Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Андрагогические подходы в обучении безработных

 

Повышение эффективности обучения безработных невозмож­но без обращения к андрагогике, в центре внимания которой на­ходится взрослый учащийся с его жизненным опытом, проблемами, потенциальными возможностями и интересами. Поэтому важно, чтобы преподаватели, работающие с безработными, имели специальную подготовку в области андрагогики. Их деятельность должна предусматривать: отзывчивость к требованиям и ожиданиям взрос­лых, потерявших работу, понимание их проблем; способность реально оценивать потенциал обучающихся и прогнозировать ожи­дающие их трудности; свободное владение современными техно­логиями обучения; умение проводить как групповую, так и инди­видуальную работу.

Ключевой вопрос в организации обучения безработных — раз­работка его содержания. Как показывает отечественный и зару­бежный опыт, смысловой основой переобучения трудоспособ­ного человека любого возраста, потерявшего работу, является формирование внутренних предпосылок к изменению своего по­ложения на рынке труда. В этих целях используют несколько ба­зовых моделей обучения, выбор которых зависит от исходных це­левых и психологических установок личности. Среди установок личности могут преобладать ориентации на разные виды дея­тельности:

— любую работу, обеспечивающую достойный заработок;

— смену рода деятельности при сохранении (или повышении) социального статуса, личностного престижа, который обеспечи­вался предыдущим местом работы;

— открытие собственного дела (индивидуального, семейного, корпоративного);

— работу в зарубежных фирмах (на совместных предприятиях);

— получение работы, требующей повышения имеющегося об­разовательного уровня;

— «виртуальное место работы» в домашних условиях.

С учетом этих ориентации продуктивно использование образо­вательных программ блочно-модульного типа. Анализ причин за­труднений в трудоустройстве и, в частности, при поиске высоко­оплачиваемого места работы позволяет предложить в качестве ин­варианта следующие содержательные блоки.

Диагностический блок. Определение основных причин, проблем, стереотипов индивидуальной позиции на рынке труда. Осознан­ный выбор модели обучения. Самодиагностика.

Социально-психологический блок. Помощь в преодолении нега­тивных установок в структуре профессиональной Я-концепции, блокирование механизмов деперсонализации (распада личности), изменение отношений с окружающим миром, социумом, людь­ми. Тренинговое обучение работе в разных режимах (индивиду­альная, групповая, корпоративная деятельность), овладение эмо­ционально-волевой сферой.

Технологический блок. Обновление и наращивание прикладных профессиональных умений и навыков в соответствии с требова­ниями времени: владение компьютером, оргтехникой, работа в Интернете, вождение автомобиля, бухгалтерский учет, аналити­ческие умения, менеджмент, психолого-педагогические навыки работы с персоналом.

Коммуникативно-языковой блок. Развитие речи, обучение тех­нике самопрезентации, формирования имиджа, культурной ком­муникации, деловой переписки.

Лингвистический блок. Целевое приобретение навыков делового общения на иностранном (или русском как иностранном) языке (методом погружения), усовершенствование в области иностран­ного языка, подготовка к тестированию (для знающих язык).

Информационно-поисковый блок. Формирование культуры инфор­мационного запроса. Обучение работе с базами данных, источни­ками информации, ориентирующей в структуре рынка труда. Ов­ладение вариативными формами предъявления себя потенциаль­ным работодателям. Знакомство с современной системой поддерж­ки интеллектоемких областей деятельности (гранты, фонды, кон­курсы).

Финансово-правовой блок. Знакомство с перечнем нормативно-правовых документов, регламентирующих трудовые отношения при устройстве на работу, основными моделями финансирования в сфере малого бизнеса, с рисками в сфере коммерческих отноше­ний.

Креативный блок. Развитие креативных способностей, поис­ковой активности, обучение приемам ТРИЗа, различным видам рефлексии.

Валеологический блок. Освоение приемов поддержания и вос­становления здоровья в условиях интенсивного труда, стрессовых ситуаций, смены рабочей обстановки.

Последовательность освоения содержательных блоков и их объем могут быть различными.

Следует отметить, что экономически невыгодно переучивание за бюджетные средства специалиста, получившего в государствен­ном учебном заведении высшее или среднее специальное профес­сиональное образование, с тем чтобы он полностью сменил сфе­ру деятельности или подготовил себя к выполнению менее ста­тусной, но высокооплачиваемой работы. Целесообразнее исполь­зовать уже имеющийся уровень и опыт деятельности в качестве предпосылочных (стартовых) для дальнейшего профессиональ­ного продвижения на основе изменения отношения к нему, кор­рекции, наращивания, углубления знаний.

В качественном отношении важна ориентация на требования международной практики. Например, в настоящее время разраба­тывается Европейский стандарт компьютерного образования взрос­лого населения. Есть четко фиксированные международные тре­бования к уровням освоения английского языка, правилам вож­дения транспорта в условиях той или иной страны, оформлению конкурсных заявок, составлению резюме и др.

Важно подчеркнуть, что выбор содержания образования дол­жен быть личностно ориентирован. Ведь безработный, как и вся­кий взрослый человек, приступающий к обучению, располагает неким запасом знаний и сложившимся набором личностных ха­рактеристик, которые неизбежно повлияют на успешность обуче­ния и потребуют выбора в нем индивидуального пути.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие особенности безработных как социальной группы необходи­мо учитывать в организации их профессиональной переподготовки?

2. В чем сущность факторов, определяющих развитие системы про­фессиональной переподготовки безработных?

3. Чем отличается профессиональная переподготовка безработных от профессиональной переподготовки работающего специалиста?

4. В чем заключается специфика функций, целей и содержания про­фессиональной переподготовки безработных?

Рекомендуемая литература

Кязимов К. Г. Формирование системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных в России. — Саратов, 1998.

Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. — 1996. - № 2.

Образование взрослых на рубеже веков: Вопросы методологии, теории и практики / Под ред. Н. А.Тоскиной. — СПб., 2000. — Т. IV. — Кн. 3.

Цыганов И. И. Становление рынка профессионально-квалификацион­ных услуг в условиях переходной экономики // Новые знания. — 1998. — №3.

ЧернейкоД. С. Формирование рынка труда: Опыт, проблемы. — СПб., 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...