Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Конституция Российской Федерации и конституционализм.




Вопросы темы:

1. Общее учение о конституции.

2. Виды конституций.

3. Доктрина конституционализма.

4. Развитие конституционного законодательства в России.

5. Конституция Российской Федерации: юридические свойства и структура.

6. Порядок принятия и изменения Конституции Российской Федерации.

7. Реализация Конституции Российской Федерации: понятие, формы. Толкование Конституции: понятие, порядок и юридические последствия.

Вопросы к семинару и диспутам № 7

1. Всегда ли писаная конституция представляет собой единый акт? Тождественна ли юридиче­ская конституция России ее писаной конституции?

2. Каковы юридические свойства Конституции РФ 1993 г.? Назовите статьи Конституции РФ, в которых закреплены эти свойства.

3. Что делает возможным расхождение юридической и фактической конституции? Можно ли уп­разднить конституцию?

4. Можно ли рассматривать стабильность конституции как самостоятельную, универсальную ценность? Что важней: стабильность конституции или ее соответствие постоянно изменяющемуся об­щественно-политическому строю?

5. Конституция - это «икона» или нет?!! Есть система эталонных мер весов, времени, др. - нужен ли эталонный текст Конституции?

6. В чем, по вашему мнению, проявляется (должен проявляться) режим конституционализма (конституционной законности)?

7. Какие социальные группы, на ваш взгляд, заинтересованы в установлении режима подлинного конституционализма и готовы его отстаивать?

8. Как, на ваш взгляд, соотносятся между собой следующие категории: «действие Конституции Российской Федерации», «применение Конституции Российской Федерации», «реализация Конституции Российской Федерации»?

9. Дайте определение таких понятий, как «конституционный надзор», «конституционный кон­троль», «конституционная ответственность» и соотнесите их между собой.

10.В чем состоит назначение следующих органов: Конституционная комиссия, Конституцион­ное совещание, Конституционное Собрание, Конституционный Суд?

11.Что понимает под поправкой к Конституции ФЗ от 04.03.98? Сколько поправок в Конститу­цию можно внести одним законом о поправках?

12.Становится ли закон о поправках к Конституции Российской Федерации после его принятия составной частью конституционного текста? Можно ли внести изменения и дополнения в ранее приня­тый закон о поправках к Конституции Российской Федерации?

13.Почему с точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации для внесения попра­вок в главы с 3 по 8 Конституции Российской Федерации не подходит форма федерального конституци­онного закона?

14.Краевой суд при рассмотрении конкретного дела пришел к выводу о несоответствии ряда норм устава края федеральным законам. Каковы возможные действия краевого суда?

 

Семинар № 8. Тема дискуссии: Статья Добрынина Н.М. К вопросу о соотношении Конституции Российской Федерации и конституционализма: действительное и неизбежное // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 3. С. 3 - 10. КонсульантПлюч.

 

Тема.5. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Вопросы темы:

1. Понятие основ конституционного строя. Соотношение категорий «конституционный строй» и «основы конституционного строя», «конституционный строй» и «общественный строй».

2. Правовой институт основ конституционного строя.

3. Основные конституционные начала организации публичной власти.

4. Основные конституционные начала организации российского общества.

5. Референдум в системе прямого народовластия.

Вопросы к семинару № 9

1. Дайте понятие социально-экономического, общественно-политического и государственного строя, их соотношение между собой и конституционным строем.

2. В чем заключается сущность основ конституционного строя как ядра конституционного строя России?

3. Как непротиворечиво увязать между собой предписания чч. 3 и 5 ст. 13 Конституции Россий­ской Федерации?

4. Покажите соотношение принципа целостности территории и самоопределения народов.

5. Как соотносится принцип народовластия и право народов на самоопределение (ст. 3 и ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации)?

6. Что означает категория «народ» по смыслу ст. 3 Конституции Российской Федерации?

7. Каково, на ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета?

8. Каково соотношение принципа народовластия и права народов на самоопределение? (ст. 3 и ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации)?

9. Предполагает ли народовластие деятельность профессионального государственного аппарата? Совместима ли с принципом народовластия президентская республика? А конституционная монархия?

10.Конституция Российской Федерации говорит об осуществлении государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную, и судебную (ст. 10). К какой из этих трех ветвей власти относятся Президент, Банк России, прокуратура, Центризбирком?

11.Нет ли в Конституции Российской Федерации противоречия между принципами разделения власти (ст. 10) и единства государственной власти (ч. 3 ст. 5)?

12.Можно ли рассматривать референдум как волю всего народа?

13.Референдум, опрос, народная правотворческая инициатива: что у них общего и что особенного?

14.Как соотносятся понятия «выборы», «избирательный процесс», «избирательная компания», «голосование»?

15.Обладают ли иностранные граждане избирательным правом на территории Российской Фе­дерации?

16.Что отличает верховную государственную власть от иных видов социальной власти?

17.Средства массовой информации часто называют четвертой властью. Можно ли с этим согла­ситься?

18.Назовите обстоятельства, исключающие проведение референдума.

19.Назовите основные стадии референдумного процесса.

20.Что означают термины «многопартийность», «политическое многообразие», «идеологическое многообразие»?

21.Как соотносятся между собой понятия «гражданское общество» и «общество граждан»? Можно ли считать их тождественными?

22.Покажите, в каких статьях главы 1 Конституции Российской Федерации закрепляются эле­менты гражданского общества.

23.Существуют ли в современной России гражданское общество?

24.О защите какой формы собственности говорится в ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Феде­рации?

25.Как соотносятся понятия «идеологическое многообразие» и «политический плюрализм»?

26.Приведите примеры международных, общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений.

27.Назовите государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью общественных объединений.

28.В чем заключается государственная поддержка политических партий.

29.По результатам последних выборов в Государственную Думу определите, какие политиче­ские партии и в каком объеме получат финансовую поддержку от государства.

30.При наличии каких условий политическая партия считается участвующею в выборах?

31.Можно ли считать Общественную палату Российской Федерации одним из институтов граж­данского общества?

32.Какова роль в развитии гражданского общества: а) семьи, б) средств массовой информации, в) органов государственной власти, г) органов местного самоуправления?

33.В ст. 1 Конституции Российская Федерация характеризуется как государство с республикан­ской формой правления. Каковы сущность и отличительные признаки республики?

34.Какова сущность идеи правового государства

35.Назовите принципы федеративного устройства России. Какие из них являются принципами не только федеративного, но и унитарного государства?

36.Почему необходимо чётко определять и закреплять законодательно этапы проведения рефе­рендумов?

37.Могут ли на референдум выноситься вопросы об исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств государства?

38.По каким вопросам нельзя проводить общероссийские референдумы? Какие вопросы не могут выноситься на референдум Свердловской области?

39.По какому вопросу референдум Российской Федерации проводится в обязательном порядке?

40.Какие обстоятельства исключают проведение российских референдумов?

41.Каково соотношение юридической силы всероссийских референдумов, референдумов субъ­ектов РФ и местных референдумов?

42.Когда референдум может быть признан результативным?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...