Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Расцвет Киевской Руси




Красное Солнышко

Большим начальником Владимир стал в 970 году, когда отец Святослав посадил его наместником в Новгороде. Их было трое: Ярополк, Олег, Владимир. Ярополк Святославич, унаследовавший от отца великий киевский стол, пошёл на Олега с войском. Олег княжил в древлянских землях. Стоит отметить, что убедить Ярополка соединить область Олега с Киевскою удалось Свенельду. Свенельд был сподвижником Игоря и Святослава. Он ненавидел Олега, который убил сына его, именем Люта. Князь древлянский, узнав о намерении брата, также собрал войско и вышел к нему навстречу; но проиграл. Олег спасался бегством, однако его воины, гонимые неприятелем, теснились на мосту у городских ворот, они же и столкнули своего князя в глубокий ров. За ним падали с моста и другие люди и лошади. В итоге Олег погиб. Ярополк забыл своё торжество, всё же не желал он смерти своему брату. Он долго раскаивался, искренняя печаль о смерти Олега была предчувствием собственной несчастной судьбы.
Услышав о том, что между братьями случилась война и что “убил Ярополк Олега”, Владимир, как пишет летопись, “испугавшись, бежал за море”. Вернувшись в 978 году из-за моря с ватагой варяжских наёмников, Владимир первым делом объявил войну своему брату и законному киевскому князю Ярополку. После чего решил перехватить у него невесту – дочь Полоцкого князя Рогволода Рогнеду – и отправил к ней сватов. Отец поинтересовался у дочери, хочет ли она поменять жениха, на что Рогнеда возразила категорическим отказом, так как не хотела выходить замуж за сына рабыни. Матерью Владимира была ключница Малуша (наложница Святослава), в то время как матерью Ярополка была законная жена Святослава – венгерская принцесса. Владимир, таким образом, был бастардом, и гордая Рогнеда предпочла Ярополка. Оскорблённый Владимир собрал войско, захватил Полоцк, пленил семью Рогволода, после чего дядя Владимира Добрыня повелел племяннику изнасиловать Рогнеду при отце и матери. Потом Рогволода и двух братьев Рогнеды Владимир убил. То, что устроили в Полоцке Владимир и Добрыня, являлось чем-то запредельным даже по тогдашним полудиким понятиям.
Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.
При Владимире все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятич, земли по обе стороны Карпат. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. В 988 году, при Владимире I,в качестве государственной религии было принято христианство. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит. Принятие христианства имело огромное значение для дальнейшего развития Руси. Ускорилось стирание местных племенных различий, ускорилась духовная связь всех частей страны. Укрепилась власть князя. Крещение Руси способствовало развитию культуры, просвещения, каменного строительства, архитектуры и т.д. Принятие христианства содействовало более тесным связям с Византией и другими странами Европы. Все некрещённые становились врагами князю, многие были не согласны с новой религией, тех же новгородцев крестили, подчинив страхом – сжигали дома и деревянных идолов, а каменных ломали.
Владимир, которого прозвали “Красное солнышко”, был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным. Однако возникает вопрос – “Святой или грешник?”. Процесс христианизации продолжался сотни лет. И если в больших городах он прошёл сравнительно быстро, в сельской местности борьба с отголосками языческих культов продолжалась и в XIX веке. Следует напомнить, что совсем незадолго до крещения Владимир устроил в Киеве большое капище из шести главных идолов славянского пантеона. Кроме того, значительная часть княжеских дружинников оставались истовыми язычниками, поклонявшимися Одину. Поэтому трудно представить, чтобы Владимир устроил публичные репрессии против собственного воинства. Язычников, конечно, притесняли, но не могло быть массовых кровавых расправ. Недооценивать заслуги князя Владимира перед государством не стоит. Однако, отношение как к личности к нему разное. Святой ли тот, кто насилует женщину и убивает её родственников на её же глазах? Вопрос риторический. “И не был сыт блудом, и приводил к себе замужних жён и девиц”. Впрочем, церковь уже решила сама.

Мудрая правда

Ярослав Мудрый — одна из ключевых фигур Древней Руси. Обычно помнят его отца, Владимира Святославовича, помнят его деда, Святослава, и, конечно, помнят Ярослава. Это притом, что Ярослав — одна из загадочных фигур нашей истории. Начнем с того, что само прозвище Мудрый, несмотря на то, что многие историки считают, что это современное прозвище, которое ему дали его подданные и окружение, на самом деле появляется в историографии в 60-х годах XIX века. До этого времени его просто называют Ярослав Владимирович или Ярослав I. Сама история Ярослава тоже достаточно любопытна, потому что Ярослав был одним из сыновей Владимира, а сколько у него было сыновей, не знает никто. Есть два перечня детей Владимира, но они расходятся между собой. Ярослав был посажен в Новгород, а это один из крупнейших центров Древней Руси, собственно, второй по значимости после Киева. И он был один из первых, но не самый первый, кто попытался отделить свою территорию от Киевской Руси.
С именем Ярослава связывается целый ряд очень важных событий. Это и создание «Русской Правды», самостоятельного русского законодательства Древней Руси, и такое важное событие, которое у нас проходит вторым или третьим планом, как строительство Золотых ворот в Киеве, Софии Киевской, учреждение двух монастырей — Святого Георгия и Святой Ирины. Понятно, почему такие монастыри: Георгий — это крестильное имя самого Ярослава, а Ирина — это крестильное имя его супруги, шведской принцессы Ингигерды. Оказывается, что Ярослав выстраивает структуру Киева по образу Константинополя, он повторяет константинопольскую модель. Там тоже есть Золотые ворота, от которых дорога идет к Софии Константинопольской, с левой стороны, так же как и в Киеве, монастырь Святого Георгия, с правой — Святой Ирины. Хотя и Константинополь был неоригинален — он повторял иерусалимскую модель. И это говорит о том, что Ярослав начинает создавать сакральный центр Русской земли.
Ярослав был первым, кто поставил своего митрополита без согласования с Константинополем — того самого Илариона, который произнес «Слово о законе и благодати» на освящении надвратного богородичного храма над Золотыми воротами. И это был очень сильный ход, потому что тем самым Русская земля пыталась выйти из-под крыла Константинополя. Попытка, с одной стороны, удачная, с другой стороны, как только умер Ярослав, Иларион тут же был смещен со своего поста. На смену ему, как всегда, пришел уже митрополит-грек, был восстановлен статус-кво, но сама попытка любопытная. Потому что Киевская Русь попыталась стать абсолютно независимым государством и религиозным центром. Это потом будет повторяться неоднократно разными князьями: Андреем Боголюбским, Дмитрием Московским, которого мы знаем с прозвищем Донской, но это история более позднего времени. Ярослав заложил основы российской государственности, российского законодательства и управления русской землей на много десятилетий и столетий вперед.
Есть и другая сторона. Ярослав никак не мог претендовать на Киевский престол. Ни по старшинству, ни по завещанию своего отца. Но будущий великий князь проявил способности в коварстве. Постепенно он одолел братьев, а потом позаботился о том, чтобы в памяти потомков остаться в образе разумного и справедливого правителя. Что не помешало Ярославу “на всякий случай” продержать 23 года в заточении своего безвинного младшего брата Судислава. Кроме того, есть версия, что князья Борис и Глеб были убиты по воле Ярослава, которому они мешали на пути к единоличной власти не меньше, чем Святополку, на которого умело и свалили вину за это преступление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...