Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Андрагогика как учебный предмет

 

Апробация в современной практике ведущих идей и моделей андрагогической деятельности свидетельствует о практикоориентированности андрагогического знания, его способности влиять на качество подготовки кадров, служить основой разработки содержания и технологии деятельности таких важных социальных институтов, как центры за­нятости, центры профессиональной реабилитации, институты по­вышения квалификации, экстернат, вечерние (сменные) школы. Очевидно, что существуют категории специалистов и типы обра­зовательных учреждений, в подготовке которых андрагогика должна присутствовать нормативным блоком.

В Украине такой специальности пока еще нет, а в 1995 — 2000 гг. в педагогических вузах России осуществлялось обучение по специальности 031400 — андрагогика, обеспечиваю­щее третий уровень профессиональной подготовки. В системе высшего и дополнительного педагогического образования были от­крыты соответствующие кафедры, разработаны образовательные программы. При подготовке специалистов гуманитарного профи­ля андрагогика как учебный предмет необходима, поскольку она содержит: 1) профессиональное знание, формирующее культуру информационно-образовательного взаимодействия со взрослыми людьми (коллегами, клиентами, обучающимися); 2) личностно необходимое каждому знание, обеспечивающее информационную и методическую поддержку профессионального, культурного, духовного развития на протяжении всей жизни.

Этот предмет нужен непосредственно тем, кто готовится стать преподавателем среднего или высшего учебного заведения, учреж­дения повышения квалификации; тем, кто намерен заниматься социальной работой, просветительской деятельностью, менеджментом, работой в средствах массовой информации. Профессии жур­налиста, медика, библиотекаря, актера, политика, социального психолога и многие другие, относящиеся к профессиям типа «че­ловек—человек», также включают андрагогический компонент. Социологи отмечают, что успешность практической деятельности выпускника вуза лишь на 15 — 20 % зависит от приобретенных про­фессиональных знаний. Все остальное определяется умением рабо­тать с людьми.

Принципы построения андрагогики как учебной дисциплины пред­полагают: междисциплинарность; индивидуально-личностную ориен­тацию содержания курса; прогностичность по отношению к буду­щей образовательной «судьбе» слушателей; пропедевтичность.

При изучении андрагогики может быть использовано все мно­гообразие педагогических методов работы с информацией. Полез­но сопровождать процесс изучения материала осмыслением ме­ханизмов действия этих методов для себя как учащегося челове­ка. Ведь позиция андрагога предполагает постоянное использо­вание различных видов самоанализа, таких, как самотестирова­ние, рефлексия, самооценка, самопроектирование, самокоррек­ция. Фактически человек, освоивший начала теории образова­ния взрослых, становится «сам себе андрагогом».

Современный этап развития андрагогики как области научно­го знания и учебной дисциплины обусловлен:

— атрибутивностью (т.е. обязательностью, неотъемлемостью) образования для взрослого человека в изменяющемся мире;

— педагогизацией многих сфер профессиональной деятельно­сти, связанной с необходимостью освоения педагогических функ­ций людьми, учреждениями, организациями, для которых это ранее было несвойственно (предприятия, центры повышения ква­лификации, государственные службы и сфера обслуживания, государственные и негосударственные образовательные учрежде­ния, осваивающие подготовку по социально-педагогическим про­фессиям и др.);

— увеличением степени самосознания современного человека, его стремлением к осознанному самосовершенствованию и само­реализации;

— стихийным развитием в социуме инновационного опыта обу­чения взрослых.

Как наука, познающая и обобщающая практику обучения взрослых, андрагогика позволяет обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей. Разраба­тывая теоретические и методологические основы деятельности, помогающей приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения культуры, формировать нравственные ори­ентиры, андрагогика рассматривает образование в контексте жиз­ненного пути человека. Она раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается раз­вивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, опреде­ляющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации. Андрагогическая подго­товка делает реальным решение проблемы образования в тече­ние жизни.

Задания для самоконтроля

1. На основании материалов главы составьте развернутое определение: «Андрагогика — это...»

2. Напишите краткое педагогическое эссе на тему «Мои ожидания от изучения нового предмета "Андрагогика"».

Рекомендуемая литература

Змеев С. И. Андрагогика: Становление и пути развития // Педагогика. — 1995. -№ 2.

Змеев С. И. Технология обучения взрослых. — М., 2002.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давы­дова. - М., 1993-1999.

Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинар­ный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995.

Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1998.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...