение по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-11);

v готовность исполнять организационно-технические функции и решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста (ПК-13);

v умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14);

v владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций (ПДК-10);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

v основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений;

v сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознание опасности и угроз, возникающих в этом процессе.

Уметь:

v системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятия информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем;

v использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

v применять компьютерные технологии на уровне профессионального пользователя для решения профессиональных задач;

v по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста;

v работать с материалами СМИ, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы.

 

Владеть:

v способностями находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

v критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

v способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;

v основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

v способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

v стремлением к непрерывному саморазвитию и самообучению;

v настроем на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен;

v готовностью принять на себя ответственность и проявить лидерские качества;

v быть готовым исполнять организационно-технические функции, решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста;

v основами и базовыми навыками прикладного анализа международной ситуации.

 

 

Процесс обучениядисциплины «Процесс принятия внешнеполитических решений в РФ» направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных, профессионально-дисциплинарных и региональных профессионально-дисциплинарных компетенций:

v умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприя­тию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

v способность находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

v умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

v мотивированность на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации (ОК-22);

v готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества (ОК-32);

v умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (ПК-2);

v умение исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК-9);

v навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-10);

v владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций (ПДК 10);

v умение профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам (ПДК-12).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

v способы постановки целей и выбора путей их достижения;

v способы поиска организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях;

v нормативные правовые документы, регламентирующие процесс принятия внешнеполитических решений в РФ;

v компьютерные технологии сбора, классификации, анализа и организации информации;

 

Уметь:

v основы прикладного анализа международных ситуаций;

v системно мыслить, обобщать, анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения;

v находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и брать на себя ответственность за их принятие;

v использовать нормативные правовые документы в своей дея­тельности;

v решать практических задач, находить нестандартные интерпретации международной информации;

v принять на себя ответственность и проявить лидерские качества;

v применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач;

v исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков;

v рационализировать свою исполнительскую работу под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта;

v профессионально анализировать позиции РФ по основным международным проблемам.

Владеть:

v системным мышлением, способностью к обобщению, анализу, восприя­тию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

v нормативными правовыми документами, регулирующими процесс принятия внешнеполитических решений в РФ;

v приемами решения практических задач в области принятия решений;

v компьютерными технологиями на уровне пользователя для решения профессиональных задач;

v исполнительскими навыками в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков;

v навыками рационализации своей исполнительской работы с учетом накапливаемого опыта;

v основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций.

 

 

Процесс обучения дисциплины «Политический анализ» направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных, профессионально-дисциплинарных и региональных профессионально-дисциплинарных компетенций:

v умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприя­тию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

v способность находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

v умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

v мотивированность на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации (ОК-22);

v готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества (ОК-32);

v умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (ПК-2);

v умение исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК-9);

v навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-10);

v владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций (ПДК 10);

v умение профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам (ПДК-12).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

v способы постановки целей и выбора путей их достижения;

v способы поиска организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях;

v нормативные правовые документы, регламентирующие процесс принятия внешнеполитических решений в РФ;

v компьютерные техноло­гии сбора, классификации, анализа и организации информации;

 

Уметь:

v основы прикладного анализа международных ситуаций;

v системно мыслить, обобщать, анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения;

v находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и брать на себя ответственность за их принятие;

v использовать нормативные правовые документы в своей дея­тельности;

v решать практических задач, находить нестандартные интерпретации международной информации;

v принять на себя ответственность и проявить лидерские качества;

v применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач;

v исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков;

v рационализировать свою исполнительскую работу под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта;

v профессионально анализировать позиции РФ по основным международным проблемам.

Владеть:

v системным мышлением, способностью к обобщению, анализу, восприя­тию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

v нормативными правовыми документами, регулирующими процесс принятия внешнеполитических решений в РФ;

v приемами решения практических задач в области принятия решений;

v компьютерными технологиями на уровне пользователя для решения профессиональных задач;

v исполнительскими навыками в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков;

v навыками рационализации своей исполнительской работы с учетом накапливаемого опыта;

основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций.

 

4. Структура и содержание модуля

 

Общая трудоемкость модуля составляет 7 зачетных единиц – 252 часа.

Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) – 98 часов.

Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекционным, семинарским занятиям, докладам и презентациям) – 118 часов.

Экзамен/тесты – 36 часов.

 

Дисциплина

«ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц – 72 часа.

Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) – 34 часа.

Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекционным, семинарским занятиям, домашним заданиям и зачету) – 38 часов.

 

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Всего Лек. Сем. Сам.р.
  Введение в дисциплину   1,         Проверка выполнения домашнего задания
  Оформление заказа на проведение анализа             Проверка выполнения домашнего задания
  Сбор и обработка первичной информации             Проверка выполнения домашнего задания
  Формулировка проблемы             Проверка выполнения домашнего задания
  Концептуализация проблемы             Проверка выполнения домашнего задания
  Операционализация проблемы             Проверка выполнения домашнего задания
  Программирование информационно-аналитической деятельности             Проверка выполнения домашнего задания
  Структурирование вторичной информации             Проверка выполнения домашнего задания
  Формирование альтернативных решений             Проверка выполнения контрольной работы
  Оценка альтернативных решений             Проверка выполнения домашнего задания
  Формулировка рекомендаций             Проверка выполнения домашнего задания
  Дизайн политического решения   13, 14         Проверка выполнения домашнего задания
  Мониторинг результативности действий   15, 16         Проверка выполнения домашнего задания
  Подготовка итогового заключения             Проверка выполнения домашнего задания
- ИТОГО:             Зачёт

Дисциплина

«ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...