Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный подход — основа изучения проблем экологии.

 

2. История развития экологии как науки

В истории развития экологии как науки можно выделить несколько основных этапов.

На 1-м этапе развития экологии главным было изучение и описание природы.

Исследования ученых середины 20-х гг. приводят к изучению сообществ.

На 2-м этапе экология изучает экосистему. Впервые этот термин употребил Артур Джордж Тенсли в 1935 г., а несколько позже, в 1942 г., Раймонд Линдерман разработал принципы изучения экосистемы, через которую протекает энергия и цикл питания по всем ее живым и неживым компонентам.

Так было положено начало определению экосистемы, как основной единицы измерения экологии.

На 3-м этапе развития экологии главное внимание уделяется изучению взаимовлияний экосистем.

4-й этап в развитии экологии — это изучение биосферы — среды обитания всех живых существ, в том числе и человека. Биосфера представляет собой единство всех экосистем на Земле, где все они взаимосвязаны. В биосфере происходит круговорот материи через цепи питания, можно сказать, что в биосфере каждый ест и каждый бывает съеден.

На 5-м этапе экология сделала акцент на изучении положения человека в биосфере.

Человек в процессе эволюции, создав специфическую культурную среду обитания, остался все же частью природы.

Современная экология представляет собой разветвленную систему наук.

 

2. Структура современной экологии.

Классификация структур экологии:

1.Глобальная (всеобщая) экология.

2. Классическая (биологическая) экология.

3. Геоэкология.

4. Экология человек (антропоэкология).

5. Социальная экология.

6. Прикладная экология.

7. Валеология.

8. Синтетическая эволюционная экология.

 

Глобальная (всеобщая) экология рассматривает особенности взаимодействия природы и общества в рамках всего Земного шара, в том числе глобальные экологические проблемы (потепление климата планеты, сокращение площади лесов, опустынивание, загрязнение среды обитания живых организмов и т. п.).

На основе общей экологии появились новые дисциплины: экологическая морфология, экологическая физиология, экологическая систематика, экологическая генетика, эволюционная экология, биохимическая экология.

Классическая (биологическая) экология исследует связи между живыми системами (организмами, популяциями, сообществами) и условиями их обитания, как в настоящее время, так и в прошлом (палеоэкология):

· аутэкология (исследует индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой),

· популяционная экология (демоэкология) (изучает структуру и динамику популяций отдельных видов),

· эйдэкология (экологию видов),

· синэкология (биоценологию) (изучает взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой),

· биогеоценология (или учение об экосистемах),

· глобальная экология (экология биосферы).

В соответствии с крупнейшими систематическими категориями органического мира биоэкологию подразделяют на экологию микроорганизмов, экологию грибов, экологию растений, экологию животных.

Внутри этих систематических категорий существует более детальное расчленение — по изучению определенных таксономических групп, например: экология птиц, экология насекомых, экология крестоцветных, экология отдельных видов и т.д.

Геоэкология изучает биосферные оболочки Земли, в том числе подземную гидросферу, как компоненты окружающей среды, минеральную основу биосферы и происходящие в них изменения под влиянием природных и техногенных процессов.

Подразделяется по средам жизни, экологическим компонентам и регионам на региональную экологию, экологию суши, экологию океана (моря), экологию континентальных вод, экологию гор, экологию островов, экологию морских побережий, экологию лиманов, экологию эстуариев, экологию тундр, экологию арктических пустынь, экологию леса, экологию степей, экологию пустынь и так далее.

Экология человек (антропоэкология) – это комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как биологической особи и личности с окружающей его природной, социальной и культурной средами - экология города, экология народонаселения, историческая экология, экология духа.

Социальная экология объясняет и прогнозирует основные направления развития взаимодействия общества с природной средой: историческая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика и т.п.

Одним из направлений, связанных с социальной экологией, является прикладная экология.

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов: экология природно-технических геосистем (ПТГС),

сельскохозяйственная экология, экологический менеджмент, промышленная (инженерная) экология, технологическая экология, промысловая экология, химическая экология, рекреационная экология, медицинская экология, природопользование и охрана природы, математическая экология, экономическая экология, юридическая экология, инженерная экология.

Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.

Валеология – это одно из новых самостоятельных ответвлений экологии человека – наука о качестве жизни и здоровье.

Синтетическая эволюционная экология – это новая научная дисциплина, включающая частные направления экологии — общую, био-, гео- и социальную.

 

4. Методы исследования.

В экологии используются как общие методы, которые нашли свое применение во многих науках, так и специфические, которые обычно используются только в экологии.

Все экологические методы можно разделить на три основные группы:

1. Методы, с помощью которых собирается информация о состоянии экологических объектов: растений, животных, микроорганизмов, экосистем, биосферы,

2. Обработки полученной информации, свертывание, сжатия и обобщения,

3. Методы интерпретации полученных фактических материалов.

В экологии используются следующие методы исследований: химические, физические, биологические, методы экологической индикации, метеорологические, метод экологического мониторинга, мониторинг бывает локальным, региональным или глобальным.

Полевые экологические исследования обычно подразделяются на маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные.

- Маршрутные методы используются для выяснения присутствия тех или иных жизненных форм организмов, экологических групп, фитоценозов и т. п., их разнообразия и встречаемости на исследуемой территории. Основными приемами являются: прямое наблюдение, оценки состояния, измерение, описание, составление схем и карт.

- К стационарным методам относятся приемы длительного (сезонного, круглогодичного или многолетнего) наблюдения за одними и теми же объектами, требующие неоднократных описаний, замеров, измерений наблюдаемых объектов. Стационарные методы включают полевые и лабораторные методики. Характерным примером стационарного метода является мониторинг (наблюдение, оценка, прогноз) состояния окружающей среды.

- Описательные методы являются одними из основных в экологическом мониторинге. Прямое, непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, фиксирование динамики их состояния во времени и оценка регистрируемых изменений позволяют прогнозировать возможные процессы в природной среде.

- Экспериментальные методы объединяют различные приемы прямого вмешательства в обычное, естественное состояние исследуемых объектов. Производимые в эксперименте наблюдения, описания и измерения свойств объекта обязательно сопоставляются с его же свойствами в условиях, не задействованных в эксперименте (фоновый эксперимент).

- В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений, т. е. имитация в искусственных условиях различных процессов, свойственных живой природе.

- В настоящее время все шире используется компьютерное моделирование экологических ситуаций.

 

5. Роль и значение предмета экология.

На современном этапе развития экология обязана изучать не только связи организмов и законы функционирования надорганизменных систем, но и обосновывать рациональные формы взаимоотношений природы и человеческого общества. Растет социальная роль экологических знаний. Основные цели развития фундаментальных исследований в области экологии определяются острыми народнохозяйственными проблемами: необходимостью интенсифицировать производство и повышать экономическую эффективность использования природных ресурсов, сохраняя при этом состояние окружающей среды.

На первый план выдвигаются вопросы биологической продуктивности и стабильности природных и искусственных сообществ. Эти проблемы могут быть решены только совместными усилиями экологов всех стран, поэтому широко реализуется международное сотрудничество в области глобальной экологии. В настоящее время ясно осознана опасность экологического кризиса, возможности катастрофических неравновесных преобразований планетарной системы в связи с широкой экстенсивной хозяйственной деятельностью человека. Возможности предотвращения этого кризиса могут быть найдены только на основе развития экологических знаний. Действенная сила экологических знаний помогает правильно эксплуатировать природные ресурсы, управлять численностью популяций, находить новые решения сельскохозяйственных проблем, новые принципы организации промышленных производств.

В 1974 году американский биолог Барри Коммонер сформулировал четыре основных закона экологии, называемых иногда «экологическими поговорками»:

1. Все взаимосвязано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучше.

4. Ничто не дается даром.

 

Вопросы: (для контроля знаний)

1. Дайте определение предмету «Экология». Назовите, когда и кто впервые ввел термин "экология".

2. Назовите основные цели и задачи экологии.

3. Определите предмет общей экологии.

4. Перечислите отрасли экологии.

5. Обозначьте основные экологические проблемы современности.

 

Список используемых источников:

  1. http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/08/lektsii_ekologiya.docx
  2. http://www.studfiles.ru/preview/5866138/page:3/
  3. http://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=471
  4. http://www.studfiles.ru/preview/1491660/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...