Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

программы подготовки специалистов среднего звена

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

(базовой подготовки)

 

Уфа 2016

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

 

Организация-разработчик:

АНО «Уфимский социально-правовой техникум» (АНО «Сопрате»)

 

Разработчик: к.ф.н. Хабибова Наталья Евгеньевна

 

Рассмотрена: цикловой комиссией общегуманитарных, социально-экономиеских, математических и естественнонаучных дисциплин
АНО «Сопрате»

протокол № 5 от 26 июня 2016 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
условия реализации учебной дисциплины  
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

 

 

Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

1.1. Область применения рабочей программы:

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки).

 

Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ в переподготовке кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен осваивать следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе  
- чтение учебников, первоисточников, научной литературы, справочных материалов - конспектирование первоисточников и научной литературы - изучение текстов лекций преподавателя - ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса          
Итоговая аттестация в форме экзамена

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (самостоятельная работа обучающихся) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Метафилософия (введение в философию)      
Тема 1.1 Основные задачи и особенности философии Содержание учебного материала  
  Определение философии. Структура и функции философии. Основной вопрос философии.   1,2
  Роль философии в жизни человека и общества. Философия и наука. Основные проблемы философии. Современные вопросы философии.
Тема 1.2. Мировоззрение Содержание учебного материала    
  Понятие мировоззрения. Его компоненты и уровни.   1,2
  Мифологическая, религиозная и научная картина мира.
Тема 1.3. Основные философские направления и их история Содержание учебного материала    
  Происхождение философии.   1,2
  Философия Древнего мира и средневековая философия. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Современная философия.
  Вечные проблемы. Современные вопросы.
  Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса    
Раздел 2. Онтология (учение о бытии)      
Тема 2.1. Категории бытия в философии Содержание учебного материала  
  Понятие бытия. Эволюция представлений о бытии. Виды бытия.   1, 2
  Виды бытия.
Тема 2.2. Материя и сознание Содержание учебного материала    
  Понятие материи. Свойства материи.   1, 2
  Сознание. Материалистическая трактовка. Идеалистическая трактовка. Свойства, формы, структура сознания.
  «Третий мир» (объективное содержание мышления).
  «Мир идей» Платона. «Объективный дух» Г. Гегеля. «Третий мир» К. Поппера.
Тема 2.3. Основные категории философии Содержание учебного материала    
  Категории как фундаментальные понятия.   1, 2
  Основные философские категории.
  Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса    
Раздел 3. Гносеология (теория познания)      
Тема 3.1. Учение о познании Содержание учебного материала  
  Понятие познания. Субъект и объект познания. Развитие гносеологии. Структура познания. Виды познания. Основные направления и теории   1, 2
  Чувственное познание. Рациональное познание познания. Возможность познания мира.
  Ненаучные способы познания.
  Методология научного познания. Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания.
Тема 3.2. Истина, ложь, заблуждение Содержание учебного материала    
  Понятие истины. Критерии истины.   1,2
  Абсолютная и относительная истина.
  Ложь и заблуждение.
  Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса    
Раздел 4. Философия человека и общества      
Тема 4.1. Философская антропология (учение о человеке) Содержание учебного материала  
  Представления о человеке в философской мысли. Образ человека в истории. Философская антропология ХХ века.   1,2
  Происхождение человека. Теории происхождения человека. Эволюция человека. Факторы антропогенеза.
  Определение человека. Природа человека. Его сущность. От индивида к личности Индивид. Индивидуальность. Личность.
  Смысл жизни. Пессимизм. Натурализм. Авторитаризм. Многообразие смыслов.
Тема 4.2. Социальная философия (философия общества) Содержание учебного материала    
  Природа общества. Определение общества. Материальные и духовные основания общественной жизни.   1,2
  Сферы общественной жизни. Социальная сфера. Экономическая сфера. Политическая сфера. Духовная сфера.
  Социальная онтология и гносеология. Общественное бытиё. Общественное сознание. Общественное познание.
  Развитие общества. Типы социальной динамики. Направленность социального развития.
  Гражданское общество. Структура гражданского общества. Основания гражданского общества.
  Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса    
Раздел 5. Духовная жизнь человека      
Тема 5.1. Аксиология (теория ценностей) Содержание учебного материала  
  Основания ценностей. Определение ценностей. Потребности, интересы и традиции.   1, 2
  Витальные и культурные ценности.
  Объективный подход. Субъективный подход к проблеме оценки. «Царство ценностей». Диалог и ценности.
  Классификация ценностей. Материальные и духовные ценности. Общечеловеческие и личные ценности. Инструментальные и терминальные ценности.
  Счастье как высшее благо. Подходы к счастью.
Тема 5.2. Этика (философия морали) Содержание учебного материала    
  Метаэтика. Этика, мораль, нравственность. Добро и зло. Язык морали.   1,2
  Дескриптивная этика. Происхождение морали. Историческое развитие морали.
  Нормативная этика. Моральные нормы в религии. Универсальные моральные принципы.
  Профессиональна этика. Профессиональна мораль. Особенности профессиональной морали. Моральный кодекс.
  Прикладная этика. Моральная дилемма. Экологическая этика. Биоэтика
Тема 5.3. Философия культуры Содержание учебного материала    
  Понятие культуры. Материальная и духовная культура.   1,2
  Система наук о культуре. Философия культуры и культурология. Формирование наук о культуре.
  Развитие философии культуры. Античность и Средневековье. Формирование философии культуры в Новое время.
  Культура и цивилизация. Цивилизация как этап развития культуры. Локальные цивилизации. Теории цивилизационных стадий.
  Субкультуры и контркультура. Массовая культура.
Тема 5.4. Философия науки (теория научного познания) Содержание учебного материала    
  Определение науки. Три аспекта понятия науки. Критерии научности.   1, 2
  Эволюция научного знания. Древневосточная пранаука Античное знание. Средневековое знание. Классическая наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука.
  Развитие философии науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.
  Формы лженауки. Признаки лженаучности. Формы лженауки.
  Философия техники. Понятие науки. Эволюция орудий и средств. Техника и человек.
Тема 5.5. Философия любви (любовь как ценность) Содержание учебного материала    
  Природа и сущность любви.   1, 2
  Типология любви. Основные виды любви. Разновидности любовных отношений.
  Превратности любви. Уязвимость любви. Формы псевдолюбви.
  Любовь и секс. Древний мир. Средневековье. Новое время.
  Любовь и семья. Понятие семьи и брака. Формы семьи. Семья в современную эпоху.
  Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса    

 

Раздел 6. Философия и будущее   6  
Тема 6.1. Глобальные проблемы современности Содержание учебного материала  
  Определение глобальных проблем.   1,2
  Экологическая проблема. Устойчивое развитие.
  Война как глобальная проблема. Ценность мира «Справедливая война».
  Терроризм. Предыстория терроризма. Факторы терроризма. Причины терроризма.
  Демографическая проблема. Мальтузианство. «Пределы роста». «Этика спасительной шлюпки». Демографический переход
Тема 6.2. Будущее природы человека Содержание учебного материала    
  Человеческая природа как проблема.    
  Евгеника. Генная инженерия. Биокибернетика.
  Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса    
  Всего:    

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...