Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления воспитания интеллигентности у курсантов




Воспитание интеллигентности курсантов в ВВУЗе осуществляется по трем направлениям:

- воспитание духовно-нравственной культуры;

- воспитание профессионально-трудовой культуры;

- гражданское воспитание курсантов [33, c. 66-77].

Рассмотрим общие подходы к организации процесса воспитания интеллигентности курсантов в ВВУЗе по основным направлениям.

Воспитание духовно-нравственной культуры студентов.Интеллигентность – это идеал воспитания, к которому стремится разви­тое демократическое общество. Интеллигент – это толерантный и ответственный человек, обладающий большой внутренней культурой, признающий самоценность личности, уважающий ее права и достоинство, руководствующийся в своих поступках и действиях совестью и справедливостью, сохраняющий активную гражданскую позицию. Составляющими интеллигентности как интегративного качества личности выступают духовно-нравственная, профессионально–интеллектуальная и гражданская культура.

Духовно-нравственная культура – высокий уровень развития способно­сти принимать и сохранять человеческое в человеке; знание и внутреннее принятие норм общественной морали, регулирующее поведение личности и ее отношения к миру, к себе, гармония нравственных чувств, сознания и поведения. Духовность как ментальную основу интеллигентности составляют:

- признание безусловной ценности человека, соответствующее гуманной парадигме образования с его ориентацией на приоритеты свободы, прав и достоинства личности как основы построения гражданского общества;

- сознательный патриотизм, глубоко коренящийся в сердце россиянина;

- стремление к поиску истины, добра, красоты, определяющее цель, смысл жизни и призвание человека, диалектически связанное с самосовершенствованием личности и общества в целом;

- вера, любовь, свобода, совесть – ценности, составляющие духовную основу всех сфер жизни, приносящие удовлетворение личности и пользу обществу и государству;

- общинность – соборность – коллективизм, обеспечивающие гармонию соотношения личных и социальных целей в решении важнейших задач современности [33, c. 66-70].

Вопрос о духовности – это вопрос о тех ценностях, на которые ориентируется человек, вопрос о его внутренней свободе, способности делать нравственный выбор, принимать решения со знанием дела. Внутренне принятые личностью духовно–нравственные ценности обеспечивают успешное осуществление трудовых целей, межличностное общение, взаимопонимание и полнокровную социально ценную, эмоционально насыщенную жизнедеятельность человека. Гуманистический контексте ориентация на другого человека, его эмоциональное самочувствие, притязания и ожидания. Поэтому важнейшая составляющая духовнонравственной культуры – формирование потребности личности к проявлению гуманных чувств: чуткости, добрых отношений и поступков, деликатности, сострадания, сорадования, то есть неотъемлемых качеств подлинного интеллигента. Знание студентами основ общечеловеческой и национальной культуры является необходимой предпосылкой формирования интеллигентности специалиста.

Интеллигенту – гражданину присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать материальное благополучие семьи и страны, бережное отношение к природе, забота о сохранении окружающей среды, активная общественная позиция в области экологического образования.

Сегодня важное значение для становления российского интеллигента имеет здоровый образ жизни курсантов, который формируется во многом в системе физического воспитания в вузе ее следующими направлениями:

–развитие физической культуры личности будущего специалиста как важнейшего фактора его гармоничного развития, эффективной организации здорового быта и досуга;

–формирование высоких нравственных, волевых и физических качеств; нравственно–психологической и физической готовности;

–сохранение и укрепление здоровья курсантов [60].

Специфика воспитания духовно–нравственной культуры курсантов заключается в том, что воспитателям чаще всего приходится иметь дело с людьми с уже относительно сформировавшимися взглядами, оценками, нравственными ориентациями; интересами и культурными потребностями; нормами поведения и опытом межличностных отношений.

Поэтому особенность вузовского военного образования – в слиянии внешнего, педагогически организованного воспитательного процесса с процессом развития тех положительных новообразований, которые заложены в предшествующий период. Отсюда необходимо:

- изучение духовно-нравственной культуры каждого курсанта (офицерам-воспитателям, куратором, преподавателем–предметником);

- коррекция нравственных отклонений гуманными средствами;

- систематическое «приращение» духовно–нравственной культуры в содержание каждого предмета.

Показателем духовно-нравственной культуры выступает коммуникативная культура личности, свидетельствующая о развитии ее готовности и способности к установлению взаимоотношений с другими людьми на основе нравственности и этики. Культура общения характеризует успешное одновременное протекание процессов взаимодействия личностей, обмена информацией, отношения людей друг к другу, а также свойственные интеллигентным людям сопереживание и взаимопонимание. Последнее качество особенно важно в условиях стремительного темпа современной жизни, дефицита душевной чуткости, тепла, сострадания и сочувствия, умения не только слушать, но и понимать другого человека. В современных условиях владение культурой общения требует от интеллигента-гражданина умения добиваться необходимых решений в различных инстанциях, выслушивать коллег и противников, убеждать словом и делом, аргументированно отстаивать свою точку зрения, выступать организатором и участником различных неформальных объединений граждан.

В условиях демократизации общественных отношений к воспитанию коммуникативной культуры предъявляются следующие требования:

- соблюдение культуры речи как основополагающего признака интеллигентной личности;

- знание иностранных языков как действенное средство сотрудничества с другими странами и народами;

- общение субъектов образовательного процесса на основе совместного увлечения творческой деятельностью и дружеского расположения;

- развитие у курсантов способности кооперироваться с людьми как неотъемлемая часть подготовки к жизни в демократическом обществе;

- использование в процессе обучения технологий коллективной и групповой работы;

- руководство принципами позитивной взаимозависимости, максимизации непосредственного взаимодействия между обучающимися, целенаправленного обучения навыкам работы в группе;

- овладение курсантами навыками, необходимыми для плодотворного сотрудничества с другими участниками общественно–производственной деятельности (умение слушать друг друга, разрешать возникающие недоразумения и конфликты, поощрять друг друга, составлять и реализовывать план общей работы, нести ответственность не только за свой вклад в общую работу, но и за конечный результат);

- развитие способности анализировать и оценивать текущую социаль­ную ситуацию, сохранять независимость суждений как важного средства проиводействия манипуляциям общественным сознанием.

Основными методами воспитания духовно–нравственной культуры курсантов, которые используются в воспитательной работе: являются следующие: беседы, лекции о нравственных принципах, ценностях современной молодежи, диспуты и дискуссии по актуальным проблемам общественной жизни.

Разнообразны формы организации воспитательной работы по данному направлению:

–фестивали различной тематики;

–творческие встречи с известными людьми, выпускниками факультета, участниками Великой Отечественной войны;

–посещение спектаклей, концертов, выставок;

–трудовые десанты;

– организация и проведение благотворительных акций и концертов.

Таким образом, перечисленные методы и организационные формы способствуют развитию нравственной, коммуникативной, эстетической, физической и гуманистической составляющих духовно-нравственной культуры курсантов.

Воспитание профессионально-трудовой культуры курсантов [33, c. 70-74].

Профессионально-трудовая культура – это высокий уровень развития умственной деятельности, способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы. Профессиональная культура включает в себя общие представления о социальной значимости данного вида труда, о профессиональном идеале, способах и средствах его достижения, развитые чувства профессиональной гордости, профессиональной чести и достоинства.

Современный специалист должен быть психологически готовым к переменам условий труда и характера трудовой деятельности, которые связаны с модернизацией производства, и к непрерывному пополнению и обновлению своих знаний, поэтому важным компонентом профессионально-трудовой культуры является интеллектуальная культура курсантов.

Интеллектуальная культура включает в себя знание законов мышления, памяти, научных методов познания процессов и явлений окружающего мира, самого человека. В задачи воспитания интеллектуальной культуры входит:

- формирование научного мировоззрения, знание методологических основ наук;

- развитие интеллектуальных сил и познавательных способностей личности;

- развитие потребности в непрерывном образовании, расширении общего кругозора;

- овладение основами общеобразовательных и специальных знаний, умений и навыков;

- знание и владение умениями научной организации труда и его условий;

- формирование познавательного интереса как устойчивой избирательной направленности личности к процессу познания;

- культура самоанализа, самооценки, рефлексии как привычки к осмыслению своей и окружающей жизни;

- информационная адаптация человека в обществе, включающая умения целенаправленно работать с информацией, активно использовать для ее получения, хранения, обработки и передачи современные компьютерные технологии, внедрять вновь созданные информационные ресурсы в экономическую сферу;

- развитие навыков самостоятельной работы и самообразования как основы успешной учебно-познавательной работы в ВВУЗе.

Значительное место в воспитании интеллектуальной культуры занимают исследовательские умения, которые формируются при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ. Наличие свободы выбора темы работы как необходимое условие развития индивидуальности повышает возможности проявления инициативы, самообразования и становления полноценной личности и делает более эффективной подготовку к самостоятельной жизни. Синтез теоретических знаний и практических умений, которые студенты приобретают в процессе практики, способствует подготовке компетентного специалиста.

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста – профессионала важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально–трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям.

Для курсанта ВВУЗа главным делом его жизни является учение, подготовка к будущей профессиональной деятельности. Поэтому показатели отношения к учению, его успешности, мотивации познавательного процесса являются важнейшими критериями гражданской сформированности личности.

Профессионально-трудовое воспитание выступает в ВВУЗе как специально организованный и контролируемый процесс приобщения курсанта к профессиональному труду в ходе становления его в качестве субъекта этой деятельности. По своему характеру оно представляет собой процесс нежесткого технологического (методического) управления обстоятельствами, способствующими формированию у курсанта профессиональной направленности, любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для себя лично (т.е. как ценности), сознательного творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля, профессиональной устойчивости и надежности. Все это служит предпосылками конкурентоспособности специалиста.

Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников ВУЗа является их социальная компетентность, т. е. уровень сформированности знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и содержанием и характером приобретаемой профессии. Курсантов ВВУЗа надо готовить к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в самых разнообразных обстоятельствах.

Эффективному воспитанию профес­сио­нально-трудовой культуры курсантов способствует организация следующих мероприятий:

–«профессиональные» дни;

–«Неделя специальности»;

–профориентационная работа с курсантами;

–проведение межпредметных олимпиад;

–организация научно–практических конференций;

–волонтерская работа;

–учебно–методические адаптационные лагерные сборы;

–конкурсы и турниры;

–создание постоянно действующих семинаров и научных лабораторий с участием курсантов.

Такая организация профессионально–трудового воспитания позволяет формировать профессиональную компетенцию курсантов, повысить их познавательную мотивацию, интерес к выбранной профессии, умения организации самостоятельной научной деятельности, развивать потребность в постоянном самообразовании в контексте концепции непрерывного образования.

Гражданское воспитание курсантов [33, c. 74-77].

Становление гражданственности человека тесно связано с формированием особого, ценностного, отношения к окружающей действительности. Принцип аксиологического подхода в формировании самодеятельности курсантов в процессе гражданского воспитания требует от будущих офицеров постоянного внимания к разворачивающемуся в действиях, эмоциональных реакциях и словах отношению к социально-культурным ценностям: человеку, семье, обществу, государству, природе, труду, познанию и ценностным основам жизни.

Под гражданской культурой понимается уровень, характер и содержание нравственных, правовых, политических, эстетических и иных знаний и навыков человека, помогающий ему осознать свои гражданские права и обязанности и определить свое место и роль в решении стоящих перед обществом задач. Правовая культура личности включает знание, уважение и выполнение человеком правовых норм, высокоразвитое чувство справедливости, готовность к правоохранительной деятельности.

Под гражданской компетентностью понимается совокупность готовности и способностей личности, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать права и обязанности члена демократического общества, применять знания и умения на практике. Составляющими гражданского самосознания выступают основополагающие ценности российской и мировой культуры. Ценностными ориентирами служат социокультурные и исторические достижения многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурные и исторические достижения родного края.

Самоопределяющаяся личность выдвигает требования к себе, обществу, государству, несет ответственность за свой выбор. Социальные действия способствуют самореализации личности: формирование социально активных граждан России, осуществляемое в системе гражданско–правового образования в вузе, является важнейшим направлением, обеспечивающим тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире, развитие у курсантов гражданственности, патриотизма и национального самосознания.

Основой системы формирования гражданской культуры личности служит интеграция всех учебных предметов, внеучебной деятельности, приобретение опыта демократических отношений, создание правового пространства в рамках образовательного учреждения.

На становление гражданственности будущего специалиста особое внимание оказывает воспитание у курсанта личной ответственности за все происходящее в ВВУЗе, активное участие его в системе студенческого самоуправления и самоуправления. В технологическом компоненте воспитания культуры личности курсанта традиционные методы и формы (историко–краеведческие музеи, военно-патриотические, историко–культурные клубы и объединения, военно-спортивные игры, походы и другие) сочетаются с активными и интерактивными (сюжетно-ролевые игры, дебаты и дискуссии, коллективное решение творческих задач). Доминирующая роль отводится организации практики, в которой курсант формирует собственное отношение к обществу и государству посредством участия в решении социальных проблем. Немаловажное значение также приобретает организация специальных занятий по формированию критического мышления, коммуникативных умений и навыков, разрешения конфликтов и ведения переговоров.

В укладе жизни ВВУЗа можно выделить инвариантную и вариативную часть. К первой относится обеспечение курсанту права выбора для изучения спецкурсов и спецсеминаров, темпа, формы и способа усвоения учебного материала, темы курсовых и квалификационных работ, формы зачетов и экзаменов; обязательное участие студентов и преподавателей в создании норм и правил общей жизни; открытость принимаемых решений и возможность каждого влиять на них.

К вариативной части – предоставление возможности каждому стать инициатором любого общего или группового дела; выборность органов кол­лектива; введение социально–трудовой практики как самостоятельной образовательной области, обеспечивающей социализацию личности и создающей особый стиль отношений в коллективе.

Позиция курсанта – это позиция субъекта собственной жизнедеятельности, стремящегося к самореализации в профессии и мире культурных ценностей. Позиция профессионально-личностного становления курсанта характеризуется как активная, самостоятельная, ответственная.

Воспитанию социально активных граждан способствуют следующие мероприятия:

–благотворительные акции;

–военно–патриотический фестиваль;

оформление стенда «Права и обязанности студента»;

–встречи с ветеранами войны;

–подготовка и проведение предвыборной кампании и выборов в органы студенческого самоуправления всех уровней (локального, факультетского, вузовского);

–посещение музеев города;

–экскурсии на природу, турпоходы.

Проводимые в рамках данного направления мероприятия способствуют воспитанию у курсантов гражданственности, чувства гордости за свое образовательное учреждение, город, край, страну, развитию патриотизма, ответственности, гума­низма, уважения к окружающим, взаимопонимания и взаимопомощи.

Программа педагогического сопровождения личностно-профессионального становления курсантов ВВУЗа предполагает три взаимосвязаных этапа: этап «Адаптация» (1 курс), «Вхождение» (2–3 курс), «Проявление» (4 курс), однако в каждом из этих этапов будет доминировать свой мотив и свой результат, а педагогическая и социальная практики позволят реализовываться значимым качественным характеристикам в процессе практической деятельности. Данная система отражена в таблице № 1.

Переход на ступеньку вовсе не означает доведение исследуемых качеств «до блеска», до абсолюта. Все качества будут совершенствоваться и далее, постепенно интегрируясь в интеллигентность офицера.

Таблица 1 –Система психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального становления курсантов ВВУЗа

Адаптация Вхождение Проявление
I-II курс III курс IV-V курс
Цель:создание психолого-педагогических условий для адаптации студентов к обучению в педагогическом колледже, вхождению студентов в учебно-профессиональную деятельность. Цельсоздание условий для самоидентификации студента как субъекта – учебно-познавательной профессионально ориентированной деятельности и саморазвития.   Цельсоздание условий для развития готовности к личностной и профессиональной самореализации.  
Направление развития: Самопознание, определение своих целей, задач, планов, развитие личностных качеств значимых в становлении субъектной позиции через установление студентом своих собственных особенностей, качеств, возможностей, способностей. Направление развития:Я исследователь, познающий педагогическую и социальную действительность, моделирующий оптимальные варианты развития, через выбор критериев, норм оценивания, координат на основе системы идеалов, ценностей. Направление развития:Я- субъект педагогической деятельности, интеллигент, в основе деятельности которого лежит стратегия принятия, уважения, помощи, поддержки ребенка.
принять остаться продолжить

 

Ведущей характеристикой совокупности педагогических условий становления будущего педагога как интеллигента выступает ее целостность, так как ни одно из ее условий, взятое в отдельности, не достигает поставленной цели, и только их интеграция обеспечивает решение данного вопроса.

Выводы по II главе.

1. Особая роль в становлении у человека образа будущего офтцера как интеллигента принадлежит этапу обучения в ВВУЗе. Представления о профессии претерпевают существенные преобразования по мере приобщения к ней. Изменяется структура и содержание образа, совершенствуется механизм его «конструирования», появляются общие принципы, согласно которым многообразные качества различных офицеров объединяются в одном образе.

2. Модель интеллигентности включает в себя ядро, которое образует смысложизненная ориентация личности (потребность служить всеобщему благоденствию), интеллектуальные качества (критичность мышления), морально-нравственные качества (совестливость, человеко­любие); а также коммуникативные качества, отражающие взаимодействие человека с окружающими (умение слушать и слышать другого, терпимость) и социальные качества, определяющие систему отношений человека с обществом, осознание окружающего мира и себя в нем (отношение к культуре, приоритет общественных ценностей).

3. Педагогические условия становления будущего офицера как интеллигента заключаются в следующем: курсант – представитель военной педагогической интеллигенции; использование в учебно-воспитательном процессе трех подсистем: учебно-боевую, внеучебную, социально-бытовую; реализация программы педагогического сопровождения курсантов как будущих офицеров в течение всего периода обучения в ВВУЗе.

4. Рассмотренные выше направления воспитательной работы с курсантами способствуют формированию духовно–нравственной, профессионально–трудовой и гражданской культуры, составляющих основу интеллигентности человека.

 

Заключение

В современных условиях Россия пережи­вает сложный и противоречивый процесс обновления. Углубление процессов социальной дифференциации групп по уровню доходов начинает оказывать заметное влияние на систему образования. Система образования чутко реаги­рует на социальные и экономические преобразования, которые происходят в стране: определяются новые перспективы развития, вносятся коррективы в цели, задачи, содержание учебно-воспитательного процесса.

Исследование подтвердило, что проблема подготовки современного офицера обусловлена потребностью государства и общества в личностях высоконравственных, творческих, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях и передающего их подрастающему поколению т.е. обладающего чертами и качествами российской интеллигенции. Интеллигентным можно быть каждый человек, не имея специального образования, однако сущностной чертой интеллигента является не просто набор качеств, но и умение на их основе осуществлять свою профессиональную деятельность.

Исследование показало, что представление об интеллигентности как качестве личности будущего специалиста основывается на интегративно–функциональном подходе. Данный подход позволил нам выделить ключевые компоненты интеллигентности и в то же время дать полную характеристику ее составляющих. В качестве ключевых компонентов мы рассматриваем духовность, образованность и воспитанность, которые воплощаются в духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуре личности.

В результате исследования были определены основные направления формирования интеллигентности у курсантов в ВВУЗе. Это воспитание духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры. Каждый факультет вуза, в зависимости от своей специфики, выстраивает свою учебно-воспитательную деятельность с учетом этих направлений.

В исследовании представлена модель формирования интеллигентности будущего офицера. В качестве приоритетных принципов построения системы воспитательной работы в вузе, направленной на воспитание интеллигентности, мы предлагаем использовать гуманный, целостный, системный, культурологический и компетентностный подходы. На основе компетентностного подхода построена модель выпускника ВВУЗа с учетом специфики формирования основных составляющих интеллигентности. Ключевыми компетенциями являются ценностно-смысловая, коммуникативная, социальная, учебно–познавательная и трудовая.

Доказано, что совокупность педагогических условий, способствующих становлению будущего офицера как интеллигента, включает:

- организацию образовательного процесса с выраженной ориентацией на обучение будущего офицера как интеллигента;

- использование в процессе становления курсанта как интеллигента организационно-педагогической основы, состоящей из трех взаимосвязанных специфических подсистем: учебно-профессиональной, внеучебной и социально-бытовой;

- наличие педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения курсанта в ВВУЗе.

На основе полученных научных результатов сформулированы рекомендации для практической работы в области воспитания военнослужащих в современных условиях.

Поставленные в данном исследовании задачи решены, цель – достигнута, положения, выносимые на защиту, доказаны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамов, О.Ф. Об интеллигенции и интеллигентности [Текст] / Ю.Ф. Абрамов // Философские науки. – 1991. – №6. – С. 62–63.

2. Авраамова, Е.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы ожидания [Текст] / Е.М. Авраамова, А.А. Шабунова, Д.М. Логинов // Социс. – 2005. – №9. – С.98-104.

3. Бажутина, О.Ю. Интеллигентность и педагогика [Текст] / О.Ю. Бажутина // Вызовы современности и философия: Кыргызско-Российский Славянский университет; под общей ред. И.И Ивановой. – Бишкек, 2004. – С.289–293.

4. Барабанщиков, А.В. Основы военной психологии и педагогики [Текст]: монография/ А.В Барабанщиков. – М.: Просвещение, 1988. – 23 с.

5. Белов А.А. Системной взгляд на основные категории интеллигентоведения // Генезис, становление и деятельность интеллигенции – междисциплинарный подход. - Иваново, 2000. - С. 53-55.

6. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для ВУЗов [Текст]: учебное пособие/ Н.В Бордовская, А.А Реан. – СПБ, Питер, 2000. – 304 с.

7. Будник, Г.А. Формирование интеллигенции в советской высшей школе 1945–1985 гг: на материалах Центрального района России [Текст]: дис... докт. пед. Наук/ Г.А Будник. – Иваново, 2004. – 416c.

8. Веселов В.Р. Интеллигенция и народ: возвращение к старой теме [Текст] / В.Р. Веселов // Интеллигенция ХХI века: тенденции и трансформации: м-лы науч.конф. – Иваново,2003. – 251с.

9. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст]: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/ С.М Вишнякова. – М.: МНЦ СПО, 1999. – 538 с.

10. Военная педагогика [Текст]: учебник для вузов/ под ред. О.Ю. Ефремова – СПб., Питер, 2008. – С. 345–401.

11. Военная педагогика [Текст]: учебное пособие/ под ред. А.А. Башлакова. – М.: Дом Красная звезда, 2008. – С.235–250.

12. Военная педагогика и психология [Текст]: учебное пособие/ под ред. А.В.Барабанщиков, В.П.Давыдов, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко – М.: Воениздат, 1986. – С.77–85.

13. Военная психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. – М.:Академия, 1998. – 384 с.

14. Галицких, Е.А. Интеллигент – основа становления будущего педагога [Текст]: монография/ Е.А Галицких. – М.: МГОУ, 2004. – С. 79-86.

15. Горожанин, Л.С. Об Интеллигентности. Беседы со студентами [Текст]: монография/ Л.С Горожанин – Иваново: 2001 ИвГМа, 2001. – 40с.

16. Димитричева, О.И. Интеллигентность как социально–духовное явление [Текст]: дис. … канд.фил.наук: 09.00.13 / О.И. Димитричева. – Нижний Новгород,2004. – 186с.

17. Добрынина, М.А. Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты [Текст]: монография/ М.А. Добрынина.– Белгород: Изд–во Белгородского гос. ун–та, 1998. – 354 с.

18. Запесоцкий, А.С. Российский интеллигент – идеал формирования современного специалиста [Текст] / А.С Запесоцкий // Образование и культура Северо-запада России – СПБ.,2001. – Вып.6.- С. 34-37.

19. Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности [Текст]: монография / Д.А. Сдвижков – Новосибирск: Институт всеобщей истории,2001. – 256с.

20. Интеллигенция в потокевремени: размышления и судьбы: [межвуз. сб. науч. тр.] / Курс. гос. ун-т, Ин-т теории и истории культуры. - Курск: Изд-во КГУ, 2004. - 435 c..

21. Интеллигенция и нравственность: Материалы междунар. науч. конф. (30 июня – 1 июля 2005 г.) [Текст]. – В 2 т. Т. 2. – М.. – Улан–Удэ: Изд–во БГУ, 2005. – 338 с.

22. Каган, М.С. Педагогические проблемы воспроизводства российской интеллигенции [Текст] / М.С Каган // Образование и культура Северо-запада России – СПБ.,2001. – Вып.6.

23. Карлов, Н.В. Интеллигента ли интеллигенция…[Текст] / Н.В. Карлов // Вопросы философии // Вопросы философии. – 1998. – №3.- С.3–17.

24. Кельман, Л.А. Интеллигентность как интегральное качество человека [Текст]: монография / Л.А Кельман. – Ставрополь: изд–во СГУ, 2005. – 222 с.

25. Коммисаренко, С.С. Идеал в структуре духовно–интеллектуальной элиты [Текст] / С.С. Комиссаренко // Административные рынки СССР и России. – М.,1996. – 418с.

26. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / сост. Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова / общ. ред. В.А Макаренко. –М.:Республика,1993. - 510 с.

27. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст]: монография / Л.Н. Куликова. – Хабаровск: Изд–во ХГПУ, 1997.- 175 с.

28. Ледяев, В.Г. Понятие интеллигенции: проблемы концептуализации [Текст] / В.Г. Ледяев // Интеллигенция и мир. - 2001.- №1.- С.15-19.

29. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: монография / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1998. - 102 с.

30. Лихачев, Д.С. Об интеллигенции [Текст]: монография / Д.С. Лихачев. – СПб.: Весцы,1997. – 148с.

31. Лихачев, Д.С. О русской интеллигенции [Текст]: письмо в редакцию / Д.С. Лихачев // Новый мир. – 1993. – №2. – С.3-9.

32. Лукьянова, О.В. Формирование интеллигентности у курсантов военного вуза в процессе обучения иностранному языку [Текст]: автореф…канд. пед. наук / О.В Лукьянова - Калининград, 2005. – 23 с.

33. Машарова, Т.В. Интеллигентность как ведущее качество будущего специалиста [Текст]: монография / Т.В. Машарова, Е.Л. Сырцова. - Киров: изд-во ВятГТУ,2006. – 99 с.

34. Машарова, Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании [Текст] / Т.В. Машарова. – Киров: ВГПУ,2000. – 84 с.

35. Машарова, Т.В. Педагогическая технология: личностно–ориентированное обучение [Текст]:учеб. пособие / Т.В. Машарова. –Киров,1999. – 215с.

36. Меметов, В.С. К дискуссии о времени появления и формирования российской интеллигенции [Текст]: монография / В.С Меметов-Иваново, 1997. – 5с.

37. Меметов, В.С. О некоторых проблемах теории и методологии исследования интеллигенции, ее генезиса и формирования [Текст]: учебное пособие / В.С. Меметов, А.В. Попов. – Рязань: Изд-во Рязанского гос. ун-та,2005. – 187с.

38. Меметов, В.С. Проблемы становления новой парадигмы интеллигенции [Текст] / В.С. Меметов // Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход. – Иваново,2000. - С. 25-27.

39. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.:Пед. общество России,2001. – 640 с.

40. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа–Пресс, 2004. – 4-е изд. – 512 с.

41. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов педвузов [Текст]: монография / И.П Подласый: в 2-х кн. - М.: «Владос», 2000. – кн. 2. - 256 с.

42. Понятовская Е.В. Становление будущего педагого как интеллигента в образовательном процессе колледжах [Текст]: дис…докт. пед. наук / Понятовская Елена Владимировна. – Краснодар, 2006. – 212 с.

43. Сидоров С.А., Вапилин Е.Г. Формирование интеллигентности - цель образовательного процесса С. 228-229 (228-244)

44. Сидоров С.А., Вапилин Е.Г. Формирование интеллигентности - цель образовательного процесса [Текст] / С.А. Сидоров, Е.Г. Вапилин // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 3. - С. 228 - 244.

45. Сластенин, В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя [Текст]: учебное пособие / В.А. Сластенин, А.И. Мищенко. – М.: Просвещение, 1997. -250 с.

46. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 22с.

47. Словарь справочник по педагогике [Текст]: учеб. пособие / ред. Н.М. Капустина. – Киров,2000. - 51с.

48. Соколов, А.В. Интеллектуально–нравственная дифференциация современного студенчества [Текст] / А.В. Соколов // Социологические исследования. – 2005. – №9. – С.91–98.

49. Соколов, А.В. Интеллектуально-этнические идеалы современ­ного студенчества [Текст] / А.В. Соколов // Педагогика. – 2005. – №6. – С.64–71.

50. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества [Текст]: монография / под ред. М.И. Рожкова, Т.В. Машаровой. – Киров: Изд–во ВятГТУ,2003. – 155с.

51. Теория и практика воспитания военнослужащих [Текст]: учебное пособие. – М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. – С.75–188.

52. Теория и практика воспитательной работы [Текст]: учебник / под общ. ред. С.А. Чернова. – Новосибирск: Новосибирское высшее военное командное училище, 2009. – 374с.

53. Толстых, В.И. Об интеллигенции и интеллигентности [Текст] / В.И Толстых // Вопросы философии. – 1982. – №10. - С.25-27.

54. Труфанов, А.А. Интеллигентность – понятие российское [Текст] / А.А Труфанов //Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. – 2001. - №1. – С.13–18.

55. Труфанов, А.А. Интеллигентность и молодёжная среда// Материалы межрегиональной научно–практической конференции «Молодёжь Поволжья: проблемы и перспективы» [Текст]: монография / А.А Труфанов–Казань: Отечество, 2001. – 137 – 138с.

56. Труфанов, А.А. Общественное мнение – ресурс формирования интеллигентности в современной России [Текст]: монография/ А.А Труфанов. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. – 104 с.

57. Труфанов, А.А. Основы теории интеллигентности [Текст]: монография / А.А Труфанов – Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. – 272 с.

58. Труфанов, А.А. Формирование интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла [Текст]: автореф.... канд. пед. наук /А.А Труфанова. –Казань, 2003. – 21 c.

59. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество6 уч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...