Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурирование содержания урока




В теории и практике учебного занятия центральным является вопрос о его структуре, под которой имеется в виду логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих основное качество учебного занятия как системы – его целостность.

Учебное занятие как организационная форма обучения реализует образовательные задачи (ОЗ), что достигается решением конкретных задач. В результате учебное занятие разбивается на отдельные его составляющие – этапы, т.е. каждая отдельная дидактическая задача определяет конкретный этап учебного занятия и в нем реализуется. Этапы учебного занятия объединяют в единое целое его образовательные цели (ОЦ). Именно они являются системообразующим компонентом учебного занятия. Связь между этапами зависит от того, как будут реализованы ОЗ предыдущего этапа, что влияет и на результативность последующего этапа.

Качество учебного занятия (целостность его как системы) определяется полнотой набора компонентов, т.е. наличием всех необходимых этапов учебного занятия; тесной взаимосвязью компонентов – соответствием ОЗ этапа ОЦ всего учебного занятия, а также соответствием ОЗ каждого этапа между собой. Учебное занятие как система не состоится, если будет отсутствовать его целевая направленность.

Качество учебного занятия определяется также целостностью его составляющих этапов. Этап учебного занятия является подсистемой по отношению к нему и относительно завершенной его частью, так как представляет собой систему взаимосвязанных элементов: образовательной задачи, содержания, методов обучения, форм организации учебной деятельности учащихся, реального результата.

Содержательной основой выделения этапов учебного занятия служит логика процесса усвоения знаний. Именно такой подход позволяет выделить возможный максимальный набор этапов учебного занятия (табл. 12). Все рассмотренные этапы учебного занятия охватывают логику учебной деятельности при усвоении знаний.

Соблюдение некоторых правил обеспечивают успешное проведение урока. Можно выделить общие и частные правила.

 

Общие правила:

– Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

– Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

– Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

– Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

– Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

– Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

– Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

– Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых знаний, умений и навыков.

– Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

– Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные правила:

– Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

– Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

– Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

– Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

– Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

– Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

– Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

– Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

– Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

– Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

Успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему учителя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят на урок (табл. 13).

Подготовка учащихся к следующему уроку предполагает их ознакомление с планом работы на предстоящих уроках по теме и ориентацию на предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных доступных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...