Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее понятие фандрайзинга

ТЕМА 2 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ

План

  1. Фандрайзинг.

1.1. Фандрайзинг. Источники ресурсов для реализации общественных инициатив.

1.2. Проектный подход в фандрайзинге.

1.3. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.

1.4. Взаимодействие с НКО, частными лицами и бизнес-структурами.

1.5. Использование PR-технологий в фандрайзинге.

  1. Другие способы и источники финансирования молодежных организаций и молодежных проектов.

2.1. Кроудрайзинг.

2.2. Кроудсорсинг.

2.3. Эндаумент-фонд.

  1. Основные принципы взаимодействия с партнерами и инвесторами: Презентация проекта (Технология «90 секунд»).

Текст лекции.

  1. Фандрайзинг.

1.1.Фандрайзинг. Источники ресурсов для реализации общественных инициатив.

Общее понятие фандрайзинга

Прежде, чем мы обратим наше внимание непосредственно на фандрайзинговую активность, нам необходимо понять, что такое общественная деятельность, и почему необходимо искать ресурсы для ее осуществления.

Обобщая многочисленные версии, логично предположить, что общественная деятельность есть созидательная, конструктивная по сути и различная по форме организованная деятельность сообществ граждан (инициативных групп, общественных объединений, некоммерческих организаций и т.д.), направленная на благо других сообществ или общества в целом. Другими словами, общественная деятельность предполагает, в первую очередь, удовлетворение общественных интересов, хотя нельзя сказать, что она вовсе отвергает удовлетворение интересов личных, поскольку приносит участникам удовлетворение, как моральное, так и материальное.

Для удовлетворения общественных интересов инициативные сообщества граждан выбирают различные способы и модели: создают формальные и неформальные объединения, чья деятельность в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ, двумя основными законами — «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях», а также Налоговым кодексом и рядом других документов. На данном этапе нам важно знать, что действующие в рамках закона юридически оформленные организации обладают как определенными обязанностями перед государством, так и правами, отраженными в учредительных документах. Более подробно деятельность НКО вы будете изучать в рамках курса по выбору «Некоммерческие организации».

Сама суть общественной некоммерческой организации заключена в принципиальном отказе от извлечения личной материальной выгоды от деятельности, извлечения прибыли как таковой. Неслучайно в списке определений сущности общественных организаций наряду с терминами, отражающими зависимые связи с государством и правительством — «негосударственная» (НГО), «неправительственная» (НПО), есть термин, отражающий экономическую сторону — «некоммерческая» (НКО), в английском языке —»non profit», т.е. «бесприбыльная».

Однако было бы заблуждением считать, что если организация не ищет прибыли, то деньги ей вовсе не нужны. Некоммерческая суть вовсе не освобождает организацию от необходимости нести определенные затраты при реализации своих проектов и программ, оплачивать административные расходы, работу специалистов и так далее. А это значит, организация должна располагать средствами для обеспечения своей деятельности. Если это не клуб по интересам, удовлетворяющий потребности исключительно членов клуба, а действительно организация, работающая для общественной пользы, она должна уметь объединять/привлекать общественные ресурсы для удовлетворения общественных нужд.

Так формируется потребность общественных организаций в умении привлекать ресурсы, в освоении технологий привлечения средств и организации процесса их привлечения. Вот тут-то и появляется понятие фандрайзинга.

Приведем несколько определений.

Слово fundraising заимствовано из английского языка: fund — «финансовый ресурс» и raising — «сбор, формирование, наращивание».

Фандрайзинг — способ экономического выживания некоммерческих организаций. С самого начала мы должны понимать, что привлечение ресурсов не цель, а средство достижения общественно значимой цели, в чем бы она ни заключалась — в отстаивании прав и свобод, создании необходимых условий для самостоятельной жизни и самореализации отдельных категорий граждан, сохранении окружающей среды в целом или отдельных вымирающих видов животных и растений.

Фандрайзинг – целенаправленный, систематический поиск средств или ресурсов (в том числе людей, оборудования, информации, денег и др.) для реализации проектной активности общественной организации или инициативной проектной группы.

«Профессиональный фандрайзер» («professional fundraiser») — тот, кто предоставляет услуги по привлечению ресурсов самостоятельно или по контракту, тогда как «фандрайзер-профессионал» («fundraising professional») — сотрудник организации, которая ищет пути привлечения ресурсов.

Кроме того, в рамках фандрайзинговой деятельности важными субъектами выступают:

Доноры — это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании.

Меценаты — физические лица, предоставляющие благотворительную помощь на добровольном безвозвратном основании.

Спонсоры — это юридические и физические лица, предоставляющие конкретную помощь на определенных условиях.

Все эти субъекты, в сущности, могут выступать источниками привлечения ресурсов, и их можно называть «партнерами».

Итак, нас с профессиональной точки зрений интересует фандрайзер и составляющие его деятельности.

Первое с чего начинает фандрайзер – это оценка подлежащего к выполнению объема работ, необходимого качества работы, необходимого материально-технического, информационного, кадрового обеспечения процесса. По большому счету, деятельность фандрайзера начинается с составления плана фандрайзинга, для чего необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Какой ресурс для проекта или организации является основополагающим?

2. Без чего не может быть осуществлен проект, деятельность?

3. Является ли отсутствие денег и материально-технической базы непреодолимым препятствием в обеспечении жизнедеятельности проекта, организации?

Затем нужно определить ресурсы: какие ресурсы мы хотим получить; сколько; зачем; на что будут потрачены те деньги, которые, как мы рассчитываем, нам дадут люди.

Другими словами, проект или деятельность молодежной организации должна быть обеспечена необходимой ресурсной базой.

Типы ресурсов, которые, как правило, необходимы общественной организации или проекту, чтобы реализовать свою миссию, достигнуть поставленной цели?

Тип ресурсов Содержание
Финансовый Наличные деньги Деньги на рублевых и валютных счетах Ценные бумаги
Материально-технический Оборудование, средства производства Расходные материалы Мебель, предметы быта Транспортные средства Помещения Информационные носители
Человеческий Рабочие руки сотрудников и добровольцев Поддержка соратников и единомышленников Креативность и КПД всех участников деятельности
Интеллектуальный Уровень профессиональных компетенций сотрудников и добровольцев Методические разработки, авторские методики и т.д. Проектные идеи
Коммуникационный Партнерские проекты, рабочие контакты, личные связи
Символический Моральная поддержка со стороны влиятельных людей и организаций, их содействие в реализации целей и задач организации, участие организации в их проектах и программах

 

Продолжим: зададим оставшиеся вопросы:

· Какой ресурс для общественной организации является основополагающим?

· Без чего не может существовать организация?

· Является ли отсутствие денег и материально-технической базы непреодолимым препятствием в деятельности НКО?

Сколько бы ни обсуждали эти вопросы, ответ очевиден — самым важным ресурсом общественной/некоммерческой организации являются люди. Люди — это идеи, это рабочие руки, это профессиональные знания и навыки, это эмоции и отношения, создающие специфическую атмосферу сообщества единомышленников, это личные и профессиональные связи, и все эти ресурсы можно использовать и развивать в интересах организации.

Но разве этим ресурсный потенциал людей ограничивается? Нет, конечно. Люди — это и деньги тоже! Это членские взносы и частные пожертвования, и, кстати, размер этих пожертвований не всегда так скромен, как принято думать. Личный вклад отдельно взятого состоятельного человека без привязки к коммерческой компании или депутатскому бюджету — это тоже частное пожертвование. Таким образом, говоря о поиске финансовых средств для общественной деятельности, мы должны думать о людях. О людях, принимающих решение о том, предоставлять или не предоставлять общественной организации финансовые средства, будь то рубль из личного кошелька или тысячи долларов из бюджета коммерческой компании. Какое решение примут эти люди, зависит от массы объективных и субъективных обстоятельств, и умение использовать эти обстоятельства в своих интересах — это тоже профессиональная компетенция фандрайзера.

Но прежде, чем мы обратимся к людям за финансовой помощью, мы должны определиться — а чего, собственно, мы хотим, сколько, а главное, зачем? На что будут потрачены те деньги, которые, как мы рассчитываем, нам дадут люди?

Итак, чтобы определить потребности в ресурсах, нужно, в первую очередь, хорошо знать содержание деятельности организации или суть проекта (как правило, для этого нужно составить так называемый паспорт организации, включая сметы с детализацией и обоснованием расходов и бюджет) — характер и объем работ, количество сотрудников и привлеченных специалистов, объемы и технические характеристики необходимого оборудования, содержание административных расходов. Мы должны понимать, что деньги, компьютеры, рабочие руки нужны не для того, «чтобы было», а для осуществления конкретных действий, логически взаимосвязанных между собой.

Неслучайно в ответ на просьбу, сформулированную «в двух словах» «Дайте денег!» резонно услышать встречный вопрос тоже из двух слов — «Сколько?» и «Зачем?». И чем больше озвученная сумма, тем более подробного ответа ждет потенциальный источник на вопрос «Зачем?», поскольку объем запрошенных средств должен быть сопоставим с объемом планируемых работ и ожидаемым результатом.

Впрочем, случаются и обратные процессы. Далее, когда мы будем говорить о частных пожертвованиях, мы вернемся к этой теме, поскольку обязательно столкнемся с проблемой «оптимального объема частного пожертвования» или «синдрома трех копеек», когда запрашиваемая сумма несопоставимо мала по сравнению с озвученной целью.

Таким образом, прежде чем планировать фандрайзинговую кампанию, необходимо проанализировать потребности организации на конкретный период времени и конкретную деятельность.

Итак, первый шаг плана фандрайзера – оценка или анализ потребностей проекта, организации.

Анализ потребностей — организованная деятельность по сбору и систематизации информации о имеющихся/планируемых затратах на реализацию того или иного проекта/программы или его отдельного компонента, включая обеспечение потребности в кадрах, технологиях/методиках, информационной и иной деятельности, необходимой по проекту. См. предыдущую тему, освещающую вопросы бюджетирования. Логика опыта и здравого смысла убеждает нас в том, что потребности в ресурсах формируют цели и задачи фандрайзинга, а вовсе не наоборот. Практика показывает, что подход типа «дайте нам денег, а уж мы найдем, как их потратить» в нынешних условиях не работает в большинстве случаев, если речь идет об организациях.

Лишь в индивидуальных случаях, к которым относятся разовые пожертвования нуждающимся или пожертвования церкви, жертвователь не стремится узнать, на что будут потрачены его деньги. Хотя и здесь существует правило информирования о целях, на которые собирается милостыня — «на хлебушек», «на лечение», «на дорогу домой» — нередко слышат те, кто подает нищим. Не всегда верит, что «на хлебушек», но подает. Уникальность и специфика частных пожертвований еще будет нами исследована, здесь же мы приводим этот пример лишь затем, чтобы еще раз продемонстрировать наличие причинно-следственной связи: потребность/нужда — формирование запроса на финансовую поддержку/просьба о помощи в разной форме — работа с потенциальным источником (мотивация, переговоры) — оценка результатов…

Так выглядит классический цикл фандрайзинга: оценка потребностей — выбор потенциальных источников — проведение конкретных мероприятий по привлечению конкретных ресурсов — оценка результатов — и снова оценка потребностей. Процесс фандрайзинга, по мнению специалистов, должен быть непрерывным. Цикличность — одно из условий эффективности затрат на фандрайзинговые мероприятия, где оценка результатов и выбор наиболее оптимальных источников, форм и методов работы с ними занимает ведущую роль.

Итак!!!! Фандрайзер постоянно отвечает на вопросы:

· Какими ресурсами организация уже располагает, и откуда они берутся?

· Каких ресурсов нет или недостаточно?

· Где и у кого и каким образом можно получить недостающие ресурсы?

· Каковы затраты организации на проведение фандрайзинговых мероприятий?

· Какова эффективность фандрайзинговых мероприятий и как ее повысить?

· Как изменилась ситуация с ресурсообеспечением организации в ходе фандрайзинговой деятельности? Достигли мы цели?

· Что мы будем делать дальше?

И снова:

  • Какими ресурсами организация уже располагает?
  • Каких ресурсов нет или недостаточно?
  • Каким образом можно получить недостающие ресурсы?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...