Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и субъекты права публичной собственности

 

Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение объектов публичной (т.е. государственной и муниципальной) собственности между конкретными ее субъектами осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1. В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество вооруженных сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. Многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, автомобильного транспорта и т.п.).

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 09.12.1999 № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» при передаче предприятий как имущественных комплексов в собственность субъектов РФ размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам РФ, уменьшается на сумму стоимости передаваемых предприятий, которая определяется в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность.

Помимо ГК и других федеральных законов публичная собственность на землю регламентируется также ЗК, Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и Законом об обороте земель сельхозназначения.

К муниципальной собственности относятся, прежде всего, объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т.п.).

В настоящее время идет процесс последовательной передачи объектов федеральной собственности в ведение субъектов Федерации, а государственной собственности — в муниципальную[7]. Процессы приватизации и национализации имущества играют диаметрально противоположную роль для субъектов публичной собственности в сравнении с частной собственностью, т.е. собственностью граждан и юридических лиц. В отличие от последних, для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация — одним из оснований ее возникновения.

Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России (речь идет, например, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» приказом Минфина России от 26.08.2004 № 71н утвержден Порядок передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 данного Порядка Минфину России передаются конфискованные ценности, ценности, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации был заявлен режим отказа в пользу государства, клады ценностей и иные ценности, обращенные в собственность государства.

 

Разграничение объектов права публичной собственности

 

Помимо разграничения публичной собственности на двухуровневую — государственную и муниципальную, существенное значение имеет порядок управления той или другой собственностью и их двухэлементная объектная структура. Структурно объекты права собственности распадаются на две части (элемента):

1) имущество, закрепляемое за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК);

2) средства соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта РФ или местного бюджета) и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции и лица, указанные в ст. 125 ГК. Так, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3 ст. 125 ГК).


Право общей собственности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...