Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как распознать ранние признаки девиантного поведения

Основные причины девиантного поведения

1. Биологические (психофизиологический, психические расстройства)

2. Социально-психологические (индивидные).

Биологические:

5-15% делинквентных детей были с психическими или психофизиологическими расстройствами.

Фобии, Эмоционально-волевые расстройства, Расстройства влечений

Интеллектуальная недостаточность (31.1% преступлений совершаемых детьми связано с психическими отклонениями)

Неврозы (2.4%), Паталогии характера (4.4%).

Психопатии, невротические расстройства, остаточные явления ЧМТ, снижение интеллекта.

Легкие эмоциональные повреждения – связанные со страхом.

На фоне агрессивного поведения, имеющего биологическую подоплеку.

Переизбыток тестестерона в крови.

Генетические синдромы ведущие к повышению агрессивности (Смита-Моджениста – 17 хромосома, 80% повышение агрессии)

Тип темперамента.

«Одной из причин девиантного поведения могут быть 2 причины: уже имеющийся патологический синдром, 2й- «трансформированное» нарушение поведения.» Ложбинский (вроде)

Первоначальное нарушение поведения влияет ситуация, в дальнейшем ситуация не играет первостепенной роли а является фоном, то есть нарушение поведения трансформируется патологически. (например изначально ради благого намерения девиантное поведение, а дальше поведение остается и без блага =)).

Расстройства настроения депрессивной и субдепрессивной направленности, расстройства настроения связанные с расстройствами влечения (клептомания, дромомания). Чередование фаз усиление влечений и агрессии, абсолютная утрата влечений и незащищенность.

Социально-психологические

Тесно свзязаны с морально-нравственными искажениями личности, эмоциональной сферы.

Влияние семьи.

Специфические морально-нравственные устои и традиции семьи могут быть первопричиной детского воровства («потомственные» судимости, средства достижения финансовго благополучия не имеют значения)

Детерминанты:

1) Семейное неблагополучие - утрата воспитательной функции семьи.

Воспитание – формирование адекватной личности.

Виды семейной депривации:

1. Депривация витальных потребностей ребенка (нечего кушать, одеть)

2. Блокирование чувства безопасности (неформируется из-за эмоционально отвержения)

Блокируется чувство радости, из-за отсутствия чувства безопасности.

Угроза наказания. Многие считают что заслуживают наказания.

3. Страх несоответствия ожиданиям родителей. Поиск наказания за это несоответствие

4. Хз кароче че как здесь неправильно оформил

Позитивный опыт закрепляет девиантное поведение.

Чувство ненужности рождает Чувство виновности, а оно рождает чувство неполноценности

Любой девиант чувствует себя неполноценным и испытывает вину за это.

Девиантное поведение может быть как форма протеста на имеющиеся нормы в семье, в том числе Имитацией реации эмансипации

2) Болезни членов семьи как формальная детерминанта девиантного поведения.

3) Феномен безотцовщины (дети выросшие без отца имеют заниженный уровень притязаний, неспособность поверить в свои возможности приводит к компенсаторным способам реализации)

4)

Привязанности – близкие, теплые отношения основанные на (как правило взаимной) ценности этих отношений

Привязанности развиваются в направлении нескольких человек, реже одного в виде четко определенного порядка предпочтений. Мало-подвержены временным изменениям (новые могут формироваться, при этом прежние могут не терять актуальность). Не исчезают, трансформируются. Многие самые сильные привязанности порождают самые сильные страхи. Чем ярче себя проявит привязанность, тем ярче себя проявит страх. Самая сильная привязанность развивается в течении первых 9 месяцев жизни (как правило к матери, или человеку её заменяющего). Стойкость ригидность схем поведения представляющих собой обобщенный опыт отношений родителей и детей в дальнейшем является первопричиной личностных деформаций, нарушений адаптации, усугубляют характер течения кризисов и кризов. И только новый опыт позитивных отношений позволяет перестроить уже сформировавшиеся схемы поведения.

Самым грубым нарушением привязанности является материнская депривация. Может быть в виде «сепарации» (ситуация долговременной разлуки ребенка с матерью). Компенсация вынужденной сепарации в норме – конструктивная совместная деятельность. Деконструктивная – девиантное поведение.

Стадии реагирования на сепарацию:

1) Активный протест

2) Отчаяние

3) Отчуждение – попытка восстановить отношения с окружающим миром, начать вновь проявлять к нему интерес. Попытка формирования вторичных привязанностей.

Объект привязанности заведомо недоступен – неудовлетваримая привязанность. При такой не будут этих 3х стадий.

Привязанности по качеству:

1) Уверенная (когда разделяют привязанность). В этом случае и сепарация будет переживаться легче. Вклинивающееся посторонее лицо воспринимается адекватно (подруги друзья мамы)

2) Тревожно-требующая. требуется постоянное подтверждение его значимости в системе отношений. Постоянно требуется подтверждение его значимости. (типа симбиоза).

3) Тревожно-избегающая. Дети не имеют привязанностей и не заинтересованы в общении. В поведении показывает низкую значимость привязанности, в то же время основным мотивом является страх, возможность сепарации. Двойная мораль, внутреннее противоречие между реально желаемым и формально отвергаемым

(при раннем расстройстве привязанностей (депривация), то в будущем привязанности неразвиваются).

Резко снижена планка социальной желаемости:

Отсутствие заботы со стороны родителей, их эмоциональная холодность или явление сепарации превышающее 1-3 месяца в возрасте до 1 года в будущем приводит к недоразвитию привязанностей у такого ребенка и часто к нарушениям поведения.

Применение системы наказаний. Наказание – угроза разрушения привязанностей. Дисциплинарные меры, которые успешны в воспитании большинства детей имеющие привязанности не действенны в отношении детей с разрушенными или не сформированными привязанностями. Такого ребенка можно обидеть но не наказать.

Как воспитательные меры наказание до 12 лет. От 3 до 7 лет более всего физическое насилие. Дети соматически ослабленные подвергаются наказания чаще чем к здоровым. К мальчикам чаще чем к девочкам.

До 14 лет сексуальное насилие 30% девочки, 10% мальчики.

Сепарации. Если до года был период сепарации 1-3 месяца, то последствия лишь частично обратимы. Ребенок дистанцирует в отношении тех людей, с кем возможно развитие привязанности. Так как подсознательно ждет, что будет отвергнут вновь. Провоцирует взрослых к дистанции (нарушения поведения). В основе такого поведения – мотив виновности в предыдущей разлуки и страх новой разлуки. (по Адлеру – составляющая комплекса неполноценности).

Последствия расстройств привязанностей с матерью

Если рассматривать отзывчивость как категорию «привязанность», то это межличностная чувствительность. Эмоциональная доступность и гибкость отношений, реализуемая в определенном поведении.

Зависимость – функциональная связь между объектом и субъектом отношений, которая может быть нормальной или патологической. Нормальная зависимость – произвольная от отзывчивости. Патологическая – симбиотические связи (комплексы Электра, Эдипа и тд.)

Ранние нарушения поведения (агрессивность), недоразвитие эмпатии, гибкости, а в тяжелых случаях интеллектуальное отставание, недоразвитие коммуникативных установок или вялость эмоциональных реакций – следствие тотальной неуверенности в себе, то есть результат недоразвития привязанностей.

Первый месяц разлуки – поиск матери или лица её замещающего

Второй месяц – реакция избегания (от всех кто проявляет привязанность)

Третий месяц – избегание контактов с окружающим миром, апатия, аутизация. Временный регресс навыков возможен

Разрыв с отцом

Чем на более раннем этапе онтогенеза папа начинает проявлять заботу по отношению к ребенку, тем быстрее и успешнее в дальнейшем ребенок развивается. Если папа после рождения ребенка принимает участие в уходе за ним, такой ребенок в будущем развивается быстрее тех кто был этого лишен. Общение матери и ребенка пронизано заботой, отца с ребенком игрой.

Матери инициируют наказания, отцы осуществляют. Отец может быть строгим как личность но не применять строгие наказания (строгая личность но не строгие наказания). У отцов практикующих строгие наказания вырастают агрессивные сыновья, со сниженным порогом толерантности, часто с недоразвитием нравственных установок.

Если муж подавляется женой, то у мальчика быстрее формируются мужские качества. Если отец эмоционально отвергает сына, приводит к нежеланию проявлять мускулинный тип поведения (как ненавистный).

Общие секреты отца с сыном\дочерью лучше закрепляют желаемую поло-ролевую модель поведения, чем её жесткий регламент. Многие отцы желают воспитать в своих дочерях те качества, которые они не смогли найти в жене. Поэтому дочерям чаще прощается то, что не прощается женам. Если отце страдает хроническим алкоголизмом, особенно у сыновей наблюдается эмоциональная холодность, отчужденность. Если между отцом и дочерью наблюдается эмоциональная холодность, то рано формируется сознательная установка, что отец не нужен вообще, значит уже в детстве принижается значимость будущей собственной семьи.

Девочки с негативные отношения с отцом или без отца, становятся хорошими работниками, успехи в карьере, но психологически не готовы к семье.

 

Эдипов комплекс - проявляется в виде конкуренции за правообладание женщиной.

· Ориентация на мать как на идеальный образ женщины (идеализация)

· Ориентация на внешние проявления матери как эталон феминности. Пограничная норма

· Половое влечение к собственной матери

Электры

· Ориентация на отца как на идеальный образ мужчины

· Ориентация на внешние проявления отца как эталон мускулинности.

· Половое влечение к собственному отцу

Иокасты (мать Эдипа)

Инициатор комплекса является не ребенок, а его родитель.

Идиализация объекта отношений, при котором способы достижения благополучия идеализируемого объекта не имеют значения.

 

Как распознать ранние признаки девиантного поведения

(Невербальные признаки лжи)

Прямой взгляд – фокусировка на зрачке - минимальная вероятность что вас обманывают (не моргает, мимика средней интенсивности)

Бесстыжие\наглые глаза – фокусировка не на зрачке а на переносице или левой брови

Прищуренный взгляд – недоверчивость желание что-либо сокрыть, но при этом выяснить намерения чужого человека, сокрыв собственные.

Блуждающий взгляд – выраженный интерес ко всему сразу, или полное отсутствие интереса ко всему.

Взгляд усиленно раскрытых глаз, сильная улыбка – обмануть, вызывая доверие к себе.

Косой взгляд – (устремлен в точку ниже уровня глаз не на собеседника) – неуверенность в себе, нередко возникает на фоне объективной переоценке собственных возможностей.

Глаза в глаза, давящий взгляд – Манифестация силы авторитета.

«зановешенный глаз» - верхние веки расслаблено прикрывают верхнюю часть глаза – сильное переутомление.

Взгляд сквозь, мимо – производит впечатление неуважения и выводит из эмоционального равновесия.

Сверху вниз – при немного откинутой назад голове – нередко у людей социально не компитентных или обусловлен разностью в росте.

Взгляд в пол – чаще сфокусирован на пальцах своих ног, желание прервать контакт (вина), реже страх.

Настойчивый\назойливый взгляд – предполагает внедрение в сферу личностных преживаний. Провоцирует закрытость собеседника.

Жесты и позы:

Переплетенные пальцы рук – подозрение

Переплетенные пальцы рук, потирание ладоней – неуверенность в себе.

У женщин касание шеи, сережек (вообщем в зоне чуть ниже печь, до подборотка). – неуверенность.

У мужчин тоже наоборот – уверенность.

Покашливание, когда кашлять не хочется и касание при этом горло – попытка совладать с тревожностью, беспокойством.

Одна из одежд снимается с плеч (не обнажаются плечи) – доверие.

Руки скрещенные на груди – защитная, конфликтная поза. (не маскирует)

Нога на ногу (обычно со скрещенными руками) – за несколько минут до пика конфликта.

Нога на ногу, покачивание ногой – все очень наскучило (феминый жест)

Время от времени прикрывает ладонью рот (касание верхней губы)- несогласие с тем что говорит (противоречивость собственных суждений) или суждений собеседника.

Дотрагивание кончика носа большим или указательным пальцем (потирание мочки уха) – жест оратора, сомневающегося в своих словах

Почесывание затылка – сомнение и раздумья одновременно

Руки на стол – Жест давления, сильный призыв, часто к агрессивным действиям

Пальцами Поглаживает\ощупывает предметы на столе – впечатлительный, осторожные, ранимые люди.

Жест (типа «окей») указательный и большой подушечками, в процессе диалога – закрепляющий информацию, концентрация на данном моменте, жест-якорь.

Раскачивание на стуле – от крайнего удивления на уровне шока, до глубокого удовлетворения сложившейся ситуацией.

Пальцы по столу по очереди, касание подбородка большим и указательным - раздумье

Пауза, осторожно снимает очки, протирает стекла – вынужденная потребность в коммуникативной паузе.

Кончики пальцев соприкасаются, мизинцы нет (или вовсе оттопырены) – усиленное внимание.

Резко отодвигает стул и резко встает (громко) – шокирующая новость, попытка совладать с негативными эмоциями

Неторопливое покачивание на стуле, взгляд прямой – размышление, заинтересованность. Удовлетворение текущей ситуацией.

Почесывание подбородка – принятие решения, решение уже принято, но наблюдается информационный дефицит в отношении некоторых деталей.

Анфас\профиль, один глаз прищурин – атрибутика собственной информированности («я все про тебя знаю).

Руки в карманах (как жесть) – жест защиты, атрибутика готовности к агрессивным действиям, скрытое желание подавлять других людей, их волю.

(напряженно сидел, слушал, потом откинулся, взор блуждает – скука. Если начал покачивать ногой (нога на ноге) – раздражение)

Положение пальцев ног

Носок на владельца, при этом собеседник видит всю подошву – жест пренебрежения. (на востоке вообще как средний палец показать)

Носок устремлен в пол – напряженность, боязливость, подчиненное положение.

Положение типа «смирно» - неуверенность, педантизм.

Типа моряка, ноги расставлены, грудь вперед – псевдовысокая самооценка, личностная незрелость.

Походка руки в карманах, ноги шаркают, взгляд изподлобья, сутулость – сниженная самооценка, готовность к агрессивным действиям.

Голова на плече – покорность

Мелкие, частые кивки – покорность

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...