Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки исполнительной власти




Исполнительная власть: понятие, характерные черты, место в единой системе государственной власти. Соотношение понятий «исполнительная власть» и «государственное управление».

 

Понятие ИВ:

В К. нет, в литературе раскрывается через перечисление основных черт, но четкого нет.

Исполнительная власть (глоссарий)– одна из ветвей власти, состоящая из органов исполнительной власти, имеющих властные полномочия и находящихся в определенной системе, возглавляемой Правительством Российской Федерации, её предназначение - это исполнение законов (то есть, прямо исходя из буквального толкования названия), деятельность носит подзаконный характер.

Характерные черты исполнительной власти:

• Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной вла-сти (организационно-функциональный аспект): никакой орган иной ветви власти не вправе принимать на себя функции и полномочия исполнительной власти, а орган исполнительной власти не вправе передавать их другому.

• Исполнительная власть – вид государственной власти (акты обязательны для всех; их исполнение обеспечивается государственным принуждением; осуществляется уполномоченными субъектами государства;в формах, опосредованных правом и установленных государством.

• Две предыдущие черты характеризуют положение исполнительной власти в системе государ-ственной власти, следующая черта характеризует ее главное предназначение (цель, миссия) – это исполнение законов, иных нормативных актов.

Некоторые авторы называют это качество организационным содержанием деятельности. Для это-го исполнительная власть осуществляет: нормотворчество, применение (исполнение), принуждение (юрисдикция).

Деление государственной власти на три ветви.

Единая государственная власть делится на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. Все эти ветви власти самостоятельны, но они самостоятельны только в пределах тех функций и полномочий, которыми эти ветви власти наделены. Вернее надо было бы говорить об относительной самостоятельности, т.к. "они произрастают из единого древа государственной власти". Эти ветви государственной власти взаимосвязаны. Законодательная власть активно воздействует на исполнительную власть, в свою очередь исполнительная власть взаимодействует с законодательной. Судебная власть активно воздействует на исполнительную, отменяя в соответствующих случаях нормативные акты. Таким образом, вывод: абсолютной самостоятельности ветвей власти (исполнительной власти, в том числе) не может быть и эти власти активно взаимодействуют, не подменяя друг друга.

Исполнительная власть как ветвь власти.

Исполнительная власть имеет свое субъектное выражение, т.е для реализации в жизнь этой исполнительной власти, государство образует специальные органы исполнительной власти.

Эти органы исполнительной власти наделены юридически властными полномочиями, потому что они выражают государственно-правовой интерес. Если нет полномочий, то органы не смогли бы руководить различными сферами жизни человека и общества.

Исполнительная деятельность это подзаконная деятельность, т.е. они действуют во исполнении закона, претворять их в жизнь.

Исполнительная власть - политико-правовая категория. Нужно, чтоб бы была организована исполнительная власть, нужна форма. А государственная власть есть организационно-правовая категория.

Признаки исполнительной власти

1.относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти.

в организационном аспекте (как формируется)

в функциональном аспекте (как функционирует).

2. вид государственной власти:

акты обязательны для всех,

их исполнение обеспечивается государственным принуждением,

осуществляется уполномоченными субъектами государства,

в формах, опосредованных правом и установленных государством.

3. Цель, миссия - это исполнение (реализация) законов, иных нормативных актов.

4. Для достижения цели - виды (формы) деятельности: нормотворчество, применение (исполнение), принуждение (юрисдикция).

5. Универсальный характер деятельности во времени и в пространстве. (масштабность деятельности).

6. Непрерывность функционирования.

7. Предметный характер деятельности - наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации исполнения законов.

8. Подзаконный характер.

9. Наличие внутриорганизационной управленческой деятельности.

10. Специальные формы и методы деятельности (процедуры, акты).

11. Наличие специального профессионального аппарата – государственных служащих.

12. Функции управления – это содержание деятельности (прогнозирование, планирование, регулирование, организация, руководство, оперативное распорядительство, координация, контроль)

Государственная власть понятие более широкое, чем исполнительная власть. Именно в рамках государственной власти функционирует исполнительная власть, в лице органов исполнительной власти.

Изложенные положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления.

Единая основа исполнение. Она в равной мере характеризует как исполнительнораспорядительную деятельность (т.е. государственное управление в его "старом" понимании), так и деятельность по реализации исполнительной власти. При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени категория политикоправовая, в то время как государственное управление организационноправовая.

Следует иметь в виду, что понятие "государственное управление" более широкое, нежели понятие "исполнительная власть". Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственновластных полномочий, реализуемых в процессе государственноуправленческой деятельности. В то же время государственное управление это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Последняя, по существу, составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. В противном случае придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственной организации либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...