Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Младший дошкольный возраст




Слово к воспитателям

Программа «Детство» является результатом многолетней на­учно-исследовательской работы коллектива кафедры дошколь­ной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретичес­кие взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошколь­ного детства, требования к содержанию образовательной про­граммы для детского сада и пути ее реализации в педагогичес­ком процессе.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с веду­щими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловечес­ким ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошколь­ное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребен­ка. Поэтому программа «Детство» создавалась авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуа­лизации личности через осознание ребенком своих потребнос­тей, возможностей и способностей.

Программа предлагает насыщенное образовательное содер­жание, соответствующее познавательным интересам современ­ного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образо­вания, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошколь­ников с различными сферами культуры: с изобразительным ис­кусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образова­тельное содержание становится основой для развития любозна­тельности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народ­ным хороводным играм, народной музыке и танцам, декора­тивно-прикладному искусству России. Одновременно програм­ма предполагает воспитание уважения к другим народам.

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошколь­ный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чув­ство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и тем­пов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способнос­тей. Авторы программы «Детство» являются сторонниками це­лостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка про­исходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошколь­ник — маленький исследователь, с радостью и удивлением от­крывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем пол­нее и разнообразнее детская деятельность, чем более она зна­чима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками, эксперименти­рование, предметная, изобразительная, художественно-театраль­ная деятельность, детский труд — занимают особое место в программе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совер­шается естественное вызревание таких перспективных ново­образований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому вообра­жению, что составляет важнейшую базу для начала система­тического обучения в школе.

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, прида­вая ей целостность и единую направленность.

Линия чувств определяет в программе направление эмоци­онального развития дошкольника и обеспечивает эмоциональ­но-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками, а также гар­монию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоци­ональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готов­ности к проявлению гуманного отношения в детской деятельнос­ти, поведении, поступках.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознаком­ление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмо­циональными состояниями. Благодаря этому дети начинают по­нимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуман­ном поведении, дети учатся замечать общность настроения при­роды и человека, сострадать человеку, животным, растениям.

Поскольку программа «Детство» родилась в Петербурге, ав­торы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни Программа развития и воспитания детей в детском саду этого прекрасного города — показать его красоту, стиль взаи­моотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чув­ство любви к родному городу, уважение к его традициям.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно разви­вается через приобщение к искусству, музыке, литературе, на­родной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе програм­мы линия развития чувств становится обязательной составляю­щей воспитания и образования дошкольников.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы — способствовать развитию познавательной активнос­ти, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

В соответствии с особенностями познавательной деятельнос­ти дошкольника, программа обеспечивает главным образом раз­витие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошколь­ников любознательности и познавательной активности стиму­лируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).

программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависи­мостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование на­глядных моделей и пр.).

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познаватель­ных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готов­ность к логическому познанию.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, же­лание включаться в творческую деятельность.

Программа ориентирует на многообразие проявлений детско­го творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуация­ми, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребен­ка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение до­школьников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного по­ведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культу­ры и социальной защищенности дошкольника.

Все содержание программы «Детство» центрировано на ре­бенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В программе специально вы­делен раздел «Отношение ребенка к самому себе». В нем представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера и пр.), о сво­ей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных пла­нов, социальных связей с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано опти­мальной интенсивностью двигательных, физических и психи­ческих нагрузок.

Программа «Детство» является комплексной образователь­ной программой. Ее использование требует от педагога разви­той педагогической рефлексии, способности строить педагоги­ческий процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осущест­влении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики уровней освоения содержания программы. Мы хотим предостеречь педагогов от искусственного подтягивания детей к высокому уровню. Каж­дый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

Современный детский сад — это место, где ребенок по­лучает опыт широкого эмоционально-практического взаимо­действия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация про­граммы «Детство» требует целесообразной организации разви­вающей материальной среды. Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся по­ловых склонностей и интересов и конструируется таким об­разом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материа­лов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить не­обходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для авторов программы идеальный детский сад — это теп­лый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в по­вседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интерес­ными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации дет­ских интересов и жизненной активности. Организуя деятель­ность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремле­ние к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных си­туаций.

Педагогический процесс включает также организованное обучение (занятия). В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий в день. В младшей и средней группах одно из игровых занятий планируется утром, второе — после сна. В старшем дошкольном возрасте оба занятия следует проводить в утренний отрезок времени.

 

Примерное распределение занятий:

Физическое развитие 2 занятия в неделю
Социальный мир (этикет и ситуа­ции общения, предметный и ру­котворный мир, художественная литература, краеведение, безопас­ное поведение) 6 занятий в месяц  
Природный мир 2 занятия в месяц
Мир искусства и художественная деятельность 2 занятия в неделю
Мир музыки 2 занятия в неделю
Речевое развитие 1 занятие в неделю
Математическое развитие 1 занятие в неделю

Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

На занятиях дети осваивают обобщения (обобщенные пред­ставления, элементарные предметные понятия), простейшие за­кономерности. При этом значимо использование разнообразных моделей и моделирования.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-иг­ровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ре­бенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.

Педагогический процесс включает также организацию само­стоятельной деятельности детей. С этой целью создается раз­вивающая педагогическая среда, организуется педагогически це­лесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятель­ности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей пе­дагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преиму­щественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования, игровых про­блемных ситуаций и пр.

Содержательные связи между разными разделами програм­мы позволяют педагогу интегрировать образовательное содер­жание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практичес­кими и познавательными умениями, учит отражать впечатле­ния о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познава­тельную, эмоциональную и практическую сферы личности ре­бенка.

Реализация программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, роди­тели, педагоги), организация клубов общения способствуют ус­тановлению доверительных отношений с родителями, что ока­зывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Уважаемые коллеги! Предлагаемая публикация представля­ет собой переработанный и дополненный вариант программы «Детство». Надеемся, что программа поможет обогатить со­держание работы с детьми дошкольного возраста, удовлетво­рить их потребности в познании, созидании и творчестве, найти дифференцированное содержание воспитания для каж­дого ребенка в зависимости от его возможностей и уровня развития.

Желаем успехов и приглашаем к сотрудничеству.

 

Часть I

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...