Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Морфологические особенности развития и анатомо-физиологические особенности строения спинного мозга




СПИННОЙ МОЗГ

 

(анатомо-физиологические

И неврологические аспекты)

 

Учебное пособие

 

Петрозаводск


УДК 616.832

А 724

Спинной мозг (анатомо-физиологические и неврологические аспекты): Учебное пособие/ Е. Г. Антонен. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. 88 с.

В учебном пособии изложены современные представления о строении и функции спинного мозга человека. В отдельных разделах представлены основные неврологические синдромы, возникающие при поражении спинного мозга человека и ряд заболеваний спинного мозга.

Данное учебное пособие рассчитано на студентов медицинского факультета при изучении нормальной анатомии, нормальной физиологии, патофизиологии и нервных болезней, студентов факультета психологии педагогического университета, курсантов, проходящих усовершенствование по неврологии, а также на практикующих врачей неврологов, нейрофизиологов. Оно не заменяет существующих учебников по анатомии, физиологии и нервным болезням, но будет полезным при изучении анатомо-физиологических аспектов спинного мозга, топической диагностики и заболеваний центральной нервной системы.

Ил.7. Библиогр.22 назв.

 

 

Издается по решению

редакционно-издательского совета университета.

 

Под редакцией

профессора, чл.–корр. АЕН РФ Ю. В. Лупандина.

 

Рецензенты:

доцент И. Г. Пашкова

профессор А. И. Горанский

 

 

© Е. Г. Антонен, 2001

© Петрозаводский

государственный

университет, 2001


ВВЕДЕНИЕ

 

Традиционно спинной мозг как составная часть центральной нервной системы (ЦНС) достаточно подробно описан в учебниках по анатомии и физиологии человека. Описание неврологических нарушений, которые возникают при повреждении спинного мозга на разных уровнях, заболевания спинного мозга также можно найти в руководствах по клинической неврологии.

Вместе с тем функциональная организация проводящих путей спинного мозга обладает целым рядом особенностей, которые не укладываются в традиционные анатомические рамки. Более того, в физиологии проводящих путей существуют терминологические особенности, которые не учитываются специалистами − анатомами и невропатологами. Поэтому анатомические, клинические и физиологические представления о проводящих путях иногда не совпадают между собой. Необходимо также учитывать терминологические расхождения между зарубежными и отечественными учебниками по физиологии ЦНС, нервным болезням. Кроме того, в некоторых клинических руководствах по неврологии при описании ряда клинических синдромов поражения проводящих путей спинного мозга указываются лишь симптомы, появление которых обусловлено поражением какого-то конкретного проводящего пути. В последующем авторы дополняют клинический синдром по мере изучения разделов неврологии. Нередко при полном описании синдрома поражения нервной системы авторами не указывается конкретная причина, вызвавшая появление определенного неврологического топического симптома. Это, в свою очередь, усложняет процесс изучения вопросов топической диагностики нервных болезней и клинической неврологии.

В этой связи нам представлялось принципиально важным дать комплексное описание спинного мозга, проводящих путей спинного мозга человека с точки зрения, единой для преподавателей физиологии, анатомии и патологии нервной системы человека.

В настоящем пособии мы стремились наиболее подробно описать те данные, которым обычно не уделяется внимание в учебниках. Пособие предназначено, прежде всего, для студентов медицинского факультета, изучающих анатомию, нормальную и патологическую физиологию, нервные болезни, студентов факультета психологии педагогического университета, а также для курсантов, проходящих усовершенствование по неврологии, и практикующих врачей-неврологов.

Главы учебного пособия включают подробный анатомо-физиологический обзор спинного мозга, проводящих путей спинного мозга, симптомы и синдромы поражения на различных уровнях. Отдельный раздел учебного пособия посвящен заболеваниям спинного мозга.

Авторы с благодарностью примут все советы и критические замечания.


 

Глава 1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА

 

Головной и спинной мозг образуют вместе центральную нервную системуsystem nervorum centrale.

Головным мозгомencephalon – называется часть центральной нервной системы, заключенная в полости черепа. Спинным мозгомmedulla spinalis – называется та часть, которая помещается в канале позвоночника. Нижний отдел головного мозга – продолговатый мозгmedulla oblongata – граничит со спинным мозгом. Четкой макроскопической и микроскопической границы между этими частями строго нельзя определить. Условной границей между головным и спинным мозгом считается нижний пучок пирамидного перекреста или верхний корешковый пучок первого шейного корешка.

Нервная система развивается из широкой полосы наружного зародышевого листа, эктодермы, лежащей на средней линии, непосредственно над chorda dorsalis. Клетки наружного зародышевого листа вырастают в удлиненно-цилиндрические или веретенообразные образования, в то время, как вокруг лежащие элементы делаются более плоскими. Таким образом, наружный зародышевый лист разделяется на два отдела: на тонкий роговой листок и более толстую, лежащую срединно-нервную, или мозговую пластинку. Оба эти отдела вскоре резко отграничиваются друг от друга: медуллярная (мозговая) пластинка впячивается, и её края приподнимаются над поверхностью зародышевого листа, образуя медуллярные валики, которые заключают между собой медуллярный желобок. Медуллярные валики – это простые складки наружного зародышевого листа в том месте, где медуллярная пластинка переходит в роговой листок.

Мозговая пластинка вскоре превращается в мозговую трубку. Первоначально возникают валики, которые, поднимаясь еще выше над поверхностью зародыша, заворачиваясь к медиальной плоскости, растут навстречу друг другу, пока не сойдутся своими краями, по длине которых они и срастаются. Поднимаясь над поверхностью зародыша, мозговые валики влекут за собой и роговой листок, из которого в последующем образуется эпителиальный покров тела. В мозговой трубке, заключающей наполненный зародышевой лимфой щелевидный центральный каналcanalis centralis, различают головной и спинной отделы; из первого образуется головной мозг, а из второго спинной.

К 10-й неделе эмбрионального развития формируется дефинитивная внутренняя структура спинного мозга. К 12-й неделе – начинается дифференцировка клеток нейроглии. В спинном мозге видны шейное и поясничное утолщения, появляются конский хвост и конечная нить спинного мозга. К 20-й неделе – начинается миелинизация спинного мозга: аксонов клеток передних и задних рогов спинного мозга, восходящих афферентных систем боковых, передних и задних канатиков, нисходящих эфферентных систем боковых канатиков (проводники экстрапирамидной системы). Миелинизация волокон пирамидной системы начинается на последнем месяце внутриутробного развития и продолжается в течение первого года жизни.

В постнатальном периоде спинной мозг претерпевает изменения. Спинной мозг новорожденного относительно длиннее, чем у взрослых, и доходит до нижнего края III поясничного позвонка. В дальнейшем рост спинного мозга отстает от роста позвоночника, в связи с чем, нижний конец его перемещается кверху. Рост спинного канала наиболее выражен в грудном отделе. На уровне шейного отдела разница между соответствующими сегментами и позвонками составляет один позвонок, в вехнегрудном – два, а в нижнегрудном – три позвонка. Рост спинного мозга продолжается до 20 лет. Масса его увеличивается примерно в 8 раз по сравнению с периодом новорожденности. К 5−6 годам соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых. У детей 5-летнего возраста спинной мозг обычно заканчивается на уровне I−II поясничных позвонков (верхний край II поясничного позвонка); в виде конуса, от которого далее вниз тянутся нити конского хвоста.

Шейное и поясничное утолщение начинают занчительно формироваться в первые годы жизни ребенка.

Гистологически в раннем возрасте отмечается преобладание передних рогов над задними; нервные клетки расположены группами, ткань глии хорошо развита. Клетки, выстилающие внутреннюю поверхность позвоночного канала, уплощены, сморщены, содержат малое количество протоплазмы. Отмечается пикноз ядер; местами ядра совсем отсутствуют. С возрастом и развитием ребенка отмечаются увеличение количества клеток и изменение их микроструктуры.

Спинной мозг новорожденного имеет более законченное морфологическое строение по сравнению с головным мозгом, в связи с чем оказывается и более совершенным в функциональном отношении. Однако миелинизация проводников спинного мозга продолжается до года, а спинальных нервов − до 2−3 лет.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...