Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. потребительское поведение и




Рыночный спрос

 

Студенту важно понять разницу между индивидуальным и рыночным спросом. Для исследования индивидуального спроса потребителя в микроанализе применяются три основных подхода. Первый использует теорию предельной полезности. Здесь также можно сформулировать два взгляда на определение стоимости в рамках вышеназванного подхода и трудовой теории стоимости, а также измерение полезности маржиналистами. Второй поход сводится к выявлению оптимума потребителя (максимизации общей полезности) в виде касания кривой безразличия и бюджетной линии. Третье направление сформировано на основании действий «эффекта замещения» и «эффекта дохода».

Необходимо также понять, что кривые безразличия характеризуют предпочтение потребителя, а бюджетная линия определяет его денежные возможности, ограниченные размерами потребительского бюджета. Основные умения студента в рамках данной темы сводятся к тому, что он должен вычислять и использовать общую и предельную (маржинальную) полезность, предельную норму замещения; строить линии бюджетных ограничений, кривые безразличия и карты кривых безразличия; находить потребительское равновесие по заданным кривой безразличия и бюджетному ограничению, рассчитывать изменения величины спроса в зависимости от действий эффектов замещения и дохода для нормальных, низших и гиффеновских благ.

 

План семинарского занятия

1. Индивидуальный и рыночный спрос. Исследование спроса отдельного потребителя.

2. Теория предельной полезности. Общая и предельная полезность. Измерение полезности (кардиналисты и ординалисты). Закон убывающей предельной полезности и ценообразование.

3. Этапы поведения потребителей. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Влияние изменения цен, товаров и дохода на бюджетную линию. Угол наклона бюджетной линии.

4. Равновесие потребителя. Оптимальный выбор. Правило максимизации полезности.

5. Эффект дохода и эффект замещения. Реальный доход. Классификация товаров в зависимости от реакции покупателей на изменение реального дохода: нормальные (качественные), низшие (некачественные) и гиффеновские блага.

6. Кривая «доход-потребление». «Доход-расходы». Закон Энгеля. Кривая «доход-потребление» и рыночный спрос. Кривая «цена-потребление» и рыночный спрос.

Рекомендуемая литература

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие / под общей редакцией а.в. Сидоровича. – м.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - Главы 7 - 9. – с. 96 – 119

2. Максимова в.н. Микроэкономика. – м.: Соминтек, гл. 4

3. Фишер с. и др. Экономика. - Гл. 3-6

4. Микро- и макроэкономика: практикум / под общ. ред. Ю.а. Огибина. - тема №6

 

Основные термины и понятия

Индивидуальный спрос. Рыночный спрос. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности (маржинальной полезности). Кардинализм. Ординализм.

Кривая безразличия (изокванта). Предельная норма замещения одного блага другим. Карта кривых безразличия. Бюджетная линия (изокоста). Равновесие (оптимум) потребителя. Правило максимизации полезности.

Эффект дохода. Эффект замены. Поведение рационального потребителя. Реальный доход. Товар Гиффена. Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба. Эффект Веблена.

Кривая «доход-потребление». Кривая «цена-потребление». Кривая Энгеля. Закон Энгеля.

 

Тестовое задание

Выберите правильные номера ответов. Верными могут быть один и более вариантов ответов

 

1А. Экономической целью домохозяйства как экономического агента является максимизация

а) общей полезности;

б) доходов от продажи экономических ресурсов;

в) общей прибыли;

г) затрат экономических ресурсов.

 

2А. Потребительские предпочтения определяют:

а) положение и наклон линии бюджетного ограничения;

б) эффект дохода;

в) эффект замещения;

г) положение и наклон кривой безразличия;

д) положение и наклон кривой спроса.

 

3А. Если реальный доход потребителя возрастет, то линия бюджетного ограничения на графике:

а) сместится влево;

б) сместится вправо;

в) наклон бюджетной линии увеличится;

г) наклон бюджетной линии уменьшится.

 

4А. Потребитель имеет доход, равный 10 ден. ед., и покупает товары а и б по цене 1ден. ед. и 2 ден. ед. соответственно. Какой из следующих наборов товаров буде находиться на бюджетной линии?

а) 7а и 3б;

б) 4а и 6б;

в) 6а и 2б;

г) 6а и 4б;

д) 4а и 4б.

 

5А. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует действие закона убывающей предельной полезности:

а) 100, 300, 500, 700;

б) 100, 150, 250, 400;

в) 100, 150, 180, 190;

г) 100, 120, 150, 170;

д) 500, 460, 420, 380.

 

6А. Закон Энгеля – эмпирический закон потребления, который показывает:

а) как изменяется величина расходов на продукты питания в бюджете потребителя;

б) как изменение реальных доходов отражается на расходах потребителей;

в) как изменяется доля расходов на продукты питания в бюджете потребителя;

г) как должен изменяться доход потребителя, чтобы его расходы были постоянными.

 

7А. Кривая безразличия – это график:

а) всевозможных уровней доходов потребителя;

б) который показывает альтернативные наборы благ с одинаковой общей полезностью;

в) отражающий равновесное состояние потребителя;

г) представляющий равенство цен двух потребительских благ.

 

8А. Кардиналистский подход:

а) определяет, как сочетаются желания потребителя с его возможностями;

б) представляет собой количественный подход в определении полезности благ;

в) является порядковым подходом в определении полезности благ;

г) выражает зависимость предпочтений потребителя от уровня его реальных доходов.

 

9А. Равновесие потребителя – это:

а) точка пересечения кривых безразличия;

б) точка пересечения кривой безразличия и бюджетной линии;

в) точка касания кривой безразличия и бюджетной линии;

г) точка наибольшей совокупной полезности двух благ.

 

10Б*. Эффект замещения означает, что при увеличении цены товара происходит:

а) снижение потребления данного блага и увеличение величины спроса на другие товары;

б) повышение объёма спроса этого товара и уменьшение потребления других товаров;

в) снижение потребления и данного товара и других товаров;

г) сокращение величины покупок данного товара без изменения в потреблении других товаров.

 

11А. Кривые безразличия – это кривые

а) равного количества двух товаров;

б) одинакового уровня полезности наборов этих товаров;

в) равного дохода потребителя;

г) равенства цен двух товаров.

 

12А. Эффектом замены называют

а) изменение объёма спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен товара;

б) изменение объема спроса исключительно в результате изменения реального дохода и относительных цен товаров при постоянстве реального дохода;

в) изменение величины спроса исключительно под влиянием изменения относительной цены товара при постоянстве реального дохода.

 

13А. Какой из следующих товаров имеет наибольший по модулю эффект дохода:

а) картофель; б) клубника; в) соль; г) мясо.

 

14Б. Когда общая полезность максимальна, предельная полезность последней потребленной единицы товара

а) также максимальна; в) отрицательна;

б) равна нулю; г) растущая.

 

 

15Б. если цена товара х падает, потребитель будет всегда стараться купить больше товара из-за эффекта

а) замещения и иногда дохода;

б) замещения и дохода;

в) замещения, а не дохода;

г) дохода, а не замещения.

 

16Б. Кривая безразличия - это геометрическое место точек,

а) отражающих взаимозависимость между ценами двух благ и наборами двух благ;

б) соответствующих количеству экономических благ, взаимная замена которых одинаково полезна для потребителей;

в) являющихся набором благ одинаковой суммарной ценности;

г) отражающих спрос на взаимозаменяемые экономические блага.

 

17Б*. Функция полезности потребителя имеет вид: Тu = xy, где x и y - количества двух товаров. Доход потребителя составляет 27 денежных единиц. Цены товаров x и y равны 4 и 6 соответственно. Цена товара x растет до 5. Для товара х эффекты замены и дохода по абсолютной величине составляют соответственно:

а) 0,25 и 0,43; б) 0,36 и 0,32; в) 0,34 и 0,34; г) 0,48 и 0,2.

 

Решение:

Правило максимизации общей полезности mux / px = muy / py. Mux = (u)x́' = y·x1 – 1 = y. Muy = (u)y' = x. y/px = x/py. y/4 = x/6, то есть 6y = 4x.

Уравнение бюджетной линии i = x px + y py. 27 = 4 x + 6 y. Составим систему уравнений 6 y = 4 x, 27 = 4 x + 6 y. 8 x = 27. x1 = 3,375. у = 4х/6 у1= 4 3,375/6 = 2,25. Аналогично рассчитываем при цене px = 5. Тогда 6 y = 5 x; 5 х + 6 y = 27. 10 x = 27. x2=2,7. Определим общий эффект (сумма эффекта замещения и эффекта дохода) от изменения цены ∆x = Х2 – Х1 =2,7 - 3,375 = - 0,675.

Поскольку в исходных условиях ТU 1 = Х У =3,375 2,25 = 7,594 (при исходном уровне цен уровень общей полезности составляет 7,594). ТU 1 = Х У = 7,594, поэтому уравнение кривой безразличия представляет собой следующее выражение У = 7,594/Х.

Предельная норма замещения MRS = - ΔУ/ΔХ.

Согласно правилу максимизации общей полезности MRS = - ΔУ/ΔХ = Рх / Ру = 5/6.

- ΔУ/ΔХ = (У)’ = (7,594 Х-1)’ = 7,594 Х-2 = 7,594 /Х2

7,594 /Х2 = 5/6 = 0,833 Х2 = 9,116 Х3 = 3,018.

Найдём изменение объёма спроса из-за эффекта замены: DX = Х3 – Х1 = 3,018 – 3,375 = -0,357; и

эффекта дохода: DX = Х2 – Х3 = 2,7 – 3,018 = - 0,318.

 

18А. Известно, что товар х приобретается всего двумя потребителями, и при этом спрос первого потребителя описывается функцией q1 = 90 - р, а спрос второго потребителя - функцией q2 = 240 - 2р. Значение цены при величине рыночного спроса, равной 42, составляет:

а) 48; б) 96; в) 86; г) 97; д) 99.

19Б. Товар х приобретается потребителями, принадлежащими к 2 различным группам. Численность первой группы 100 чел., а второй - 200 чел. Спрос типичного потребителя, принадлежащего к первой группе, описывается уравнением qi = 50 - р, ко второй qi=60 - 2р. Значение цены при величине рыночного спроса, равной 1000 составит:

а) 32; б) 40; в) 36; г) 44.

 

20А. Экономисты предсказывают, что если бы цена товара выросла на 5 руб., эффект замены снизил бы его потребление на 4 шт. в месяц, эффект дохода увеличил бы его потребление на 3 шт. в месяц. Тогда этот товар является:

а) качественным;

б) товаром Гиффена;

в) эластичным;

г) некачественным (низкого качества).

 

21А. При изменении цены на качественный товар - предмет роскоши возможны следующие значения эффектов дохода и замены:

а) на изменение величины покупок данного товара наибольшее влияние оказывает эффект дохода;

б) изменение объёма спроса предмета роскоши в основном зависит от действия эффекта замещения;

в) при варьировании величины спроса предмета роскоши эффекты дохода и замены действуют в противоположных направлениях;

г) на изменение количества покупок данного товара не влияют ни эффект дохода, ни эффект замены;

д) нет верного ответа.

 

22Б*. Если зависимость выбора потребителя является обратной по отношению к другим потребителям, следовательно это:

а) эффект «престижного потребления»;

б) аксиома независимости выбора;

в) аксиома транзитивности;

г) аксиома независимости выбора;

д) эффект «сноба».

 

Задачи

1А. Функция полезности потребителя имеет вид: u(c,d) = c2 ·d2 + 3. Найдите предельную полезность товаров «с» и «д». Какая из следующих пар товаров наиболее предпочтительна для потребителя: (9, 1); (2, 4); (1, 7); (3, 2); (5, 2); (4, 3); (8, 1) при данной функции полезности?

2А. Постройте линию бюджетного ограничения для двух товаров а и б при доходе потребителя, равном 900 ден. ед. Цена товара а – 10 ден. ед., цена товара б – 20 ден. ед. Покажите на графике, как сместится линия бюджетного ограничения при снижении цены товара б на 10%.

3А. Найдите цены товаров x и y, если известно, что доход потребителя равен 100 ден. ед., объем потребления товаров x и y равен соответственно 10 ед. и 30 ед., а цена товара х в два раза больше цены товара y.

4А. На рисунке показана одна из кривых безразличия некоего потребителя и его бюджетная линия.

 
 
y    

 


Y

 

 

0 50 x

 

а) если цена товара y равна 50 ден. ед. за единицу, то какой доход имеет потребитель?

б) какова цена товара x?

в) напишите уравнение бюджетной линии.

г) напишите уравнение бюджетной линии при условии, что цена товара y составляет 60 ден. ед. за единицу.

 

Решение:

а) i = py • y, где i – доход потребителя; py – цена товара y; y – количество товара y. I = 50 • 30 = 1500 ден. ед.; б) i = px • x, где i – доход потребителя; px – цена товара х; x – количество товара х. 1500 = px •50. Рх = 30 ден. ед.; в) уравнение бюджетной линии имеет вид px • x + py • y = i, тогда 30 • х + 50 • у = 1500; г) уравнение бюджетной линии при ру = 60 ден. ед.: 30 • х + 60 • у = 1500.

 

5Б. Потребитель тратит 600 рублей в месяц на приобретение двух товаров. Цена товара х – 20 рублей, а товара у – 10 рублей. Задана функция полезности потребителя u = ху. Составить уравнение бюджетной линии. Найти предельную норму замещения. Определить оптимум потребителя. Представить графически. Если цена товара х уменьшится на 5 рублей, на сколько единиц изменится объём спроса данного товара всего и в том числе а) под действием эффекта дохода и б) эффекта замещения?

Вопросы для размышления

1Б*. Экономическая модель потребительского поведения полезна, даже если мы спрашиваем, действительно ли потребители ведут себя таким образом, что мы можем измерить полезность? Какова польза от этой модели? Объясните ответ.

2Б. В чем суть закона убывающей предельной полезности? Как связаны закон спроса и предельная полезность?

3А. Какую информацию несет кривая безразличия? Почему кривые безразличия не могут пересекаться?

4А. Что такое бюджетная линия? Как она строится? Как перемещается бюджетная линия при изменении денежного дохода потребителя?

5Б. Чем определяется оптимальный набор потребительских благ для покупателя (кардиналистский и ординалистский подходы)?

6А. Каковы основные черты рыночного поведения потребителя? Что такое предельная полезность блага? Можно ли обнаружить предельную полезность при потреблении благ нематериального производства (науки, культуры, искусства)?

7Б. На рынке складываются два совершенно разных подхода к определению цены на товар: производители считают, что их предложение благ (учитывающее стоимость продукта) влияет на рыночную цену; потребители полагают, что наоборот, только их спрос (исходящий из полезности блага для каждого человека) решающим образом влияет на цену. Что же на самом деле определяет рыночную цену?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...