Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волны де Бройля в космосе Александра Сардана

26.01.2017 г. я выступил на конференции АМКОСа (Ассоциация музеев космонавтики России) с докладом «Космос Александра Сардана». Президент АМКОСа, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Александрович Джанибеков сделал к нему обширный комментарий.

Я впромельк коснулся вопроса о специфическом корпускулярно-волновом дуализме в сардановской манере письма.

Владимир Александрович углубил и развил эту тему.

Он говорил о диалоге Альберта Эйнштейна и Луи де Бройля.

Как здорово, что в их контактах встретились две противоположных картины мира, дав поразительный синтез!

Владимир Александрович – прекрасный художник.

Сближение науки и искусства – своеобразный билингвизм в мышлении – естественны для него.

Поэтому он так проникновенен и точен в своём понимании «Амаравеллы».

Этой статьёй я всецело обязан В.А. Джанибекову.

1. Картина Александра Сардана «Дары Вселенной» написана в 1922 г.

Мощные сдвиги пришлись на этот год и в науке, и в искусстве.

 

– Александр Фридман создаёт модель нестационарной Вселенной.

– Павел Филонов выступает с программой аналитического искусства.

– Арнольд Шёнберг работает над двенадцатитональной системой музыки.

Новизна нарастает по всем направлениям.

Раздвигается и картина мира, и человеческое сознание.

От науки классической – к науке неклассической.

От искусства традиционного – к искусству авангардному.

Параллелизм этих переходов наметился со всей очевидностью.

Масса перекличек и унисонов!

Поначалу это уходит от рационального осмысления – слишком разнородные уровни приводятся во взаимосвязь.

Аналогии между ними схватываются интуитивно.

Волновые поля!

Это грань реальности совсем недавно открылась в науке.

Не она ли предстаёт нам на картине Александра Сардана?

Аристотель говорил: природа не терпит пустоты.

Франсуа Рабле внёс в эту мысль экзистенциальную ноту: природа боится пустоты.

Уместно вспомнить и такое латинское выражение: Horror vacui – страх, боязнь пустоты.

Далеко не все испытывали эту отрицательную эмоцию.

Так, Демокрит и Ньютон принимали пустоту во всей её абсолютности и безусловности: как нечто физически – и даже онтологически – необходимое.

Как среду для движения.

Как фон всех событий.

Другие – наоборот – стремились к тому, чтобы заполнить пространство сколь угодно тонкой, неуловимой для чувств, но всенепременно реальной субстанцией.

Такова квинтэссенция Аристотеля.

Сегодня это понятие иногда используют для обозначения тёмной материи.

В качестве заполнителя пустоты долго рассматривался эфир.

Сколь драматичными оказались попытки удержать его в физике!

Это и просто, и удобно: мыслить свет как колебания эфира.

По мановению Альберта Эйнштейна он улетучился?

Без него – неуютно?

Однако вакансия, оставшаяся после эфира, была быстро заполнена.

Со всей масштабностью и непреложностью себя заявила полевая реальность.

Не она ли проявилась в картине Александра Сардана?

Никакой пустоты!

Да здравствует полнота!

И чтобы всклень – сверх края – с избытком!

Поэт Леонид Лавров, современник Александра Сардана, написал в 1929 г. поэму «НОБУЖ» аббревиатура расшифровывается так: «Наука об Уплотнении Жизни»,

Художник прошёл эту науку?

Пространство у него насыщено и перенасыщено – оно кажется многомерным – ему соприсуща неизбывность – оно неисчерпаемо – и вместе с тем тесноты в нём нет.

Бесконечное число степеней свободы!

Это становится переживанием.

 

2. Притягивающая сила янтаря и магнита всегда волновала воображение.

Человек трансцендировал возле них.

Говоря иначе, чувствовал присутствие чего-то иного – нездешнего.

Считай – потустороннего.

Только после работ Майкла Фарадея и Джеймса Максвелла прояснилась природа этих явлений.

Поле равноправно с веществом.

Они паритетны.

Бытие предстало двуплановым.

В 1923 г. Луи де Бройль придёт к идее корпускулярно-волнового дуализма всей материи.

Создаётся ощущение, что картина Александра Сардана предваряет этот взгляд на мир – даёт ему наглядное, ошеломительное в своей художнической свежести выражение.

Мы видим своеобычный контрапункт вещественного и полевого. Границы между телами и волнами истаивают.

Вчера они взаимоисключали друг друга?

Глазам не веришь: теперь готовы к взаимопревращениям!

Во всей своей неожиданной очевидности нам предстаёт их амбивалентность.

С одной стороны – картина Александра Сардана.

С другой стороны – формула Луи де Бройля.

Разве мы вправе связывать столь несхожие явления?

Однако для их ассоциирования есть все основания.

Картина сквозит в формуле – формула оборачивается картиной.

Неужели это возможно при той высокой степени абстракции, какая характерна для квантовой физики? Мера отвлечённости в ней нарастает, прогрессирует.

Волна, прорисовавшая в узоре интерференции: это наглядно.

А волна вероятности?

Очевидно, здесь имеется какая-то мера, в чьих пределах чувственные образы не теряют смысла – Луи де Бройль хотел удержаться внутри этих границ.

Для де Бройля понимать — значит наглядно представлять.

 

Волна и частица – противоположности.

Они как теза и антитеза: неотвратимо завязывается антиномия.

Корпускулярно-волновой дуализм: конечно, это парадокс.

Конечно, оксюморон.

Можно ли согласовать заведомо несогласуемое – совместить априори несовместимое – примирить фатально непримиримое?

Всё-таки можно!

У культуры в этой сфере наработан богатый опыт: она сотворила великое множество двойственных – миксатропных – существ.

Приведём в пример кентавров.

Именно о них вспомнил Эрвин Шрёдингер, пытаясь донести как до себя, так и до читателя идею Луи де Бройля, дерзившую парадигме – выламывающуюся из неё:

 

Конечно, достигается некоторое единство картины мира, но оно в высшей степени странное. Можно привести следующее сравнение: раньше мир был заселён людьми и лошадьми, теперь же мы имеем только один вид – кентавров [9: 18].

 

Проецировал этот образ на волновую механику де Бройля и Даниил Гранин. Он разработал целую дисциплину, назвав её не без вызова так: кентавристика. С успехом несколько лет необычный курс читался в РГГУ. Вот цитата из его программы:

 

Необходимы предварительные замечания к самому названию предлагаемого курса – "кентавристика". Это название метафорически выражает суть излагаемой дисциплины: попытку научного освоения универсального феномена сочетаний несочетаемого – в природе, истории, культуре [6].

 

Сочетание несочетаемого!

Это один из инструментов остранения, о котором в 1914 г. сказал Виктор Шкловский.

Луи де Бройль остраняет физику.

Александр Сардан остраняет живопись.

Они работают в различных направлениях.

Но поразительным образом конвергируют и в интуитивном мироощущении, и в дискурсивном миропонимании.

Бытие у обоих двоится.

Однако даже в своих глубинных корнях – на фундаментальном уровне –оно не уходит за горизонт наглядности.

Жорж Лошак пишет: «Для де Бройля понимать — значит наглядно представлять» [5: 26].

Это очень существенно для нашей темы: требование наглядности.

Оно должно импонировать людям искусства.

Предлагая так называемое двойное решение проблемы, Луи де Бройль выдвинул гипотезу волны-пилота – она как бы ведёт за собой частицу, намечая её траекторию.

По сути это метафора!

Элемент поэзии тут очевиден.

Хочется сказать на правах вольной интерпретации: волны-пилоты бороздят пространство Александра Сардана – их траектории часто и густо переплетаются – образуют вибрирующую сеть.

Биографы Луи де Бройля подчёркивают связь его научного мышления с французской ментальностью.

А.А. Еленкин в своей статье «Наука как продукт национального творчества» пишет: «Гений французского народа можно было бы охарактеризовать как «фантастический» позитивизм» [3: 13].

Интересное наблюдение!

Кентавроподобная волна-пилот хорошо согласуется с ним.

Она – нечто воображаемое, и вместе с тем – вполне верифицируемое.

И причуда, и явь.

Корпускулярно-волновой дуализм даёт простор для игры как ума, так и чувства.

 

3. Любимым камнем «Амаравеллы» был исландский шпат.

Расмус Бартолин открыл в процессе его исследования двойное лучепреломление.

Весьма философический эффект!

Раздвоения – и удвоения, дихотомии и – бифуркации: это ключевые алгоритмы сущего.

Бытие издревле видится двухполюсным.

Линия расслоения намечается по-разному.

У Платона она разделяет мир вещей (дольнее – преходящее – энтропийное) и мир идей (горнее – вечное – безэнтропийное).

Это здесь – это там.

Это наше – это иное.

Это посюстороннее – это потустороннее.

Великая поляризация!

Культура осциллирует на границе, проведённой Платоном – норовит взять и отсюда, и оттуда.

Ей жизненно нужен перепад этих уровней.

Благодаря нему образуется сильнейшая духоподъёмная тяга.

Монолитное – монотонное – монологичное: это не для культуры.

Ей любы различные би-, диа-, поли-.

Мир, который мы видим непосредственно – не весь мир.

Есть иномир.

Тяга к запредельному – подчас безотчётное томление духа по высшему и сокровенному питают романтизм.

Символизм является поздней репликой романтизма.

Суть этих интенций точно схвачена Ф.И. Тютчевым.

 

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

 

Символизм этот порог не перешагнул.

Он остался в положении предстояния.

Что таится за покрывалом Изиды?

Интуиция нащупывает сокровенное. Но свои впечатления художники передают на условном языке. Это именно символический язык.

Авангард пошёл дальше.

Трансцендировать – буквально означает «перешагивать».

Авангард этот сделает в прямом смысле слова: пересечёт порубежье, раньше проницаемое лишь для снов и предчувствий – и окажется внутри ноуменальной реальности.

Каждый мастер найдёт в её пределах собственный образ.

Обратим внимание на Любовь Попову (1889–1924). Она пытается проявить силовые поля Вселенной – её невидимые скрепы. Об этом свидетельствуют названия работ:

 

Динамическая конструкция (1916–1917)

Живописная архитектоника (1919)

Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение (1921)

 

В принципе Любовь Попова и Александр Сардан решали одну задачу: высветить – и означить с помощью линий и красок – полевую структуру пространства, его незримые скрепы и каркасы.

Но сколь несхожи их стилистики!

Тем не менее подчеркнём общность: поля становятся предметом художнической визуализации – для искусства это революция.

Искони привязанное к миру вещества, оно восстанавливает – вслед за наукой – симметрию в картине мира.

Преодолевается односторонность!

Василий Кандинский – Казимир Малевич – Александр Родченко: это попытки оставить предметность за спиной – и продвинуться в беспредметность.

Далеко не всегда в этом устремлении художники искали поддержку науки. Тем не менее сходство результатов достигалось само собой.

Вот ньютоновские кольца расцвечиваются в приборах физика – вот нечто подобное рождается на холстах Робера Делоне, идеолога орфизма.

Исаак Ньютон – первопроходец.

Идя с палитрой по надёжному следу, Робер Делоне обогащает искусство – эстетически осваивает волновую реальность.

Существенное замечание: художник и учёный пересекаются в оптическом диапазоне.

Что естественней и тривиальней?

Причём здесь трансцендирование?

Радуга – роса на листе манжетки – грани хрусталя, играющие сонмом преломлений: это живописалось тысячи раз.

Феномены, эпифеномены!

Это ведь на виду.

Тогда как авангард коснулся ноуменальных глубин света и цвета.

Тут совсем другое.

Инфракрасное – и ультрафиолетовое: то, что между ними – экониша для нашего зрения.

С двух сторон оно чувствует непреложный упор.

Наука в конце ХIХ века рывком продвинулась и влево, и вправо от оптической полосы.

Отсчитаем от 1922 г. 34 и 27 лет соответственно.

1888 г.: Генрих Герц открывает радиоволны. Возможность общения на расстоянии производит впечатление чуда.

1895 г.: Вильгельм Рентген открывает Х-лучи – они тоже воспринимаются в метафизическом духе.

И радиоволны, и Х-лучи!

В них есть что-то авангардное.

Их открытие сродни поискам искусства.

И там, и здесь мы видим превозможение заданных границ – выход в неизвестную область.

Быть может, это самый впечатляющий параллелизм в истории культуры!

Наука и искусство работают в резонансе.

Вероятно, тогда этот унисон сознавался немногими – но теперь его красота и сила поняты адекватно.

Где прецеденты?

Их нет!

 

4. Дуализм Декарта – и корпускулярно-волновой дуализм Луи де Бройля: если тут и есть сходство, то сугубо системное.

Или методологическое.

Но это немало!

Добавим, что нельзя уйти от искушения соединить две этих формы дуализма – наложить их друг на друга.

Первая декартова субстанция – протяжение (res extensa) – материальна. Она занимает место в пространстве.

Значит, состоит из корпускул?

В пандан развиваемой теме выдвинем предположение: вторая субстанция – мышление (res cogitans) – может пониматься как система волн.

Или как пси-поле?

Спекулятивное понятие!

Но культура не может без таковых.

Подчас они обнаруживают свою эвристичность.

Сейчас мы играем в аналогии.

Это игра в бисер – по Г.Гессе: Das Glasperlenspie.

Продолжим рассуждать в игровом духе.

Человек – симбиоз двух субстанций. Homo sapiens своеобразно – на сложном биологическом уровне – воплощает в своём составе корпускулярно-волновую двойственность.

Смерть означает распад комплекса.

Корпускулы возвращаются в лоно природы – волны уходят за пределы пространства.

Это спорная контаминация двух идей.

Будем считать её данью поэзии.

 

5. Видимое и невидимое: это одна из важнейших оппозиций культуры.

Когда человек впервые уловил касание незримого?

Независимо от того, является источник этих ощущений чем-то объективным или всецело субъективным – мы вправе сказать со всем основанием: картина мира стала другой. Она чудодейственно углубилась – и главное: из одноуровневой сделалась двухуровневой – разделилась на две качественно различных сферы. Теперь на границе, разделяющей их, сосредоточились значительнейшие события и акции, связанные с жизнью духа.

Прежде всего это мистерии.

Цель их такова: проявить скрытое.

Не суть важно: она это делает имитационно (через игру, представление) – или пытается напрямую выйти в неведомое, мобилизовав для этого духоподъёмную тягу экстаза,

Скрытое прозревается в гадании.

Сколь изощрённые техники разрабатывались для этого!

Некоторые из них родственны искусству – предполагают образование форм, выразительно передающих потаённые смыслы.

Среди видов мантики назовём такие:

 

Сциомантия – гадание по тени.

Капномантия – гадание по дыму.

Церомантия – гадание по воску, выливаемому в воду.

 

Визуализация скрытого – или желание такового – здесь налицо.

Вызвав бытие из небытия, Бог задаёт изначальную дихотомию: вот видимый мир – вот мир невидимый.

Отношения между ними мыслятся разнообразно.

То нам кажется: граница – непреложна.

То она начинает сквозить: потусторонне просматривается – хотя и неотчётливо.

А то и вовсе два мира приходят во взаимодействие, как бы перемешиваясь – пронизая друг друга.

В последнем случае мы – жители двух миров: привыкаем к незримому, но действенному окружению – ведём с ним диалог. Кто-то убеждён в реальности такового – кто-то видит здесь развивающую игру.

Откуда говорил даймон Сократа? Этот голос навсегда вплёлся в культуру – никакой шум не может его забить.

Предстояние перед невидимым порождает одну из самых замечательных антиномий культуры.

В тезисе невидимое – недоступно.

Неприступно!

Единственное средство хоть как бы приблизиться к нему – апофатика.

Это язык отрицаний, вычитаний.

Не то, не то, не то!

Испытываешь чувство возвышенного.

Все другие регистры эстетического сознания отключаются начисто.

Нам предлагают «одним отъятием выявлять как таковую сокровенную красоту» [2: 747].

Это красота какого-то совершенно особого рода.

Она внечувственна?

В антитезисе утверждается: невидимое может проступать – облекаться в нечто доступное нашей сенсорике. Оно как бы адаптируется к ней, проявляя снисхождение к нашим скромным возможностям – идя нам навстречу.

При этом что-то теряется?

Искажается?

Невозможно сказать.

Это похоже на перевод с языка одной реальности на язык другой.

О степени адекватности мы судить не можем.

Ярким выразителем тезиса был Дионисий Ареопагит.

Изоморфизма между видимым и невидимым нет!

Оставьте мысль о каких-то подобиях.

Чем не подобнее, тем вернее, точнее.

Чем дальше, тем ближе.

Дионисий Ареопагит предлагает изографам принять «метод неподобных подобий» [2: 201].

Эта установка – экстремум парадоксализма.

Заметим: она предоставляет огромную свободу художнику – оправдывает его сколь угодно субъективное восприятие невидимого.

Ещё цитата:

«Таким образом священнописания Речений чтут, а не бесчестят небесные чины, изображая их в неподобных им формах и таким образом показывая, что они надмирно пребывают за пределами всего вещественного. А что неподобные образы возвышают наш ум лучше, чем подобные, я не думаю, что кто-либо из благоразумных людей стал бы оспоривать» [2: 57].

 

Обосновать антитезис доверим Павлу Флоренскому.

Ассист в его понимании – тонкие полоски золота, наложенные поверх левкаса – суть манифестация высшего.

Это излияние в мир нетварного света.

Замечательны эпитеты, подобранные для него исихазмом: неизрекомый – нерекомый – неречённый – неглаголемый – несказанный.

Вроде как по определению это излучение внечувственно.

Однако Григорий Палама уверяет нас: физическое зрение способно уловить его.

Ассисткой оно как бы усиливается.

Читаем у о. Павла:

 

Я понимаю тебя так, что в линиях разделки ты усматриваешь не видимые, но как-то познаваемые нами и далее прорастающие чувственный образ, первичные силы, образующие своим взаимодействием онтологический остов вещи. Действительно, тогда можно было бы говорить о разделке как о силовых линиях поля, формующего вещь. Так, это могли бы быть постигаемые умом, но чувственно не данные зрению линии давлений и натяжений [8: 119].

 

Сходный приём использует Александр Сардан.

Золото у него заменяется фольгой. Задача всё та же: выявить – вывести в наш мир – эманации первосущего.

Высветить скрытое – добраться до него с кистью и палитрой: вот одна из важнейших задач авангарда.

В этом контексте должны восприниматься светомузыкальные искания Микалоюса Чюрлёниса и Александра Сардана.

«Амаравелла» их продолжила.

Звук невидим.

Синестезия делает его зримым и хроматически, и линеарно.

Александра Сардана увлекала пластическая передача вибраций.

Арфа даёт один узор, орган – другой.

Мы видим это на полотнах мастера.

Сейчас речь идёт об акустике.

Но волновые уравнения едины для разных сред и субстанций.

Александр Сардан повторял знаменитые опыты Эрнста Хладни: когда песок реагирует на колебания, вызываемые движением смычка по краю пластины.

Намагниченные опилки дают схожие кружева.

Нечто подобное мы видим и на картинах Сардана.

У художника иной источник колебаний: гармония сфер.

Понятно, что мы говорим метафизически.

Но ведь попадаем в точку.

 

6. Процитируем всего несколько слов из эпохальной статьи Луи де Бройля 1923 г.: «волна, связанная с перемещением движущегося тела» [178].

Микротела!

Это внове – это впервые.

Французский физик здесь впервые связывает воедино две ипостаси материи.

Волна или частица: разделительный союз требует от нас жёсткого и однозначного выбора при решении проблемы света.

И волна, и частица!

Соединительный союз ведёт к широкому всевмещающему синтезу.

За переходом от одного союза к другому стоит целая эпопея.

Спор двух школ – волновой и корпускулярной – достиг большого напряжения.

Ньютон – Эйнштейн – Комптон: их аргументы в пользу корпускулярной теории не вызывали сомнения.

Гюйгенс – Френель – Юнг: убедительные опыты, поставленные ими, да свидетельствовали о волновой природе света.

Двойственность света: эта идея витала в воздухе.

Луи де Бройль не только сфокусировал её, но и расширил: дуалистична – в самой себе расщеплена на две ипостаси – вся физическая реальность.

Кентавроморфизм стал основой миропонимания.

Бытие обнаружило свою двузначность – двуслойность – двуплановость – двууровневость – двуаспектность.

Как если бы картину мира писали сразу два художника: один приверженец пуантилизма (пишет точечными мазками) – другой сторонник оп-арта (гонит по полотну волны).

Искусство подражает природе?

Осуществляет мимезис?

Тогда корпускулярно-волновой дуализм должен как-то отразиться в его практике.

Это мы и видим на картинах Александра Сардана.

Поля – волны – вибрации – колебания – суперпозиции – резонансы – интерференции: теперь это и предмет искусства, и его язык.

Революционно обновлённый язык!

Мир полей стал для Александра Сардана родной стихией.

Бесконечное число степеней свободы!

Это его ключевое свойство.

Его прерогатива.

Наш вещный мир взят в тиски разнообразными ограничениями.

Табу – запрет – лимитация: это его словарь – его специфика. Ныряя в океан полей, мы сбрасываем все шоры – развязываем все путы – раздвигаем все рамки – перерастаем все планки – опрокидываем все барьеры.

Это покуда мечтательный – грёзовидческий – мир.

Но художник обеспечивает подлинность переживаний.

 

7. Современник «Амаравеллы» Александр Гурвич развивал теорию биологического поля.

Он был виталистом.

Это совместимо: витализм и космизм.

Это просит синтеза.

Космос Платона – живой космос.

Он дышит.

В нём осуществляется обмен веществ.

Картина А.П. Сардана подводит нас к мысли о возможности полевых форм жизни.

Приглядываясь к полотну, мы угадываем в сетях пульсирующих линий загадочные формы и структуры, неисповедимо свидетельствующие о своей биологичности.

Это фауна?

Межпланетная – межзвёздная – межгалактическая фауна!

Быть может, мы когда-нибудь научимся создавать свои полевые копии – и будем выходить в открытый космос.

И перемещаться на субсветовых скоростях.

А потом и на сверхсветовых!

Фантастика?

«Амаравелла» причастна и к этому жанру.

 

ВМЕСТО ПРИМЕЧАНИЙ

 

1. МЫ ТОЖЕ ВОЛНЫ?

Формула для малых скоростей и больших масс.

Мы вправе распространить её на наш мир и на самих себя.

Кентавроморфизм практически не ощущается.

Но он есть!

Его не может не быть.

Это закон природы.

Это формула для релятивистских частиц.

В этом случае корпускулярно-волновой дуализм получает своё яркое и мощное выражение.

Длина волны де Бройля зависит от массы частиц.

Чем больше масса, тем меньше длина.

У макротел она настолько мала, что ускользает от наблюдения – ею можно пренебречь.

Это относится и к нам.

Но всё равно мы волны!

Всё равно кентавры в де Бройлевском смысле.

 

2. ДИФРАКЦИЯ Х-ЛУЧЕЙ

 

Теория должна обладать предсказательной силой. Так оно и получилось с идеей де Бройля. В 1928 г. – спустя 4 года после того, как она была чётко сформулирована – Клинтон Дэвиссон и Лестер Джермер направили пучок рентгеновских лучей на кристалл никеля. Тот сыграл роль дифракционной решётки. И что же? Искомая картина была получена.

Рентгеновские лучи дифрагируют – выражаясь простецки, они наполовину волны.

Область действия закона де Бройля была экспериментальна расширена. Прогностический потенциал идеи!

Таковой несут и многие картины Александра Сардана.

 

3. ПОЭТИКА РАДИОВОЛН

 

Джеймс Максвелл разработал электронную теорию света.

Генрих Герц подтвердил её экспериментально. Он показал: электромагнитные волны способны к отражению, дифракции, интерференции, поляризации.

Совсем как свет.

Может, он является их частью?

Так и вышло.

Вездесущие радиоволны: физическое явление поначалу воспринималось как нечто магическое – уходило от рассудочного понимания.

В картине А.П. Сардана «Маяки Земли и сигналы из космоса» (1926) воспета космическая радиосвязь.

Владислав Ходасевич писал:

 

О, если бы вы знали сами,

Европы тёмные сыны,

Какими вы ещё лучами

Неощутимо пронзены!

 

Это новое в мироощущении человека: понимание, что среда обитания изменилась – что в ней появилась таинственная незримая составляющая.

«Амаравелла» отразила эпохальные перемены.

 

4. ПОЛЕМИКА ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА И ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА О ПРИРОДЕ АНГЕЛОВ

 

К вопросу о видимом и невидимом имеет прямое отношение спор двух великих святителей.

Игнатий считал: невещественен только Бог.

Всё тварное так или иначе причастно материи, пространству и времени.

Ангелы тут не исключение.

 

Ангелы суть существа, ограниченные временем и пространством, следовательно, имеющие свой наружный вид. Безвидным может быть только ничто и бесконечное существо: бесконечное существо потому безвидно, что, ни в каком направлении не имея предела, не может иметь никакого очертания; а ничто безвидно, как не имеющее никакого бытия и никаких свойств. Напротив того, все существа ограниченные, самые великие и самые малые, как бы ни были тонки, имеют свои пределы. Эти-то пределы, или концы существа, составляют его очертание, а где очертание — там непременно вид, хотя бы мы нашими грубыми очами и не видели его [С. 307].

Феофан занимал альтернативную позицию.

«Амаравелла» в этом диалоге заняла позицию Игнатия.

Она обращалась к теме ангелов. Вспомним их назначение: вестники, посланники.

Откуда?

Из будущего.

Чтобы коммуникация этого типа стала реальной, необходима сверхсветовая скорость – Альберт Эйнштейн показал, что в этом случае инверсируется причинность. Это значит, что следствие опережает причину – в настоящее передаётся информация о том, что ещё не сбылось в нашей системе отсчёта.

Разовьём это фантастическое невероятие: ясно, что через релятивистский рубеж нельзя перебросить что-то вещественное, телесное – это могут сделать лишь какие-то особые волны.

Их генерируют ангелы?

«Амаравелла» заглядывала в грядущий день, используя тахионные – сверхсветовые – линии связи?

Наше воображение получает мощный разгон.

Это самоценно.

 

5. СКРЫТЫЕ ПАРАМЕТРЫ

 

Вероятностный дух квантовой физики смутил приверженцев классической картины мира.

В ней царит причинность.

Ясная и стройная – линейная – прозрачная – однозначная причинность!

Культовое отношение к ней идёт от архитекторов античного космоса.

И вдруг основание под ним зашаталось!

Соотношение неопределённостей – вместо чётких каузальных зависимостей.

Неприятие этой ситуации заставило Дэвида Бома искать так называемые скрытые параметры.

Он хотел сказать: если копнуть глубже – за метку, поставленную Н. Бором и В. Гейзенбергом – то под хаотической игрой вероятий всё-таки пробрезжит что-то устойчивое.

Дэвид Бом востребовал идеи Луи де Бройля.

Восстановление утраченной гармонии он пытался поручить волнам-пилотам.

Хотел заставить их двигаться по правилам, близким тем, какие приняты в макрокосмосе?

Это спорно.

Однако поиск скрытых параметров крайне интересен в философском плане.

По сути это что-то трансцендентное.

То бишь находящееся за гранью эмпирии.

Это Бог, который не играет в кости?

Дэвид Бом сдружился с индийским философом Кришнамурти.

Как и Николай Рерих, он имел в своих истоках теософию – учение Е.П. Блаватской. Нет сомнения: для «Амаравеллы» скрытые параметры существовали – но на правах чего-то скорее поэтического и романтического, чем строго научного.

«Амаравелла» уважала позитивистское правило демаркации: это – физика, это – метафизика.

Новая научная картина мира была принята мастерами безоговорочно.

Когда им казалось, что её рамки тесноваты, они выходили за предел – обращались к запредельному.

Это вненаучно?

Но законно для искусства.

 

6. ВО СЛАВУ ПОСТОЯННОЙ ПЛАНКА

 

Квант действия!

Это 1900-й год.

Открытие, ставшее переломным – в корне изменившей картину мира.

Оно сыграло роль эвристики в разработке А. Эйнштейном теории фотоэффекта.

Квантовый – дискретный – корпускулярный: ясно, что эти понятия продолжают ньютоновскую линию в понимании света – она диаметрально противоположна поиску Луи де Бройля.

Конечно же, учёный не встал в оппозицию, посмотрев на проблему шире: и Макса Планка, и А. Эйнштейн – казалось бы, людей из другого лагеря – он превратил в союзников.

Луи де Бройль смог планковское действие преобразовать в аналог фазы волны.

Стало ясно: h работает на обе концепции.

Появилась возможность объяснить с помощью квантов явления интерференции.

До Луи де Бройля это казалось немыслимым – чем-то абсурдным.

Александра Смык пишет: «Таким образом, постоянная Планка явилась величиной, объединяющей корпускулярные и волновые представления» [29].

Картина А.П. Сардана содержит в себе эту двуоборотность.

Что мы видим?

Своего рода интеллектуальный бипедализм!

Задействованы две опоры.

Художник и квантует, и связывает.

Он являет нам гармонию прерывного и непрерывного, дискретного и континуального.

 

7. МУДРОСТЬ АЛЬБЕРТА ЭЙНШТЕЙНА

 

Первооткрыватель фотонов – значит, по определению носитель корпускулярной парадигмы – решительно поддержал волновую революцию Луи де Бройля.

25 ноября 1924 года в Сорбонне состоялась защита диссертация молодого учёного по теме «Исследования по теории квантов».

Работа вызвала дискуссию.

А. Эйнштейн одобрил её.

Это эллинская закваска?

Эстетически окрашенное приятие гармонии противоположностей?

Интересно в данном контексте вспомнить позицию Эрвина Шрёдингера. Он ярко развил идеи Луи де Бройля – но сделал крен в сторону волн: по сути полностью оторвал их от частиц.

Однобокость!

По сути это уже не дуализм, а что-то совсем другое.

Волновой монизм?

Может и так.

Дуализм света – дуализм всего электромагнитного спектра – наконец, дуализм вещества, взятого в своём полном охвате: экспериментальная диалектика Луи де Бройля прекрасна в своей неостановимой экспансии.

 

8. ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ

 

Это движется частица в силовом поле – а это распространяется волна в неоднородной среде.

Сколь разные процессы.

Однако Уильм Гамильтон объединил их на основе вариационного принципа: в обоих случаях природа действует экономно – оптимально – так и тянет сказать: целесообразно.

Ещё Пьер Ферма доказал: свет движется кратчайшим путём.

Хотите увидеть здесь водящую руку?

Отсюда – телеология.

То бишь учение: о присутствии в природе промыслительной силы.

Разве не родственно русской софиологии?

Пьер Ферма вывел свой принцип для геометрической оптики.

Она игнорирует волновые свойства света.

Но вот Уильям Гамильтон показывает: геометрическая оптика – предельный случай волновой оптики для малых длин волн.

Здесь уже брезжит кентавроморфизм.

Оптико-геометрическая аналогия содержит в себе зародыш корпускулярно-волнового дуализма.

Схожие интенции Александр Сардан выразил по-своему.

Потоки частиц и колебания волн пересекаются в его полотнах спонтанно.

Ничего нарочитого!

Программные установки отсутствуют.

Художник нутром уловил двоение бытия.

Его вела интуиция.

Он не иллюстрировал науку – он оказался в одной струе с нею.

Отсюда поразительные совпадения.

Прорывы Луи де Бройля – и озарения Александра Сардана: это рядом.

Это навсегда вместе!

 

 

9. ЭФФЕКТ КОМПТОНА

 

Слева – ньютонианцы (за корпускулы!), справа – гюйгенсианцы (за волны!).

Перетягивание канатов длилось три века.

Консенсус был найден в принципе дополнительности.

Contraria sunt complementa.

В 1923 г. великое противостояние воспроизвелось кратко и динамично.

Но уже в атмосфере согласия.

При экспериментах с рентгеновскими лучами был открыт эффект Комптона.

Почему фотоны, проходя сквозь кристалл никеля, в определённых случаях не интерферируют?

Причём длина их волны – вопреки предсказаниям теории – возрастает.

Это можно понять, признав наличие корпускулярного компонента в Х-лучах – Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн обретают в лице Артура Комптона верного союзника.

Но противника по сути уже нет.

Вместо битвы – полный мир.

Синхронно с опытами Артура Комптона его французский коллега Луи де Бройль ищет своё компромиссное двойное решение.

Гармония природы раскрывается в новом развороте.

Эффект Комптона укрепляет идею корпускулярно-волнового дуализма.

Голоса двух учёных, представляющих альтернативные парадигмы, слышатся нам в картине А.П. Сардана «Дары Вселенной».

Обоюдность pro et contra!

Дополнительность!

Диадность!

Холст превращается то в дифракционную решётку, то в экран для регистрации фотоэффекта.

Впрочем, надо ли буквалистски переводить на физический язык содержание картины?

Ну да, мы видим ажурную сеть волн, колебаний и с удивлением наблюдаем за тем, как в их игре формируется вещный, структурно устойчивый мир.

Мастер следил за научной полемикой?

Это имело место – но не доминировало: порой мастер шёл впереди точного знания.

Своим наитьем он уловил волнение материи.

И одновременно – её квантованность.

Наука работала на тех же направлениях.

Отсюда – созвучье.

Отсюда – правомерность наших сопоставлений.

Они кажутся рискованными?

Но мы убеждены: в них – истина.

Неожиданная – парадоксальная – антиномическая ист

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...