Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция работников при дискриминации




Ставка М N
     
     
     
     
     
Рабочий день    
Доход    

 

При ставке 40 руб./ч оба работника вместе предлагают объем тру­да 4 + 7 = 11 (ч/день). Это превышает 7 ч/день — объем спроса монопсонии. Менее «алчен» работник М (7 больше 4), поэтому его занятость равна желаемой для него — 4 ч/день. Другой работ­ник (N) будет работать оставшиеся 3 ч/день.

12. Цель работника — максимизировать доход. Под доходом понима­ется заработная плата или пособие по безработице.

Примечание. Каждый работник может получить гарантированное пособие по безработице — 80 руб./день. Для этого он должен вы­брать легальный рынок и указать следующую функцию предло­жения труда: 0; 0; 0; 0; 8.

13. Баллы определяются по следующим правилам:

* пять баллов. Присуждаются работнику, получившему наи­больший доход;

* четыре балла. Присуждаются работникам, доход которых меньше максимального, но больше гарантированного миниму­ма — 80 руб./день;

* три балла. Присуждаются работникам, получившим доход 80 руб./день;

* два балла. Присуждаются работникам, получившим нулевой доход, меньший 80 руб./день;

* один балл. Присуждается работникам, получившим нулевой доход. К ним относятся работники с «развалившегося» легаль­ного рынка труда, готовые работать при любом уровне оплаты труда (нет нулей в функции предложения труда), а также ра­ботники с теневого рынка труда, не выдержавшие конкурен­ции в условиях ценовой дискриминации.

Подготовка игры

1. Установить функцию спроса на легальном рынке труда и объем спроса на теневом рынке труда. Если предполагаемое количество студентов в группе — 7 чел., то можно взять эти данные из приме­ров 1 и 2 раздела «Теория». Если число студентов больше, то все объемы спроса рекомендуется увеличить в соответствующее ко­личество раз. Так, если число студентов равно 14 чел., то указан­ные значения следует удвоить, тогда функция спроса на легаль­ном рынке будет задана вектором (18; 30; 40; 50; 56), а объем спроса на теневом рынке составит 28 ч/день.

2. Подготовить карточки, в которых работники укажут избранный ими рынок труда и запишут объемы индивидуального предложе­ния труда при заданных ставках заработной платы, а преподава­тель запишет результаты игры — рабочий день, доход и количе­ство баллов (табл. 12.4).

 

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Подробно разобрать на доске примеры 1 и 2 из пункта «Теория».

Таблица 12.4

Выбор работника и его последствия

Работник  
Рынок  
Ставка зарплаты Предложение
   
   
   
   
   
Рабочий день  
Доход  
Баллы  

 

2. Объяснить студентам цели и правила игры. Показать возможные положительные и отрицательные последствия выбора легально­го или теневого рынка труда, той или иной функции индивиду­ального предложения труда.

3. Написать с одного края доски функцию рыночного спроса на ле­гальном рынке (см. табл. 12.1), а с другого края — объем на тене­вом рынке (число).

4. Раздать студентам карточки, предложить указать в них выбран­ный рынок труда и записать свою функцию предложения труда (см. табл. 12.4).

5. Дать студентам на обдумывание выбора 5-10 мин. Собрать кар­точки, разложить их по двум пачкам, соответствующим легально­му и теневому рынкам труда.

6. Записать на доске все функции индивидуального предложения труда на легальном рынке. Рассчитать на доске значения функ­ции рыночного предложения труда и рыночную ставку заработ­ной платы (см. табл. 12.1)i Для каждого работника на легальном рынке труда надо определить:

а) продолжительность рабочего дня, равную объему индивиду­ального предложения труда при равновесной ставке заработ­ной платы;

б) заработную плату (для занятых);

в) пособие по безработице (для безработных);

г) число полученных баллов.

Значения а)—г) записать в соответствующих клетках таблицы на карточке.

7. Записать на доске все функции предложения труда на теневом рынке (см. табл. 12.2). Для каждого работника на теневом рынке определить:

а) продолжительность рабочего дня (алгоритм расчета описан в Примере 2 раздела «Теория» и в примере к 11-му разделу «Правил игры»);

б) заработную плату (для занятых),

в) полученные баллы.

Значения а), б) и в) записать в соответствующих клетках табли­цы на карточке.

8. Подвести итоги игры, дать оценку действиям студентов.

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 7;

* рынков труда — 2;

* ставки заработной платы — 20,40, 60, 80 и 100 руб./ч;

* функция спроса на легальном рынке — 9,15,20,25 и 28 ч/день;

* объем спроса на теневом рынке — 14 ч/день;

* предел рабочего дня на теневом рынке — 24 ч/день;

* ставка пособия по безработице (от минимально допустимой заработной платы) — 10%.

2. Легальный рынок труда выбрали работники А, В, С и D (см. при­мер 1 раздела «Теория»).

3. Теневой рынок труда выбрали работники Е, F и G (см. пример 2 раздела «Теория»).

4. Итоги игры:

* пять баллов получил студент А. Он заработал 480 руб./день —

максимальный доход;

* четыре балла получили студенты В, С, Е, F и G. Их доход — не

максимальный, но больше 80 руб./день;

* три балла не получил никто;

* два балла получил студент D. Его пособие по безработице со­ставило 0,1 х 80 х 4 = 32 руб./день;

* один балл не получил никто.

Часть V

ПРОИЗВОДСТВО И СБЫТ

____________________________

 

Деловая игра «Поставщики и покупатели»

Цели игры

1. Усвоить понятие «ресурс», «продукт», «норма затрат ресурса», «оптимальный выпуск».

2. Научиться рассчитывать оптимальные запасы ресурсов и опти­мальный выпуск продукта при простейшем производстве.

3. Приобрести элементарные навыки поиска на рынке поставщиков ресурсов и покупателей продуктов, учета риска невыполнения обязательств поставщиками.

 

Понятия

Ресурс — товар, необходимый для производства другого товара-про­дукта. При разных производствах один продукт может служить как ресурсом, так и продуктом.

Норма затрат ресурса — количество ресурса, необходимое для про­изводства одной единицы товара.

Оптимальный выпуск — объемы производства продуктов, которые при заданных запасах ресурсов обеспечивают фирме максимальную выручку.

Теория

Рассмотрим случай, когда фирма производит два продукта из двух ре­сурсов. Заданы нормы затрат ресурсов и цены продуктов. Кроме того, примем два упрощающих предложения:

а) норма затрат первого ресурса при производстве второго продукта равна нулю, т. е. первый ресурс не используется при производ­стве второго продукта;

б) цена 1 кг первого ресурса равна цене 1 кг второго ресурса. Поэто­му доля денежных средств, затраченных на закупку первого ре­сурса, совпадает с долей этого ресурса в общем весе обоих ресур­сов.

Предположим, что на создание запасов ресурсов выделена опреде­ленная сумма денег. Определим, какая их часть должна быть затраче­на на закупку первого ресурса, а какая часть — на закупку второго ре­сурса. Запишем все рассматриваемые производственные показатели в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Ресурсы и продукты

  Продукт 1 Продукт 2 Запасы
Ресурс 1 a о r1
Ресурса в с r2
Цены p 1 p2  

 

Введены обозначения: а — норма затрат 1-го ресурса при произ­водстве 1-го продукта; в — норма затрат 2-го ресурса при производ­стве 1-го продукта; с — норма затрат 2-го ресурса при производстве 2-го продукта; r1 весовая доля запасов 1-го ресурса в общем запа­се ресурсов (в %); r2 — весовая доля запасов 2-го ресурса в общем запасе ресурсов (в %); р1 цена 1-го продукта; р2 цена 2-го про­дукта.

Такая производственная ситуация относится к задачам линейного программирования, которые обычно решаются весьма непросто. Одна­ко наши упрощающие предположения позволяют легко найти искомую структуру запасов, которая обеспечит фирме максимальную выручку. Критерий оптимальности структуры запасов основан на анализе отно­шения цены продукта и объема затраченных на него ресурсов, он ут­верждает:

а) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ресур­сов превосходит аналогичное отношение для второго продукта, то следует производить только первый продукт. При этом запасы ре­сурсов должны быть пропорциональны соответствующим нормам затрат ресурсов. Иными словами,

если p1 /(a + в) > р2 , то r1 = a /(a + в), r2= b /(а + b).

б) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ре­сурсов меньше аналогичного отношения для второго продукта, то следует производить только второй продукт. При этом следует закупать только второй ресурс:

если p1 /(a + в) < р2 , то r1 = 0, r2 = 1 (100%).

Пример 1. Из говядины и свинины производят колбасу и ветчину. Для изготовления 1 кг колбасы требуется 2 кг говядины и 1 кг свини­ны (часть мяса идет в отходы). Для изготовления 1 кг ветчины требу­ется 3 кг свинины. Цена колбасы равна 90 руб./кг, цена ветчины — 75 руб./кг. Поскольку 90Д2+1) больше 75/3, то для максимизации вы­ручки надо производить только колбасу. Поскольку соотношение за­трат говядины и свинины при производстве колбасы равно 2: 1, то и соотношение запасов должно быть таким же: доля говядины — 2/3 (67%), свинины - 1/3 (33%).

Таблица 13.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...