Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «социально незащищенные группы населения»

Лекция 7.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

 

Понятие «социально незащищенные группы населения»

2. Образование как фактор социальной защиты взрос­лого человека

Организаторы специальных видов образования

 

Понятие «социально незащищенные группы населения»

 

Социальные группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке, в различных публикациях и документах обозначаются по-разному: «непривилегированные (обездоленные)»; «социально слабые»; «маргинальные»; «социально уязвимые». Использование обобщающего понятия «социально незащищенные группы» в андрагогическом контексте позволяет обозначить те слои населения, для которых социальная под­держка в решении жизненных проблем в какой-то мере может быть обеспечена средствами образования.

Понятие «социальная защита» является одним из ключевых для социальной политики демократического государства. В СССР си­стема социальной защиты как важнейшая часть социальной по­литики включала в себя прежде всего:

— право на труд;

— гарантированное государством пенсионное обеспечение;

— административно регулируемые цены, обеспечивающие «це­новую» доступность основных товаров и услуг;

— бесплатность образования, здравоохранения, форм досуговой активности и т.д.

В современных условиях под «социальной защитой» понимает­ся политика государства и регионов, направленная на обеспече­ние удовлетворительного существования тем группам населения, которые оказались в особо сложных условиях и не способны без внешней поддержки их улучшить.

Социальная защита населения представляет собой систему ши­рокого набора мер по профилактике социального неблагополучия. Это поддержка социально уязвимых групп (пособия, льготы, вып­латы); обеспечение минимальных социальных гарантий на труд, образование, отдых; всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных благ (стационары, социальная по­мощь оказавшимся в трудных условиях).

Гарантии на образование и труд закреплены Конституцией Украины и Законом «Об образовании», но формирующиеся рыночные от­ношения как в сфере труда, так и в сфере образования, развитие производственных отношений нового типа диктуют свои законы и зачастую придают этим гарантиям формальный характер. Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требуют доступа к современным знаниям для широких масс населения. Осо­бенно остро эта проблема стоит в Украине по отношению к мало­обеспеченным, социально незащищенным группам населения.

Формирующийся рынок труда выдвигает возрастающие требо­вания к уровню профессиональной компетентности специали­стов, конкретизирует спрос на рабочих и специалистов тех или иных профессий. Несоответствие спроса и предложения недоста­точно квалифицированной рабочей силы становится одной из причин высвобождения работников из сферы труда, потери рабо­ты и появления безработицы. Участие в гражданском обществе невозможно без успешной профессиональной карьеры, составля­ющей фундамент личной независимости, самоуважения и благо­состояния и определяющей качество жизни.

Положение современного взрослого человека в обществе, и прежде всего в сфере труда, во многом зависит от уровня его компетентности, что предусматривает повышение уровня профес­сиональной функциональной и информационной компетентно­сти как условие соответствия требованиям рынка труда, грамот­ного поведения в современной социально-экономической ситуа­ции, принятия эффективных решений, смену профессии или про­фессиональной квалификации, приобретение дополнительного об­разования, необходимого для личностного роста, духовного обо­гащения, удовлетворения интересов, как условие морально-пси­хологического комфорта.

Все это — поле проблем, решение которых позволяет человеку соответствовать требованиям современного рынка труда, сохра­нять занятость в сфере труда, находить работу, обеспечивающую достойный уровень жизни.

2. Образование как фактор социальной защиты взрос­лого человека

 

Неготовность человека успешно решить первостепенные про­блемы погружает его в кризисную ситуацию, выйти из которой самостоятельно почти невозможно. Следствиями становятся потеря работы, безработица; профессиональная деквалификация; снижение жизненного уровня; морально-психологический дискомфорт, неуверенность в собственных силах, потеря жизненных перспек­тив, психологический стресс. При решении возникших проблем формальное и неформальное образование взрослых выступает фактором социальной защиты. Доступность дополнительного образования для широких масс работников, его ориентация на развитие компетентности, профессионально зна­чимых личностных качеств, конкурентоспособности на совре­менном рынке труда, на повышение квалификации или на обес­печение переквалификации могут выступать в качестве надеж­ного механизма вывода из кризисной ситуации.

Обеспечение гарантированного доступа к профессиональному (пере)обучению любого уровня — это одна из действенных форм защиты права человека на труд, в том числе обеспечивающий до­стойный уровень жизни.

Однако в сфере образования, где складываются рыночные от­ношения, население выступает в роли потребителя образователь­ных услуг только в том случае, если обладает платежеспособно­стью.

Взрослый человек, находящийся в кризисной ситуации, как правило, не имеет материальной возможности оплачивать каче­ственные образовательные услуги. Круг замыкается. Без социаль­ной поддержки значительная часть населения не способна вос­пользоваться необходимыми образовательными услугами, а зна­чит, решить многие важные жизненные проблемы.

В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения:

1) выпускники вузов, которые после окончания учебного за­ведения получили диплом о высшем образовании и зарегистриро­вались в Государственной службе занятости в качестве безработ­ных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников;

2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные;

3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения Украины (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую без­работицу);

4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты;

5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в про­фессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек», нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реа­билитацией;

6) мигранты и вынужденные переселенцы;

7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях не­полной семьи;

8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионе­ры), одна треть из которых про­должают работать;

9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.

Все эти группы взрослого населения относятся к части населе­ния, которую сегодня определяют новым термином — «критиче­ская зона рынка труда». Критическая зона рынка труда включает лиц, получивших официальный статус безработного, а также людей, не имеющих официального статуса безработного, но с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума, заня­тых неполный рабочий день, не имеющих дополнительного дохо­да. В Украине численность этой группы населения носит региональ­ный характер и достигает 70 % экономически активного населе­ния. Это самая многочисленная группа, нуждающаяся в социаль­ной защите средствами образования и в сфере образования. Именно она является источником безработицы и несет в себе угрозу раз­вития процесса маргинализации населения, возникновения и раз­вития социальных осложнений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...