Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодёжь как социально-демографическая группа.

Молодежь - это не столько специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его часть, положение которой детерминировано (определено) социально-экономическим состоянием общества. Специфика заключается, прежде всего, в том, что молодежь в социальном и возрастном положении находится в переходном состоянии.

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники) – данное определение закреплено в «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года».

Исследователи Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко, А.И.Ковалева, В.А.Луков, С.Н.Иконникова и др. выделяют в качестве наиболее типичных подходов, которые определяют данный возрастной период, встречающихся в научной литературе, следующие:

- психологический: молодость – это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

- социально-психологический: молодость – это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями и всеми особенностями возрастного класса, как следствие;

- конфликтологический: молодость – это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;

- ролевой: молодость – это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка и в то же время еще не является полноправным носителем роли «взрослого»;

- субкультурный: молодежь – это группа со своим специфическим образом и стилем жизни, культурными нормами;

- стратификационный: молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;

- социализационный: молодость – это период социального роста, первичной социализации;

- интеракционистский: молодость – это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку: «родитель» – ориентация на нормативное поведение, «взрослый» – ориентация на принятие взрослых решений, «молодость» – спонтанность, непосредственность;

- аксиологический: молодость – это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека. Именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов;

- субъективный: молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм;

- процессуальный: молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования.

 

В дискуссиях по поводу возрастных границ понятия «молодежь» в различных странах обычно апеллируют к позиции Организации Объединенных Наций, как наднациональной и надгосударственной структуры, которая рассматривает граничь молодежного возраста в интервале от 15 до 24 лет, полагая, что эти пределы молодежного возраста имеют определяющее значение. Е значительной мере это так и есть.

Однако надо иметь в виду, что концепция молодежи ООН возникла в конце 60-х годов после известных «молодежных революций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку. До этого ООН совершенно не обращала внимания на молодежь. Именно эти «революции» заставили правительства многих стран и международные организации обратить внимание на феномен молодежи, задуматься о месте и роли молодежи как факторе социальных перемен (участие, развитие, мир), о необходимости проведения во всех национальных государствах особой молодежной политики и ее координации в мировом масштабе. Впервые в 1968 году на 15-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был представлен исчерпывающий доклад о молодежи, который отражал определенный взгляд на молодежь, обусловленный не только ее общетеоретическим пониманием, но также реалиями исторического момента. Возрастные рамки 15-24 года в конце 60-х годов имели во многом не столько научное, сколько политическое обоснование: основной и наиболее агрессивной массой участников стихийных бунтов молодежи того времени были в основном учащиеся, студенты и их ровесники из среднего класса. Понятия «студент» и «учащийся» в ту пору ассоциировались с понятиями «радикал» и «бунтарь», а понятие «молодежь» напрямую связывалось со студенческим возрастом

Но уже и тогда по поводу нижней и верхней границ возрастного понятия «молодежь» шли острые дискуссии. Нижняя возрастная граница была сознательно завышена, а верхняя - занижена. Иными словами, вопрос был решен не научно, а политически.

Такое возможно и объяснимо. Ведь чем шире интервал между нижней и верхней возрастными рамками, тем большее количество населения попадает в разряд «молодежи», тем большие суммы средств должно выделять государство из своего бюджета на кредиты и разные льготы, особые мероприятия, которые укладываются в понятие «молодежная политика», тем дороже обходится молодежь для общества. Нехватка денег, финансовый императив и заставляют научную проблему решать волевым, политическим образом: молодежи в обществе должно быть столько, сколько есть у государства денег для того, чтобы молодежная политика была реальной, а не фиктивной, чтобы намеченные планы можно было выполнить. Наука - наукой, а политика - политикой. Такой подход нельзя понять «в общем», но он вполне объясним «в частности».

В Российской Федерации молодежью принято считать людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Весьма сложным является вопрос об определении верхней возрастной границы понятия «молодежь». Принято считать, что концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней мере, четыре важнейших условия: а) экономической независимости, т.е. ответственности за приобретение необходимых для собственного осуществления средств и способности создавать их; б) личной самостоятельности, т.е. способности принимать решения, касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования в обществе; в) самостоятельного распоряжения средствами, которыми располагает для существования, независимо от их происхождения; г) создания собственного очага, независимого от родительского, принятия ответственности за его поддержание и управление. Каждое из этих четырех условий является необходимым, но только все вместе взятые они являются достаточными, чтобы признать, что человек перестал относиться к категории «молодежь».

Нижняя граница молодежного возраста чаще всего связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения.

В результате беглого рассмотрения проблемы можно прийти к заключению об общем понятии «молодежь» в конце XX - начале XXI столетий. Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в данном обществе. Современные возрастные границы молодежи в России лежат в интервале от 14 лет до 30 лет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...