Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Джаз, рок-н-ролл, самба, босса-нова.

СОВРЕМЕННАЯ ГИТАРНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ.

Цель моей статьи: поделиться своими мыслями с моими американскими коллегами, и тем самым вызвать дружескую дискуссию на страницах журнала»GUITART».

При написании статьи я использовал свои наблюдения за те двадцать лет, что я занимаюсь сочинением гитарной музыки для детей и преподаванием в детской музыкальной школе

Основной своей педагогической задачей считаю не столько воспитание яркого музыканта-профессионала, а, прежде всего, формирование у ребёнка желания, музицировать, которое он, по возможности, должен пронести через всю свою жизнь.

Мне всегда приятно встречать своих бывших учеников, которые, уже став совсем взрослыми, работают на заводах, в банках, в больницах, в рекламных агентствах, в школах, и узнавать от них, что в свободное время они до сих пор берут в руки гитару. Вспоминают старые пьесы, разучивают новые, посещают гитарные концерты, и отдали своих детей обучаться в музыкальные школы.

Как композитор я рад, что они до сих пор хранят книги с моими пьесами, играют их, слушают мои компакт диски и аудио кассеты.

Следовательно, моя музыка, написанная для них много лет назад, сыграла важную роль в сохранении их интереса к гитаре.

Необходимость включать современные пьесы в учебный детский репертуар.

Мы живём в 21 веке, веке компьютерных и коммуникационных технологий.

В веке, где массовая культура с помощью кино, телевидения, Интернета агрессивно навязывает детям свои законы и вкусы. В этой ситуации задача педагога - гитариста состоит в том, чтобы привить ученику любовь к музыке, и культурным ценностям, далёким от тех, что пропагандирует с телевизионного экрана MTV и Hollywood.

И в этом противостоянии ученику, как воздух, необходима современная гитарная музыка!

Естественно, музыка Carcassi,Carulli,Sor и других композиторов «золотого фонда гитарной классической музыки» имеет огромное значение для воспитания ученика! Но будем откровенны, очень многие пьесы классических авторов кажутся современным ученикам скучными и неинтересными.

И вот здесь, чтобы интерес ученика к классической гитаре не был окончательно утрачен,

педагогу необходимо давать ему яркие пьесы современных композиторов.

Какой должна быть современная гитарная музыка для детей?

На первый взгляд ответ на этот вопрос достаточно простой - красивая и яркая!

Но что понимать под словом красивая?

Хочу сначала рассказать такую историю. В одном гитарном журнале я прочитал восторженный отзыв о книге для детей, где были собраны пьесы десяти авторов из разных стран.

С помощью моего друга Vincenzo Pocci я получил эту книгу.

Собрав своих учеников (25 человек в возрасте от 10 до 16 лет), я сыграл им все пьесы из этой книги с листа. Это было не трудно, поскольку пьесы были короткие и технически не сложные. И каково же было моё удивление, когда никто из них не выразил желания выучить хоть одну пьесу из этой книги!

А я в своей педагогической практике всегда придерживаюсь правила» давать ученику только те пьесы, которые ему нравятся, а значит, он будет разучивать, и играть их с удовольствием»

 

В чём же причина такого вопиющего противоречия? Полный успех у авторитетных музыкальных критиков и сокрушительное поражение у тех, кому эта музыка адресована!

А ответ на этот вопрос достаточно прост…

К сожалению, сейчас в современной музыке сложилась такая тенденция, которая, может быть, и оправдана для больших концертных произведений (симфоний, сонат, концертов), но не всегда подходит для музыки для детей.

Сейчас многие авторы считают, что если музыка написана не в атональном стиле, не имеет множества переменных размеров 7/4,10/16…., не пресыщена диссонансами, а также при её написании не использовалась серийная техника и элементы додекафонии, то называться современной такая музыка не может!

Наверное, они правы. Но только дети так не считают!

Я думаю, что композитору, пишущему для детей, необходимо верно найти баланс между классическими консонансными и диссонирующими современными гармониями.

Не нужно также забывать о самом ярком средстве музыкальной выразительности - МЕЛОДИЗМЕ.

Всё-таки вы пишете музыку не для высоколобых критиков, а для юных гитаристов!

И лучшей похвалой вашей работе будет не хвалебная статья в гитарном журнале, а глаза ваших учеников, которые будут светиться радостью от разучивания и исполнения вашей музыки.

Музыкальная образность

Огромное значение для ребёнка имеет яркая образность и программность современных пьес.

К сожалению, пьесы классиков с очень не конкретными названиями «Аndante”,”Prelude”,”Aria” не дают толчка для зрительной фантазии ученика.

И написанные зачастую только для решения определённых технических задач, превращаются для ребёнка в скучнейшие арпеджио, пассажи, интервалы….

Я стараюсь давать своим пьесам яркие названия - «Танец скорпиона», «День рождения без гостей», «Ученик, уставший играть гамму»…..

И тогда уже от ученика пытаюсь добиться полного раскрытия музыкального образа.

Ведь согласитесь, не может быть пьеса» День рождения без гостей» суетливой, быстрой? Она может быть только грустной, напевной. И наоборот, не может «Танец скорпиона»

ласкать слух и убаюкивать. Он может быть только агрессивным, жестким и излучать угрозу.

Решая задачи по раскрытию музыкального образа, если угодно, даже создания образного музыкального клипа, ученик не может остаться безучастным к исполняемой им пьесе.

Техническая сложность

В отличие от фортепьяно, самая большая проблема на гитаре - это писать технически не сложные пьесы, поскольку любой аккорд, интервал, баррэ может сделать вашу пьесу

слишком сложной для исполнения. Я всегда нахожусь перед не простым выбором: или идти на поводу у музыкальной идеи (и с её точки зрения ставить аккорды, баррэ), или в ущерб музыкальной мысли, но ради технической простоты, ограничиваться большим количеством открытых струн и полностью отказаться от аккордов, которые могут вызвать технические сложности у ребёнка при исполнении.

Всё-таки для себя я решил, что музыка важнее! И стараюсь в разумных пределах следовать именно за своей музыкальной мыслью.

Ведь то, что для одного ученика может оказаться очень сложным, для другого будет вполне достижимым со временем, а для третьего вообще простым!

Поэтому на всех своих концертах я призываю потенциальных исполнителей и их педагогов не бояться упрощать мои пьесы, говоря им, что тем самым мои авторские права не будут никоим образом ущемлены.

Если ученик хочет играть мою пьесу, но на данный момент у него не получается несколько аккордов, значит, заменяйте аккорд более легким или просто берите в этом месте бас и верхний голос.

Я думаю, здесь мы имеем дело с вынужденной аранжировкой пьесы для её адаптации под технические возможности конкретного ученика, а это вполне допустимо и не может как-то обидеть автора.

Ведь примерно то же самое происходит, когда мы делаем переложение фортепианной и иной музыки для гитары.

 

Джаз, рок-н-ролл, самба, босса-нова.

Очень важно давать ученику современные пьесы, написанные в разных музыкальных стилях.

Особенно джазовые пьесы! Эти пьесы очень нравятся моим ученикам, поскольку джазовая музыка насквозь проникнута оптимизмом, юмором, шаловливостью, то есть всеми теми качествами, которые так присущи детям.

А качающийся ритмический рисунок свинга, неожиданные синкопы самбы и босса-новы, внезапные акценты рок-н-ролла привлекают моих учеников своей необычностью в сравнении с канонами классической музыки.

Во времена социализма джаз, как и рок-н-ролл, в СССР всегда находился или под полным запретом, или его старались не пускать на широкую аудиторию. В те времена в музыкальных школах исполнение джазовых пьес учениками было редким исключением. Эта музыка считалось недостойной, низкой, годной только для ресторанов.

Слава Богу, сейчас в России большой интерес у детей к этому, по настоящему классическому, жанру музыки!

Очень важно давать юным гитаристам не переложения фортепьянных пьес «вечнозеленых джазовых тем», (которые зачастую сильно проигрывают оригиналу и технически очень трудны), а разучивать с ними джазовые пьесы, написанные специально для гитары и с учётом технических возможностей учеников.

Очень много моих учеников не утратили интерес к гитарной музыке благодаря

тому, что мы с ними не зацикливались только на классических произведениях.

 

Оформление книг для детей

Все мы прекрасно знаем, насколько не прибыльным, а зачастую и просто убыточным, является издание нот для классической гитары.

В России многие музыкальные издательства идут по пути минимизации затрат, то есть

стараются и книги для взрослых, и книги для детей оформлять очень скромно, без рисунков, без ярких, броских, цветных обложек.

Наверное, это разумно. С точки зрения бизнеса…

Но мне посчастливилось убедиться в обратном!

Обычно я в России издаю книги на свои деньги тиражом 200 экземпляров в очень скромном полиграфическом исполнении. Эти книги я обычно продаю после своих концертов в разных городах России. Они всегда продавались достаточно хорошо.

Но вот несколько лет назад крупное российское издательство MPI выпустило две моих книги для детей

с рисунками профессиональных художников, с фантастически красивыми обложками и компакт-дисками.

И теперь после моих концертов дети в основном покупают именно эти две книги!

А книги, изданные более скромно, стали продаваться хуже.

Поэтому я хочу призвать издателей всего мира не экономить на издании книг для детей!

Пусть эти книги будут яркими, красивыми! Ведь тогда ученик с удовольствием возьмёт их в руки и будет с интересом играть музыку, напечатанную в такой книге.

И, в конце концов, если у него сохранится интерес к гитаре на протяжении многих лет, то

вы приобретёте потенциального покупателя гитарных изданий для взрослых!

Пожалуйста, издавайте для юных гитаристов только красивые книги!

 

Благодарю редакцию журнала “GUITART”за возможность высказать своё мнение.

Желаю всем гитаристам-педагогам США успехов в деле популяризации нашего любимого инструмента-гитары!

Гитарист-композитор, исполнитель, педагог Олег Киселёв

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...