Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туберкулез как социально-психологическая проблема




В.П. Стрельцова (Торжок)

Туберкулез, являясь по своему физиологическому механизму психосоматическим расстройством, относится к так называемым социальным болезням. По данным ВОЗ на земном шаре насчитывается около 20 млн. больных туберкулезом, выделяющих возбудителя и представляющих эпидемиологическую опасность для населения. Ежегодно в мире умирают от туберкулеза 1-2 млн. человек.

К 2003 году статистические данные, касающиеся заболеваемости и смертности при этой патологии, позволили сделать неутешительный вывод об эпидемии туберкулеза в России. Ситуация осложняется тем, что туберкулез впервые выявляется чаще всего уже в запущенной стадии: 40% из вновь выявленных больных имеют фазу распада и обсеменения легочной ткани, а часть больных поступают на лечение в той стадии, когда медицина бессильна им помочь. Другой большой проблемой являются адаптированные к лекарствам туберкулезные палочки, так называемые резистентные формы микобактерий, которые наиболее опасны для человека.

Статистические данные свидетельствуют также о том, что в России общее число больных активной формой туберкулеза составляет на настоящий момент около 376.000 человек (из них – 10.000 детей) и каждый день от данного заболевания умирает около 100 человек. При этом, если у обычных граждан заболеваемость равняется 50 на 100 тыс. человек, то в местах лишения свободы она равна 3000 на 100 тыс., то есть в 60 раз выше, чем среди гражданского населения. Следует учесть, что в места заключения ежегодно поступает около 300.000 здоровых россиян и столько же освобождается. Среди освобожденных примерно 10% страдают активной формой туберкулеза и 80% являются носителями микробов. Такие данные заставляют задуматься над истинными причинами эпидемии туберкулеза в России.

В рамках Российской Академии Медицинских Наук нашей группой начаты исследования психогенеза современного туберкулеза легких. С помощью комплексного исследования, включающего клинические проявления начала и течения заболевания, проводилось исследование личности пациентов и специфических для туберкулеза особенностей их системы отношений, изучение патофизиологических отклонений в функциональном состоянии корковых звеньев динамических церебральных систем. Это предоставит возможность выделить специфические звенья психогенеза туберкулеза, позволяющие включить в лечебный процесс не только патогенетическую психотерапию и психологическую коррекцию, но и разработать социально-психологические программы, включающие профилактические мероприятия по формированию здоровой личности с адекватными потребностями и нравственными устоями.

К настоящему моменту нам удалось получить первые данные, подтверждающие наличие специфического радикала личности и специфических для туберкулезных больных элементов системы отношений, приводящих к актуализации отрицательных эмоций, связанных с претензией к окружающим людям (особенно к наиболее тесно связанным с пациентами: родителям, супругам, близким друзьям и сотрудникам, к государству) в рамках морального осуждения их за недостаточно почтительное отношение к больным и «нарушение» их «законных» прав на капризно-вседозволенное поведение. Как правило, будущие больные формируются в родительской среде с неустойчивой системой отношений, где один из родителей является носителем более или менее выраженных нравственных установок и требует хотя бы внешнего их выполнения. Ребенок с раннего детства интериоризирует жизненный стиль семьи, научается быть требовательным в отношении окружающих лиц, при этом требовательность к себе чаще всего демонстрируется и проявляется в спокойной эмоциональной обстановке, тут же исчезая, когда обстановка напрягается. У больных возникают невротические реакции, соответствующие истеро-кататоническому типу, которые вполне могут заканчиваться агрессивными поступками в разной степени внешнего проявления. При этом больные не испытывают истинной виновности за свой стиль поведения, продолжая считать свои реакции законными, потому что они – «нервные люди», а другие это не учитывают и неправильно с ними себя ведут.

Результаты многолетних исследований профилей личности при различных психогенных соматических и психических заболеваниях позволили выявить не только специфические особенности личности, но и получить тревожное подтверждение того, что в последние три десятилетия происходит ее заметное нравственное разрушение у большинства людей, особенно ярко проявляющееся во все более молодом возрасте. Свойственное большинству людей выраженное эмоциональное напряжение нервной системы как бы стирает грань между реакциями на окружающий мир при различных нозологиях, уравнивая силу претензий и агрессивных реакций, что и определяется сравнительно высоким тонусом центрального симпатического звена вегетативной нервной системы и снижением тонуса ее парасимпатического звена, которое фиксируется при предъявлении количественного нейропсихологического обследования. Высокие коэффициенты звуковой «предельной реакции выбора» у большинства наших больных превышают норму в 10-20 и более раз, что объективно соответствует невротическому стилю поведения и его обусловливает.

Система воспитания детей в большинстве семей в раннем детстве чаще всего организована по типу «кумир в семье» и формирует потребленческо-зависимые тенденции с претензиями различной окраски, специфически отличающихся при разных нозологиях и определяющих складывающийся радикал личности. В дальнейшем при определенных условиях и невозможности удовлетворить свои амбиции свойственные личности закрепившиеся в жизненном опыте переживания вызовут патологические доминантные напряжения в определенных участках центральной трофотропной регуляции, что приведет к возникновению специфических психогенных расстройств соматического или психического ряда. Туберкулез с XIX века относят к психосоматическим расстройствам и ему столь же присущи личностные специфические нарушения, как и другим заболеваниям этого круга. Поэтому перед наукой стоит задача обеспечения истинного понимания важности нравственных ценностей в системе воспитания подрастающего поколения. Только твердая иерархия гуманистических позиций с раннего детства обеспечит психическое и физическое здоровье, нормальное развитие иммунитета и возможность легче переносить вторжение инфекта и ему противостоять.

 

 

Взаимная отчужденность Личности и Системы управления как социально-психологическая проблема современного общества

Стрикель О.А. (Москва)

Взаимоотчуждение личности и системы управления, на наш взгляд, является сегодня одной из наиболее актуальных проблем развития современного российского общества. Поскольку подобное состояние взаимной отчужденности чревато негативными экономическими, социальными, нравственными, политическими последствиями, как для отдельного человека, так и для всей системы в целом.

Любая социальная система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, и если в системе возникает отчуждение, то эта взаимозависимость и жизнеспособность всей системы в целом нарушаются. Поэтому развитие системы управления напрямую зависит от качества управленческого труда, от профессионального управления системой, влияющего на качество жизни людей.

Взаимное отчуждение между человеком и системой свидетельствует о дефиците профессионализма в управлении, что в результате может привести к деформации организационного состояния, к кризису системы в целом. Именно такая ситуация, по нашему мнению, характерна для российского общества в настоящее время, где противоречивость управленческих процессов и состояние массовой отчужденности является признаком недостаточной развитости самой системы и дефицита профессионализма в управлении. Например, в Конституции РФ Россия провозглашена как «социальное государство», то есть государство, которое должно проводить активную социальную политику – отсутствие нищих, обеспечение всех граждан без исключения определенным набором товаров и услуг, достаточных для достойной жизни и гармоничного развития личности, сокращение разрыва между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения, предоставление льгот социально незащищенным гражданам и пр. В реальности же, в погоне за экономическими показателями, руководители государства забывают о тех, для кого все это должно делаться – о своих труженика, гражданах.

Система не создает благоприятные условия для развития человека как самореализующейся, творческой, самодостаточной личности, то есть такие возможности, которые были бы адекватны жизненно значимым потребностям человека и отвечали бы требованиям понятия «качество жизни». Следует подчеркнуть, что качество жизни людей - это не только уровень доходов, но и о такие важные для жизни человека факторы, как наличие льгот, доступ к качественным системам здравоохранения, образования, коммунально-бытового обслуживания, транспорта и связи, состояние окружающей среды, доступность достижений культуры, ощущение собственной значимости в обществе, степень защищённости от преступных посягательств и т. д.

Действительно, в России сегодня первая самая острая социально-экономическая проблема - нищета и крайне низкая цена рабочей силы. Ни о каком демократическом правовом гражданском обществе и речи не может идти, если в государстве не решена проблема бедности большей части населения. Ведь еще Маркс знал, что нищий человек, обеспокоенный только собственным выживанием, не в состоянии подняться до осознания своих гражданских, а тем более политических, интересов. Эта проблема взаимосвязана с другой: несправедливое и ненормально распределение личных доходов наших граждан - большой разрыв между самыми бедными и самыми богатыми, что в свою очередь способствует развитию еще большего процента бедноты. При этом поразительно, что, доход государства сегодня создается за счет природных ресурсов и чудовищной эксплуатации наемного труда. Как говорит Академик РАН Д.Левада: «Нищий народ, а создает 70 процентов дохода бюджета России». Значит человек, труженик должен быть в основе всех экономических реформаций в нашей стране. Ведь именно труженики обеспечивают и делают возможным существование любой социальной системы.

Другим примером взаимной отчужденности является правовая незащищенность, недоверие к правоохранительным органам, ощущение обеспокоенности неправовыми действиями стражей порядка. По данным Левада-центра: «недоверие к людям в форме становится массовым явлением». Возникает ситуация, когда люди не доверяют и боятся тех, кто призван защищать их от преступности. В результате, формируется взаимоотчужденние между представителями властей и гражданами, между системой и личностью. Система и так превалирует над личностью в социально-экономической сфере, превращая человека в своего раба, так еще и не предоставляет возможности для реализации его гражданских, конституционных прав.

Более того, сейчас в России существует проблема морального доверия, а точнее недоверия, власти. И это тоже является свидетельством взаимоотчуждения граждан и аппарата управления: оторванность госчиновников от народа, безразличие, неуважительное отношение к людям, незнание подлинных нужд населения, расхождение между словом и делом, пренебрежение к законам и т.д.

Ощущение незащищенности (терроризм), утрата веры «в светлое будущее», отчуждение, затяжная безработица, усиливающиеся информационные нагрузки предопределяют у большинства россиян состояние социального шока. Государство не создает такие условия жизни, которые способствовали бы гармоничному развитию личности и обеспечению ее потребностей, а это неизбежно толкает людей в социальную «пропасть». Очевидно, что отсутствие внимания со стороны аппарата управления к объекту управления – гражданам – однозначно тормозит развитие российского общества. Ведь чем лучше развиты взаимоотношения между государством и тружеником, тем более прогрессивным является общество.

Поэтому, подчеркнем еще раз, что взаимоотчуждение представляет собой сложное, опасное с точки зрения развития общества, разрушающее явление, препятствующее развитию целостности системы. Отсюда очевидность политической и социально - психологической значимости данного явления, требующего своего решения, поскольку массовое ощущение отчуждения чревато серьезными социальными взрывами.

Непонимание или нежелание понимать высокую значимость этой социально-психологической проблемы свидетельствует о низком уровне профессионализма руководителей. Ведь как показывает зарубежная и отечественная управленческая практика, многие социальные системы, организации любого масштаба и любой сферы деятельности терпят крах из-за несовершенства именно внутренних механизмов управления: прежде всего взаимодействия субъекта и объекта управления. Для адекватного функционирования системы важно, чтобы были взаимная забота со стороны государства и граждан, руководителей и тружеников, взаимное доверие, уважение к интересам друг друга, понимание потребностей и ожиданий друг друга, была реализована политика Социального Партнерства, поскольку от этого зависит результат и эффективность работы системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...