Волны де Бройля в космосе Александра Сардана
26.01.2017 г. я выступил на конференции АМКОСа (Ассоциация музеев космонавтики России) с докладом «Космос Александра Сардана». Президент АМКОСа, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Александрович Джанибеков сделал к нему обширный комментарий. Я впромельк коснулся вопроса о специфическом корпускулярно-волновом дуализме в сардановской манере письма. Владимир Александрович углубил и развил эту тему. Он говорил о диалоге Альберта Эйнштейна и Луи де Бройля. Как здорово, что в их контактах встретились две противоположных картины мира, дав поразительный синтез! Владимир Александрович – прекрасный художник. Сближение науки и искусства – своеобразный билингвизм в мышлении – естественны для него. Поэтому он так проникновенен и точен в своём понимании «Амаравеллы». Этой статьёй я всецело обязан В.А. Джанибекову. 1. Картина Александра Сардана «Дары Вселенной» написана в 1922 г. Мощные сдвиги пришлись на этот год и в науке, и в искусстве.
– Александр Фридман создаёт модель нестационарной Вселенной. – Павел Филонов выступает с программой аналитического искусства. – Арнольд Шёнберг работает над двенадцатитональной системой музыки. Новизна нарастает по всем направлениям. Раздвигается и картина мира, и человеческое сознание. От науки классической – к науке неклассической. От искусства традиционного – к искусству авангардному. Параллелизм этих переходов наметился со всей очевидностью. Масса перекличек и унисонов! Поначалу это уходит от рационального осмысления – слишком разнородные уровни приводятся во взаимосвязь. Аналогии между ними схватываются интуитивно. Волновые поля!
Это грань реальности совсем недавно открылась в науке. Не она ли предстаёт нам на картине Александра Сардана? Аристотель говорил: природа не терпит пустоты. Франсуа Рабле внёс в эту мысль экзистенциальную ноту: природа боится пустоты. Уместно вспомнить и такое латинское выражение: Horror vacui – страх, боязнь пустоты. Далеко не все испытывали эту отрицательную эмоцию. Так, Демокрит и Ньютон принимали пустоту во всей её абсолютности и безусловности: как нечто физически – и даже онтологически – необходимое. Как среду для движения. Как фон всех событий. Другие – наоборот – стремились к тому, чтобы заполнить пространство сколь угодно тонкой, неуловимой для чувств, но всенепременно реальной субстанцией. Такова квинтэссенция Аристотеля. Сегодня это понятие иногда используют для обозначения тёмной материи. В качестве заполнителя пустоты долго рассматривался эфир. Сколь драматичными оказались попытки удержать его в физике! Это и просто, и удобно: мыслить свет как колебания эфира. По мановению Альберта Эйнштейна он улетучился? Без него – неуютно? Однако вакансия, оставшаяся после эфира, была быстро заполнена. Со всей масштабностью и непреложностью себя заявила полевая реальность. Не она ли проявилась в картине Александра Сардана? Никакой пустоты! Да здравствует полнота! И чтобы всклень – сверх края – с избытком! Поэт Леонид Лавров, современник Александра Сардана, написал в 1929 г. поэму «НОБУЖ» – аббревиатура расшифровывается так: «Наука об Уплотнении Жизни», Художник прошёл эту науку? Пространство у него насыщено и перенасыщено – оно кажется многомерным – ему соприсуща неизбывность – оно неисчерпаемо – и вместе с тем тесноты в нём нет. Бесконечное число степеней свободы! Это становится переживанием.
2. Притягивающая сила янтаря и магнита всегда волновала воображение. Человек трансцендировал возле них.
Говоря иначе, чувствовал присутствие чего-то иного – нездешнего. Считай – потустороннего. Только после работ Майкла Фарадея и Джеймса Максвелла прояснилась природа этих явлений. Поле равноправно с веществом. Они паритетны. Бытие предстало двуплановым. В 1923 г. Луи де Бройль придёт к идее корпускулярно-волнового дуализма всей материи. Создаётся ощущение, что картина Александра Сардана предваряет этот взгляд на мир – даёт ему наглядное, ошеломительное в своей художнической свежести выражение. Мы видим своеобычный контрапункт вещественного и полевого. Границы между телами и волнами истаивают. Вчера они взаимоисключали друг друга? Глазам не веришь: теперь готовы к взаимопревращениям! Во всей своей неожиданной очевидности нам предстаёт их амбивалентность. С одной стороны – картина Александра Сардана. С другой стороны – формула Луи де Бройля. Разве мы вправе связывать столь несхожие явления? Однако для их ассоциирования есть все основания. Картина сквозит в формуле – формула оборачивается картиной. Неужели это возможно при той высокой степени абстракции, какая характерна для квантовой физики? Мера отвлечённости в ней нарастает, прогрессирует. Волна, прорисовавшая в узоре интерференции: это наглядно. А волна вероятности? Очевидно, здесь имеется какая-то мера, в чьих пределах чувственные образы не теряют смысла – Луи де Бройль хотел удержаться внутри этих границ. Для де Бройля понимать — значит наглядно представлять.
Волна и частица – противоположности. Они как теза и антитеза: неотвратимо завязывается антиномия. Корпускулярно-волновой дуализм: конечно, это парадокс. Конечно, оксюморон. Можно ли согласовать заведомо несогласуемое – совместить априори несовместимое – примирить фатально непримиримое? Всё-таки можно! У культуры в этой сфере наработан богатый опыт: она сотворила великое множество двойственных – миксатропных – существ. Приведём в пример кентавров. Именно о них вспомнил Эрвин Шрёдингер, пытаясь донести как до себя, так и до читателя идею Луи де Бройля, дерзившую парадигме – выламывающуюся из неё:
Конечно, достигается некоторое единство картины мира, но оно в высшей степени странное. Можно привести следующее сравнение: раньше мир был заселён людьми и лошадьми, теперь же мы имеем только один вид – кентавров [9: 18].
Проецировал этот образ на волновую механику де Бройля и Даниил Гранин. Он разработал целую дисциплину, назвав её не без вызова так: кентавристика. С успехом несколько лет необычный курс читался в РГГУ. Вот цитата из его программы:
Необходимы предварительные замечания к самому названию предлагаемого курса – "кентавристика". Это название метафорически выражает суть излагаемой дисциплины: попытку научного освоения универсального феномена сочетаний несочетаемого – в природе, истории, культуре [6].
Сочетание несочетаемого! Это один из инструментов остранения, о котором в 1914 г. сказал Виктор Шкловский. Луи де Бройль остраняет физику. Александр Сардан остраняет живопись. Они работают в различных направлениях. Но поразительным образом конвергируют и в интуитивном мироощущении, и в дискурсивном миропонимании. Бытие у обоих двоится. Однако даже в своих глубинных корнях – на фундаментальном уровне –оно не уходит за горизонт наглядности. Жорж Лошак пишет: «Для де Бройля понимать — значит наглядно представлять» [5: 26]. Это очень существенно для нашей темы: требование наглядности. Оно должно импонировать людям искусства. Предлагая так называемое двойное решение проблемы, Луи де Бройль выдвинул гипотезу волны-пилота – она как бы ведёт за собой частицу, намечая её траекторию. По сути это метафора! Элемент поэзии тут очевиден. Хочется сказать на правах вольной интерпретации: волны-пилоты бороздят пространство Александра Сардана – их траектории часто и густо переплетаются – образуют вибрирующую сеть. Биографы Луи де Бройля подчёркивают связь его научного мышления с французской ментальностью. А.А. Еленкин в своей статье «Наука как продукт национального творчества» пишет: «Гений французского народа можно было бы охарактеризовать как «фантастический» позитивизм» [3: 13]. Интересное наблюдение!
Кентавроподобная волна-пилот хорошо согласуется с ним. Она – нечто воображаемое, и вместе с тем – вполне верифицируемое. И причуда, и явь. Корпускулярно-волновой дуализм даёт простор для игры как ума, так и чувства.
3. Любимым камнем «Амаравеллы» был исландский шпат. Расмус Бартолин открыл в процессе его исследования двойное лучепреломление. Весьма философический эффект! Раздвоения – и удвоения, дихотомии и – бифуркации: это ключевые алгоритмы сущего. Бытие издревле видится двухполюсным. Линия расслоения намечается по-разному. У Платона она разделяет мир вещей (дольнее – преходящее – энтропийное) и мир идей (горнее – вечное – безэнтропийное). Это здесь – это там. Это наше – это иное. Это посюстороннее – это потустороннее. Великая поляризация! Культура осциллирует на границе, проведённой Платоном – норовит взять и отсюда, и оттуда. Ей жизненно нужен перепад этих уровней. Благодаря нему образуется сильнейшая духоподъёмная тяга. Монолитное – монотонное – монологичное: это не для культуры. Ей любы различные би-, диа-, поли-. Мир, который мы видим непосредственно – не весь мир. Есть иномир. Тяга к запредельному – подчас безотчётное томление духа по высшему и сокровенному – питают романтизм. Символизм является поздней репликой романтизма. Суть этих интенций точно схвачена Ф.И. Тютчевым.
О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!..
Символизм этот порог не перешагнул. Он остался в положении предстояния. Что таится за покрывалом Изиды? Интуиция нащупывает сокровенное. Но свои впечатления художники передают на условном языке. Это именно символический язык. Авангард пошёл дальше. Трансцендировать – буквально означает «перешагивать». Авангард этот сделает в прямом смысле слова: пересечёт порубежье, раньше проницаемое лишь для снов и предчувствий – и окажется внутри ноуменальной реальности. Каждый мастер найдёт в её пределах собственный образ. Обратим внимание на Любовь Попову (1889–1924). Она пытается проявить силовые поля Вселенной – её невидимые скрепы. Об этом свидетельствуют названия работ:
Динамическая конструкция (1916–1917) Живописная архитектоника (1919) Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение Пространственно-силовое построение (1921)
В принципе Любовь Попова и Александр Сардан решали одну задачу: высветить – и означить с помощью линий и красок – полевую структуру пространства, его незримые скрепы и каркасы.
Но сколь несхожи их стилистики! Тем не менее подчеркнём общность: поля становятся предметом художнической визуализации – для искусства это революция. Искони привязанное к миру вещества, оно восстанавливает – вслед за наукой – симметрию в картине мира. Преодолевается односторонность! Василий Кандинский – Казимир Малевич – Александр Родченко: это попытки оставить предметность за спиной – и продвинуться в беспредметность. Далеко не всегда в этом устремлении художники искали поддержку науки. Тем не менее сходство результатов достигалось само собой. Вот ньютоновские кольца расцвечиваются в приборах физика – вот нечто подобное рождается на холстах Робера Делоне, идеолога орфизма. Исаак Ньютон – первопроходец. Идя с палитрой по надёжному следу, Робер Делоне обогащает искусство – эстетически осваивает волновую реальность. Существенное замечание: художник и учёный пересекаются в оптическом диапазоне. Что естественней и тривиальней? Причём здесь трансцендирование? Радуга – роса на листе манжетки – грани хрусталя, играющие сонмом преломлений: это живописалось тысячи раз. Феномены, эпифеномены! Это ведь на виду. Тогда как авангард коснулся ноуменальных глубин света и цвета. Тут совсем другое. Инфракрасное – и ультрафиолетовое: то, что между ними – экониша для нашего зрения. С двух сторон оно чувствует непреложный упор. Наука в конце ХIХ века рывком продвинулась и влево, и вправо от оптической полосы. Отсчитаем от 1922 г. 34 и 27 лет соответственно. 1888 г.: Генрих Герц открывает радиоволны. Возможность общения на расстоянии производит впечатление чуда. 1895 г.: Вильгельм Рентген открывает Х-лучи – они тоже воспринимаются в метафизическом духе. И радиоволны, и Х-лучи! В них есть что-то авангардное. Их открытие сродни поискам искусства. И там, и здесь мы видим превозможение заданных границ – выход в неизвестную область. Быть может, это самый впечатляющий параллелизм в истории культуры! Наука и искусство работают в резонансе. Вероятно, тогда этот унисон сознавался немногими – но теперь его красота и сила поняты адекватно. Где прецеденты? Их нет!
4. Дуализм Декарта – и корпускулярно-волновой дуализм Луи де Бройля: если тут и есть сходство, то сугубо системное. Или методологическое. Но это немало! Добавим, что нельзя уйти от искушения соединить две этих формы дуализма – наложить их друг на друга. Первая декартова субстанция – протяжение (res extensa) – материальна. Она занимает место в пространстве. Значит, состоит из корпускул? В пандан развиваемой теме выдвинем предположение: вторая субстанция – мышление (res cogitans) – может пониматься как система волн. Или как пси-поле? Спекулятивное понятие! Но культура не может без таковых. Подчас они обнаруживают свою эвристичность. Сейчас мы играем в аналогии. Это игра в бисер – по Г.Гессе: Das Glasperlenspie. Продолжим рассуждать в игровом духе. Человек – симбиоз двух субстанций. Homo sapiens своеобразно – на сложном биологическом уровне – воплощает в своём составе корпускулярно-волновую двойственность. Смерть означает распад комплекса. Корпускулы возвращаются в лоно природы – волны уходят за пределы пространства. Это спорная контаминация двух идей. Будем считать её данью поэзии.
5. Видимое и невидимое: это одна из важнейших оппозиций культуры. Когда человек впервые уловил касание незримого? Независимо от того, является источник этих ощущений чем-то объективным или всецело субъективным – мы вправе сказать со всем основанием: картина мира стала другой. Она чудодейственно углубилась – и главное: из одноуровневой сделалась двухуровневой – разделилась на две качественно различных сферы. Теперь на границе, разделяющей их, сосредоточились значительнейшие события и акции, связанные с жизнью духа. Прежде всего это мистерии. Цель их такова: проявить скрытое. Не суть важно: она это делает имитационно (через игру, представление) – или пытается напрямую выйти в неведомое, мобилизовав для этого духоподъёмную тягу экстаза, Скрытое прозревается в гадании. Сколь изощрённые техники разрабатывались для этого! Некоторые из них родственны искусству – предполагают образование форм, выразительно передающих потаённые смыслы. Среди видов мантики назовём такие:
Сциомантия – гадание по тени. Капномантия – гадание по дыму. Церомантия – гадание по воску, выливаемому в воду.
Визуализация скрытого – или желание такового – здесь налицо. Вызвав бытие из небытия, Бог задаёт изначальную дихотомию: вот видимый мир – вот мир невидимый. Отношения между ними мыслятся разнообразно. То нам кажется: граница – непреложна. То она начинает сквозить: потусторонне просматривается – хотя и неотчётливо. А то и вовсе два мира приходят во взаимодействие, как бы перемешиваясь – пронизая друг друга. В последнем случае мы – жители двух миров: привыкаем к незримому, но действенному окружению – ведём с ним диалог. Кто-то убеждён в реальности такового – кто-то видит здесь развивающую игру. Откуда говорил даймон Сократа? Этот голос навсегда вплёлся в культуру – никакой шум не может его забить. Предстояние перед невидимым порождает одну из самых замечательных антиномий культуры. В тезисе невидимое – недоступно. Неприступно! Единственное средство хоть как бы приблизиться к нему – апофатика. Это язык отрицаний, вычитаний. Не то, не то, не то! Испытываешь чувство возвышенного. Все другие регистры эстетического сознания отключаются начисто. Нам предлагают «одним отъятием выявлять как таковую сокровенную красоту» [2: 747]. Это красота какого-то совершенно особого рода. Она внечувственна? В антитезисе утверждается: невидимое может проступать – облекаться в нечто доступное нашей сенсорике. Оно как бы адаптируется к ней, проявляя снисхождение к нашим скромным возможностям – идя нам навстречу. При этом что-то теряется? Искажается? Невозможно сказать. Это похоже на перевод с языка одной реальности на язык другой. О степени адекватности мы судить не можем. Ярким выразителем тезиса был Дионисий Ареопагит. Изоморфизма между видимым и невидимым нет! Оставьте мысль о каких-то подобиях. Чем не подобнее, тем вернее, точнее. Чем дальше, тем ближе. Дионисий Ареопагит предлагает изографам принять «метод неподобных подобий» [2: 201]. Эта установка – экстремум парадоксализма. Заметим: она предоставляет огромную свободу художнику – оправдывает его сколь угодно субъективное восприятие невидимого. Ещё цитата: «Таким образом священнописания Речений чтут, а не бесчестят небесные чины, изображая их в неподобных им формах и таким образом показывая, что они надмирно пребывают за пределами всего вещественного. А что неподобные образы возвышают наш ум лучше, чем подобные, я не думаю, что кто-либо из благоразумных людей стал бы оспоривать» [2: 57].
Обосновать антитезис доверим Павлу Флоренскому. Ассист в его понимании – тонкие полоски золота, наложенные поверх левкаса – суть манифестация высшего. Это излияние в мир нетварного света. Замечательны эпитеты, подобранные для него исихазмом: неизрекомый – нерекомый – неречённый – неглаголемый – несказанный. Вроде как по определению это излучение внечувственно. Однако Григорий Палама уверяет нас: физическое зрение способно уловить его. Ассисткой оно как бы усиливается. Читаем у о. Павла:
Я понимаю тебя так, что в линиях разделки ты усматриваешь не видимые, но как-то познаваемые нами и далее прорастающие чувственный образ, первичные силы, образующие своим взаимодействием онтологический остов вещи. Действительно, тогда можно было бы говорить о разделке как о силовых линиях поля, формующего вещь. Так, это могли бы быть постигаемые умом, но чувственно не данные зрению линии давлений и натяжений [8: 119].
Сходный приём использует Александр Сардан. Золото у него заменяется фольгой. Задача всё та же: выявить – вывести в наш мир – эманации первосущего. Высветить скрытое – добраться до него с кистью и палитрой: вот одна из важнейших задач авангарда. В этом контексте должны восприниматься светомузыкальные искания Микалоюса Чюрлёниса и Александра Сардана. «Амаравелла» их продолжила. Звук невидим. Синестезия делает его зримым и хроматически, и линеарно. Александра Сардана увлекала пластическая передача вибраций. Арфа даёт один узор, орган – другой. Мы видим это на полотнах мастера. Сейчас речь идёт об акустике. Но волновые уравнения едины для разных сред и субстанций. Александр Сардан повторял знаменитые опыты Эрнста Хладни: когда песок реагирует на колебания, вызываемые движением смычка по краю пластины. Намагниченные опилки дают схожие кружева. Нечто подобное мы видим и на картинах Сардана. У художника иной источник колебаний: гармония сфер. Понятно, что мы говорим метафизически. Но ведь попадаем в точку.
6. Процитируем всего несколько слов из эпохальной статьи Луи де Бройля 1923 г.: «волна, связанная с перемещением движущегося тела» [178]. Микротела! Это внове – это впервые. Французский физик здесь впервые связывает воедино две ипостаси материи. Волна или частица: разделительный союз требует от нас жёсткого и однозначного выбора при решении проблемы света. И волна, и частица! Соединительный союз ведёт к широкому всевмещающему синтезу. За переходом от одного союза к другому стоит целая эпопея. Спор двух школ – волновой и корпускулярной – достиг большого напряжения. Ньютон – Эйнштейн – Комптон: их аргументы в пользу корпускулярной теории не вызывали сомнения. Гюйгенс – Френель – Юнг: убедительные опыты, поставленные ими, да свидетельствовали о волновой природе света. Двойственность света: эта идея витала в воздухе. Луи де Бройль не только сфокусировал её, но и расширил: дуалистична – в самой себе расщеплена на две ипостаси – вся физическая реальность. Кентавроморфизм стал основой миропонимания. Бытие обнаружило свою двузначность – двуслойность – двуплановость – двууровневость – двуаспектность. Как если бы картину мира писали сразу два художника: один приверженец пуантилизма (пишет точечными мазками) – другой сторонник оп-арта (гонит по полотну волны). Искусство подражает природе? Осуществляет мимезис? Тогда корпускулярно-волновой дуализм должен как-то отразиться в его практике. Это мы и видим на картинах Александра Сардана. Поля – волны – вибрации – колебания – суперпозиции – резонансы – интерференции: теперь это и предмет искусства, и его язык. Революционно обновлённый язык! Мир полей стал для Александра Сардана родной стихией. Бесконечное число степеней свободы! Это его ключевое свойство. Его прерогатива. Наш вещный мир взят в тиски разнообразными ограничениями. Табу – запрет – лимитация: это его словарь – его специфика. Ныряя в океан полей, мы сбрасываем все шоры – развязываем все путы – раздвигаем все рамки – перерастаем все планки – опрокидываем все барьеры. Это покуда мечтательный – грёзовидческий – мир. Но художник обеспечивает подлинность переживаний.
7. Современник «Амаравеллы» Александр Гурвич развивал теорию биологического поля. Он был виталистом. Это совместимо: витализм и космизм. Это просит синтеза. Космос Платона – живой космос. Он дышит. В нём осуществляется обмен веществ. Картина А.П. Сардана подводит нас к мысли о возможности полевых форм жизни. Приглядываясь к полотну, мы угадываем в сетях пульсирующих линий загадочные формы и структуры, неисповедимо свидетельствующие о своей биологичности. Это фауна? Межпланетная – межзвёздная – межгалактическая фауна! Быть может, мы когда-нибудь научимся создавать свои полевые копии – и будем выходить в открытый космос. И перемещаться на субсветовых скоростях. А потом и на сверхсветовых! Фантастика? «Амаравелла» причастна и к этому жанру.
ВМЕСТО ПРИМЕЧАНИЙ
1. МЫ ТОЖЕ ВОЛНЫ?
Формула для малых скоростей и больших масс. Мы вправе распространить её на наш мир и на самих себя. Кентавроморфизм практически не ощущается. Но он есть! Его не может не быть. Это закон природы.
Это формула для релятивистских частиц. В этом случае корпускулярно-волновой дуализм получает своё яркое и мощное выражение. Длина волны де Бройля зависит от массы частиц. Чем больше масса, тем меньше длина. У макротел она настолько мала, что ускользает от наблюдения – ею можно пренебречь. Это относится и к нам. Но всё равно мы волны! Всё равно кентавры в де Бройлевском смысле.
2. ДИФРАКЦИЯ Х-ЛУЧЕЙ
Теория должна обладать предсказательной силой. Так оно и получилось с идеей де Бройля. В 1928 г. – спустя 4 года после того, как она была чётко сформулирована – Клинтон Дэвиссон и Лестер Джермер направили пучок рентгеновских лучей на кристалл никеля. Тот сыграл роль дифракционной решётки. И что же? Искомая картина была получена. Рентгеновские лучи дифрагируют – выражаясь простецки, они наполовину волны. Область действия закона де Бройля была экспериментальна расширена. Прогностический потенциал идеи! Таковой несут и многие картины Александра Сардана.
3. ПОЭТИКА РАДИОВОЛН
Джеймс Максвелл разработал электронную теорию света. Генрих Герц подтвердил её экспериментально. Он показал: электромагнитные волны способны к отражению, дифракции, интерференции, поляризации. Совсем как свет. Может, он является их частью? Так и вышло. Вездесущие радиоволны: физическое явление поначалу воспринималось как нечто магическое – уходило от рассудочного понимания. В картине А.П. Сардана «Маяки Земли и сигналы из космоса» (1926) воспета космическая радиосвязь. Владислав Ходасевич писал:
О, если бы вы знали сами, Европы тёмные сыны, Какими вы ещё лучами Неощутимо пронзены!
Это новое в мироощущении человека: понимание, что среда обитания изменилась – что в ней появилась таинственная незримая составляющая. «Амаравелла» отразила эпохальные перемены.
4. ПОЛЕМИКА ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА И ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА О ПРИРОДЕ АНГЕЛОВ
К вопросу о видимом и невидимом имеет прямое отношение спор двух великих святителей. Игнатий считал: невещественен только Бог. Всё тварное так или иначе причастно материи, пространству и времени. Ангелы тут не исключение.
Ангелы суть существа, ограниченные временем и пространством, следовательно, имеющие свой наружный вид. Безвидным может быть только ничто и бесконечное существо: бесконечное существо потому безвидно, что, ни в каком направлении не имея предела, не может иметь никакого очертания; а ничто безвидно, как не имеющее никакого бытия и никаких свойств. Напротив того, все существа ограниченные, самые великие и самые малые, как бы ни были тонки, имеют свои пределы. Эти-то пределы, или концы существа, составляют его очертание, а где очертание — там непременно вид, хотя бы мы нашими грубыми очами и не видели его [С. 307]. Феофан занимал альтернативную позицию. «Амаравелла» в этом диалоге заняла позицию Игнатия. Она обращалась к теме ангелов. Вспомним их назначение: вестники, посланники. Откуда? Из будущего. Чтобы коммуникация этого типа стала реальной, необходима сверхсветовая скорость – Альберт Эйнштейн показал, что в этом случае инверсируется причинность. Это значит, что следствие опережает причину – в настоящее передаётся информация о том, что ещё не сбылось в нашей системе отсчёта. Разовьём это фантастическое невероятие: ясно, что через релятивистский рубеж нельзя перебросить что-то вещественное, телесное – это могут сделать лишь какие-то особые волны. Их генерируют ангелы? «Амаравелла» заглядывала в грядущий день, используя тахионные – сверхсветовые – линии связи? Наше воображение получает мощный разгон. Это самоценно.
5. СКРЫТЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Вероятностный дух квантовой физики смутил приверженцев классической картины мира. В ней царит причинность. Ясная и стройная – линейная – прозрачная – однозначная причинность! Культовое отношение к ней идёт от архитекторов античного космоса. И вдруг основание под ним зашаталось! Соотношение неопределённостей – вместо чётких каузальных зависимостей. Неприятие этой ситуации заставило Дэвида Бома искать так называемые скрытые параметры. Он хотел сказать: если копнуть глубже – за метку, поставленную Н. Бором и В. Гейзенбергом – то под хаотической игрой вероятий всё-таки пробрезжит что-то устойчивое. Дэвид Бом востребовал идеи Луи де Бройля. Восстановление утраченной гармонии он пытался поручить волнам-пилотам. Хотел заставить их двигаться по правилам, близким тем, какие приняты в макрокосмосе? Это спорно. Однако поиск скрытых параметров крайне интересен в философском плане. По сути это что-то трансцендентное. То бишь находящееся за гранью эмпирии. Это Бог, который не играет в кости? Дэвид Бом сдружился с индийским философом Кришнамурти. Как и Николай Рерих, он имел в своих истоках теософию – учение Е.П. Блаватской. Нет сомнения: для «Амаравеллы» скрытые параметры существовали – но на правах чего-то скорее поэтического и романтического, чем строго научного. «Амаравелла» уважала позитивистское правило демаркации: это – физика, это – метафизика. Новая научная картина мира была принята мастерами безоговорочно. Когда им казалось, что её рамки тесноваты, они выходили за предел – обращались к запредельному. Это вненаучно? Но законно для искусства.
6. ВО СЛАВУ ПОСТОЯННОЙ ПЛАНКА
Квант действия! Это 1900-й год. Открытие, ставшее переломным – в корне изменившей картину мира. Оно сыграло роль эвристики в разработке А. Эйнштейном теории фотоэффекта. Квантовый – дискретный – корпускулярный: ясно, что эти понятия продолжают ньютоновскую линию в понимании света – она диаметрально противоположна поиску Луи де Бройля. Конечно же, учёный не встал в оппозицию, посмотрев на проблему шире: и Макса Планка, и А. Эйнштейн – казалось бы, людей из другого лагеря – он превратил в союзников. Луи де Бройль смог планковское действие преобразовать в аналог фазы волны. Стало ясно: h работает на обе концепции. Появилась возможность объяснить с помощью квантов явления интерференции. До Луи де Бройля это казалось немыслимым – чем-то абсурдным. Александра Смык пишет: «Таким образом, постоянная Планка явилась величиной, объединяющей корпускулярные и волновые представления» [29]. Картина А.П. Сардана содержит в себе эту двуоборотность. Что мы видим? Своего рода интеллектуальный бипедализм! Задействованы две опоры. Художник и квантует, и связывает. Он являет нам гармонию прерывного и непрерывного, дискретного и континуального.
7. МУДРОСТЬ АЛЬБЕРТА ЭЙНШТЕЙНА
Первооткрыватель фотонов – значит, по определению носитель корпускулярной парадигмы – решительно поддержал волновую революцию Луи де Бройля. 25 ноября 1924 года в Сорбонне состоялась защита диссертация молодого учёного по теме «Исследования по теории квантов». Работа вызвала дискуссию. А. Эйнштейн одобрил её. Это эллинская закваска? Эстетически окрашенное приятие гармонии противоположностей? Интересно в данном контексте вспомнить позицию Эрвина Шрёдингера. Он ярко развил идеи Луи де Бройля – но сделал крен в сторону волн: по сути полностью оторвал их от частиц. Однобокость! По сути это уже не дуализм, а что-то совсем другое. Волновой монизм? Может и так. Дуализм света – дуализм всего электромагнитного спектра – наконец, дуализм вещества, взятого в своём полном охвате: экспериментальная диалектика Луи де Бройля прекрасна в своей неостановимой экспансии.
8. ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ
Это движется частица в силовом поле – а это распространяется волна в неоднородной среде. Сколь разные процессы. Однако Уильм Гамильтон объединил их на основе вариационного принципа: в обоих случаях природа действует экономно – оптимально – так и тянет сказать: целесообразно. Ещё Пьер Ферма доказал: свет движется кратчайшим путём. Хотите увидеть здесь водящую руку? Отсюда – телеология. То бишь учение: о присутствии в природе промыслительной силы. Разве не родственно русской софиологии? Пьер Ферма вывел свой принцип для геометрической оптики. Она игнорирует волновые свойства света. Но вот Уильям Гамильтон показывает: геометрическая оптика – предельный случай волновой оптики для малых длин волн. Здесь уже брезжит кентавроморфизм. Оптико-геометрическая аналогия содержит в себе зародыш корпускулярно-волнового дуализма. Схожие интенции Александр Сардан выразил по-своему. Потоки частиц и колебания волн пересекаются в его полотнах спонтанно. Ничего нарочитого! Программные установки отсутствуют. Художник нутром уловил двоение бытия. Его вела интуиция. Он не иллюстрировал науку – он оказался в одной струе с нею. Отсюда поразительные совпадения. Прорывы Луи де Бройля – и озарения Александра Сардана: это рядом. Это навсегда вместе!
9. ЭФФЕКТ КОМПТОНА
Слева – ньютонианцы (за корпускулы!), справа – гюйгенсианцы (за волны!). Перетягивание канатов длилось три века. Консенсус был найден в принципе дополнительности. Contraria sunt complementa. В 1923 г. великое противостояние воспроизвелось кратко и динамично. Но уже в атмосфере согласия. При экспериментах с рентгеновскими лучами был открыт эффект Комптона. Почему фотоны, проходя сквозь кристалл никеля, в определённых случаях не интерферируют? Причём длина их волны – вопреки предсказаниям теории – возрастает. Это можно понять, признав наличие корпускулярного компонента в Х-лучах – Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн обретают в лице Артура Комптона верного союзника. Но противника по сути уже нет. Вместо битвы – полный мир. Синхронно с опытами Артура Комптона его французский коллега Луи де Бройль ищет своё компромиссное двойное решение. Гармония природы раскрывается в новом развороте. Эффект Комптона укрепляет идею корпускулярно-волнового дуализма. Голоса двух учёных, представляющих альтернативные парадигмы, слышатся нам в картине А.П. Сардана «Дары Вселенной». Обоюдность pro et contra! Дополнительность! Диадность! Холст превращается то в дифракционную решётку, то в экран для регистрации фотоэффекта. Впрочем, надо ли буквалистски переводить на физический язык содержание картины? Ну да, мы видим ажурную сеть волн, колебаний – и с удивлением наблюдаем за тем, как в их игре формируется вещный, структурно устойчивый мир. Мастер следил за научной полемикой? Это имело место – но не доминировало: порой мастер шёл впереди точного знания. Своим наитьем он уловил волнение материи. И одновременно – её квантованность. Наука работала на тех же направлениях. Отсюда – созвучье. Отсюда – правомерность наших сопоставлений. Они кажутся рискованными? Но мы убеждены: в них – истина. Неожиданная – парадоксальная – антиномическая ист
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|