Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт преподавания бокса в общеобразовательной школе




 

Бокс может стать по-настоящему массовым видом спорта лишь в том случае, если его будут развивать в общеобразовательных школах.

Территориальный принцип организации спортивных секций наиболее удобен, так как он позволяет иметь постоянный состав занимающихся. В городах дети жи­вут обычно в 10—15 мин. ходьбы от школы.

Для посещения секции в школе им не нужно будет тратить много времени, как если бы они занимались в спортивном клубе или секции ДСО, расположенных да­леко от дома.

Кроме того, занятия боксом в школе способствуют развитию у ребят чувства коллективизма.

Боксом обычно увлекаются более активные ребята, пользующиеся авторитетом среди учащихся. Поэтому секция бокса, несомненно, является одной из наиболее действенных форм организации спортивного коллекти­ва в школе.

В период моей работы преподавателем физической культуры в школе № 265 Щербаковского района г. Мо­сквы в 1953—1955 гг. мне очень хорошо помогли орга­низовать внеклассную работу и повысить качество уроков именно те учащиеся, которые занимались в сек­ции бокса. Несмотря на то, что члены секции имели различный возраст и были учениками разных классов, их объединяли общешкольные интересы. Боксеры, как правило, всегда активно участвовали в соревнованиях по лыжам, легкой атлетике, хоккею, футболу и другим видам спорта.

Секция бокса представляла собой дружный, спаянный коллектив.

С октября 1956 г. мною была организована также секция бокса в школе № 707 Первомайского района г. Москвы, занятия в которой проводились регулярно два раза в неделю (по 70—80 мин.).

В секцию принимались учащиеся только 5—7-х классов (12—15 лет), физически здоровые и не имею­щие плохих оценок.

В занятиях наряду со специально-подготовительны­ми упражнениями и разучиванием техники бокса боль­шое место отводилось общеразвивающим упражнениям, подвижным и спортивным играм.

Много внимания уделялось развитию быстроты дви­жений и скорости реакции, так как в этом возрасте организм лучше приспосабливается к скоростным на­грузкам, чем к нагрузкам на выносливость.

Первый раз ребята получили перчатки после 2—3 уроков в секции, так как мы считали, что слиш­ком длительный период обучения без перчаток снижает у мальчиков интерес к занятиям. Через полтора-два месяца ребята могли уже побоксировать в условных боях.

На бои отводилось 1—2 раунда по 1 —1,5 мин. Та­ким образом, из обычного тренировочного урока, длящегося 70—90 мин., на бой по заданию в перчатках затрачивалось всего 2—3 мин., и обязательно под конт­ролем преподавателя.

При разучивании техники бокса с партнерами совер­шенно исключались сильные удары, а виновные в на­несении таких ударов сразу лишались перчаток.

В конце периода обучения школьников были прове­дены повторные антропометрические измерения, в результате анализа которых стало очевидно, что ре­бята, посещавшие секцию бокса, имели лучшие показа­ния по сравнению с учащимися тех же классов, но не занимавшимися боксом.

После того, как опытная работа по боксу в школь­ной секции продемонстрировала, что занятия в ней положительно влияют на физическое развитие подростков и имеют большое воспитательное и образовательное значение, мы решили провести более глубокое специаль­ное исследование.

Перед нами была поставлена задача разработать методику проведения секционных занятий по боксу в школах-интернатах и выяснить практическую возмож­ность использования элементов бокса в школьном уроке. Необходимо было также выяснить, в какой чет­верти учебного года наиболее целесообразно прово­дить уроки с использованием элементов бокса.

Исследование проводилось в школе-интернате № 7 Дзержинского района г. Москвы в октябре 1958 г. и закончилось в декабре 1960 г.

В своем выборе мы остановились на школе-интер­нате из следующих соображений. Во-первых, потому, что интернат — это новая, наиболее совершенная форма учебных заведений в нашей стране. Во-вторых, учебные классы в интернатах имеют несколько мень­шее количество учащихся, что позволяет лучше орга­низовывать и проводить уроки по физическому вос­питанию.

Секция бокса в школе-интернате № 7 была орга­низована в октябре 1958 г. В секцию принимались физически здоровые учащиеся 6, 7 и 8-х классов, имею­щие удовлетворительную успеваемость. Занятия прово­дились 2 раза в неделю в спортивном зале.

Каждое занятие длилось'70—80 мин., для того что­бы избежать возможной перегрузки ребят.

Планируя занятия, мы исходили из программы для юношеских секций бокса. Содержание урока состояло из раздела теории и практики.

 

ТЕОРИЯ

1. Значение и место бокса в советской системе фи­зического воспитания.

2. История развития бокса в СССР.

3. Гигиенические навыки и требования к проведе­нию занятий по боксу.

4. Элементарные сведения по судейству.

5. Элементарные сведения по тренировке боксера.

6. Элементарные сведения по тактике ведения боя.

 

ПРАКТИКА

Изучение и совершенствование техники бокса.

1. Боевая стойка, дистанция, передвижения, поло­жения кулака при ударе, уязвимые точки на теле бок­сера.

2. Прямые удары: одиночные, двойные, серии пря­мых ударов (атаки, зашиты, контратаки.).

3. Удары снизу одиночные, двойные, сочетания пря­мых ударов и ударов снизу (атаки, защиты, контр­атаки).

4. Боковые удары: одиночные, двойные, сочетания прямых и боковых ударов (атаки, защиты, контр­атаки).

5. Общеразвизающие упражнения на гимнастиче­ских снарядах, игры с мячом (волейбол, баскетбол), элементы борьбы и подвижные игры.

 

Теоретический раздел излагался во время трени­ровок и состоял из коротких бесед в начале или в конце занятий.

Практический раздел был распределен в уроках в зависимости от поставленных задач и в соответ­ствии с существующей методикой обучения боксу под­ростков.

Общеразвивающие упражнения применялись в каж­дом уроке, преобладая в процентном отношении в пер­воначальный период обучения.

Проводя занятие, педагог стремился преподносить материал в доступной форме, предлагая учащимся со­знательно усваивать технические приемы.

Первоначальная группа занимающихся, находясь в шеренге по два, разучивала очередное задание. Для каждой шеренги ставилась определенная задача. Уп­ражнения сначала выполнялись одновременно всей ше­ренгой, а затем преподаватель давал указания каждой паре боксеров отдельно. Через некоторое время боксе­ры менялись ролями (атакующие становились защи­щающимися и наоборот). Затем упражнения совершен­ствовались в парах в строю.

После месяца занятий ребятам было разрешено про­вести по одному-два раунда условного боя, где они могли проверить и закрепить свои знания в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.

После двух месяцев занятий наиболее успевающим было разрешено провести вольный бой 1—2 раунда по 1,5 мин.

Эта нагрузка совершенно не утомляла ребят и под­держивала повышенный интерес к дальнейшим заня­тиям.

Проводя секционные занятия в школе, мы не ста­вили целью подвести учеников к спортивному мастер­ству.

Уроки посвящались в значительной степени общей физической подготовке, и бокс был действенным сред­ством хорошего физического развития.

Наряду с овладением специальными упражнениями ученики упражнялись на гимнастических снарядах, со­вершенствовали технику игры в баскетбол, волейбол, изучали элементы борьбы и др.

Несмотря на то, что эти виды физических упражне­ний играли подчиненную роль, мы всегда стремились к тому, чтобы ученики технически освоили их.

Таким образом, ребята, овладевая навыками бокса, совершенствовались и в других видах спорта. Поэтому в составе сборных команд мальчиков от классов и шко­лы по гимнастике, баскетболу, легкой атлетике, лы­жам и другим видам спорта боксеры были в числе наиболее физически подготовленных. Все ребята, за­нимавшиеся в секции, сдали нормы на значки БГТО и ГТО в своих возрастных группах.

Они были активными участниками спортивной жиз­ни интерната.

В мае 1959 г. были проведены повторные антропо­метрические измерения. В результате анализа получен­ных данных стало очевидно, что у ребят, занимавших­ся регулярно в секции бокса, обнаружился наиболь­ший сдвиг в антропометрических показателях.

На последнем этапе экспериментальной работы изу­чалось применение элементов бокса в уроке физиче­ского воспитания.

Мы считали, что в уроке необходимо использовать специальные упражнения боксера по следующим при­чинам:

- во-первых, большинство мальчиков подросткового возраста испытывают к боксу повышенный интерес;

- во-вторых, занятия боксом и специфическими для бокса физическими упражнениями положительно влия­ют на физическое развитие ребят, развивают нервно-психические качества, воспитывают решительность, на­стойчивость, быстроту реакции, внимание, подвиж­ность нервных процессов, инициативность и т. д.;

- в-третьих, в процессе занятий мальчикам привива­ются полезные навыки, которые могут пригодиться в жизни каждого мужчины;

- в-четвертых, плотность урока физического воспита­ния увеличивается за счет разнообразных физических упражнений скоростно-силового характера.

Для введения элементов бокса в школьный урок 6—7-х классов мы считали наиболее подходящей вто­рую четверть учебного года.

Так, в первой четверти в занятиях по физическому воспитанию уделяется внимание легкой атлетике и спортивным играм, которые входят в систему общей физической подготовки школьников в программе БГТО и ГТО. Большой по своему объему материал по этим видам спорта едва укладывается в 2 часа еженедель­ных занятий на уроках физического воспитания.

Третья же четверть полностью отводится на лыж­ную подготовку. В четвертой четверти в программе ве­дущее место занимает легкая атлетика и спортивные игры. Занятия в спортивном зале в апреле, как пра­вило, являются подготовительными для выхода на пло­щадку.

Таким образом, наиболее удобной для занятий бок­сом является вторая четверть. Обучение проводится в спортивном зале. В содержание урока входят также н гимнастические упражнения на снарядах. В это время стабилизируется состав занимающихся в отделени­ях, повышается дисциплина и организованность на уроках.

Именно в этот период имеются все необходимые условия для включения в основную часть урока эле­ментов бокса без ущерба для прохождения гимнасти­ческого материала.

Эксперимент проводился на учащихся 6, 7 и 8-х классов интерната.

В подготовительной части урока экспериментальных групп использовалось 10—12 общеподготовительных уп­ражнений, применяемых боксерами. В основную часть урока были включены элементы бокса.

В других параллельных классах в обычный гимна­стический урок вводились только подготовительные уп­ражнения, аналогичные тем, которые применялись в экспериментальных группах.

В третьих параллельных классах уроки проходили по обычней школьной программе. Эти классы были контрольными.

Подготовительная часть урока проводилась для все­го класса; все упражнения выполнялись в движении в колонну по одному.

На подготовительную часть отводилось 10—12 мин. Каждое упражнение было заранее прохронометрирова­но и начиналось от одной из отметок в верхней или нижней середине зала, до которой доходил направляю­щий.

Подготовительной части урока мы придавали боль­шое значение, так как ставили задачу всесторонне под­готовить организм к предстоящей нагрузке в основ­ной части урока. Упражнения подбирались с расчетом, чтобы их могли выполнять и девочки, но нагрузка для них была соответственно снижена за счет меньшего количества повторений.

После подготовительной части урока одно из от­делений мальчиков шло к гимнастическому снаряду, а другое подходило к свободной от снарядов части зала для изучения элементов бокса.

Так как на основную часть школьного урока по физическому воспитанию обычно отводится около 20 мим., каждое отделение имело на освоение материа­ла 10 мин.

Для сокращения времени на одевание перчаток вместо шнуровки применялась тонкая резина. Это да­вало возможность отделению подготовиться к занятиям за 1 мин. В то время как группа «гимнастов» подго­тавливала снаряды, «боксеры» уже получали задание и приступали к занятиям. Отделение мальчиков-«гимнастов» иногда занималось на двух гимнастических снарядах, чередуя упражнения в висе и упоре. После смены снарядов отделение «гимнастов» становилось «боксерами», а «боксеры» — «гимнастами».

Материал был спланирован во 2-й четверти на 12 уроков с учетом времени, отводимого в уро­ке на усвоение программного материала по гимнас­тике.

В урок были также включены доступные для ребят простейшие приемы нападения и защиты в боксе.

Из раздела ударов в урок были включены: прямой левой в голову и туловище, прямой правой в голову, двухударные серии из прямых ударов.

Из раздела защит: подставка правой ладони, лево­го плеча и подставка левого локтя в сочетании с шагом назад.

В уроке были даны элементарные сведения по су­действу состязаний.

В конце четверти за выполнение контрольных упраж­нений выставлялись отметки в журнал, дополнительно к отметкам за гимнастические упражнения. Оценки, полученные экспериментальными классами за выполне­ние гимнастических упражнений, показали, что ребята не только не снизили результаты в этих упражнениях, но оказались лучше подготовленными, чем учащиеся контрольной группы.

Таким образом, овладение элементами бокса на уро­ке по физическому воспитанию способствует повыше­нию общей физической подготовленности, что, в свою очередь, положительно влияет на овладение гимнасти­ческим материалом.

В конце декабря во всех классах были проведены повторные антропометрические измерения, в результа­те которых оказалось, что наибольший прирост дина­мометрических данных и дачных спирометрии наблю­дался в экспериментальных классах, где в урок были включены и подготовительные упражнения и элемен­ты бокса. Затем по своим показателям шли классы, где в уроке использовались только подготовительные упражнения.

Меньшие сдвиги динамометрических показателей и показаний спирометрии произошли в контрольных классах.

Во второй четверти следующего 1960/61 учебного года элементы бокса были включены в уроки физиче­ского воспитания 7-го класса «А» повторно по аналогичной методике, с учетом пройденного мате­риала.

Итак, обобщение опыта преподавания бокса в совет­ских и зарубежных школах и проведенный эксперимент вполне доказывают, что бокс может развиваться в шко­лах наравне с другими видами спорта. Для этого есть все условия: доступность инвентаря и место для про­ведения занятий.

Целесообразно, чтобы спортивные общества, культи­вирующие бокс, первоначальную подготовку боксеров-юношей проводили в школах: ведь текучесть в школь­ных секциях значительно меньше, чем в секциях ДСО и ДСШ, а занятия в своей школе способствуют при правильном руководстве секции созданию крепкого спортивного коллектива.

Кроме секционных занятий, элементы бокса мо­гут быть с успехом включены в урок по физи­ческому воспитанию для мальчиков 6, 7 и 8-х клас­сов.

Изучение элементов бокса не только не ухудшает освоения программного материала, но и не снижает успеваемости школьников. Наоборот, элементы бокса способствуют повышению плотности урока и лучшему овладению гимнастическими упражнениями на снарядах, значительно повышают у мальчиков интерес к за­нятиям по физическому воспитанию и способствуют улучшению физического развития учащихся.

Учитывая, что правильно проводимые занятия бок­сом имеют большое оздоровительное и воспитательное влияние, а мальчикам необходимо овладевать элемен­тами самозащиты, следует рекомендовать для школь­ных уроков физического воспитания некоторые специ­альные и специально-подготовительные упражнения боксера, как средство общей физической подготовки учащихся 6—8-х классов.

 

А. Г. Степанов,

Мастер спорта СССР,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...