Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы промышленной политики




В последнее время в России наблюдается заметная реанимация интереса к проблемам промышленной политики, которая долгое время оставалась забытой темой на уровне правительства и его экономических министерств. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, сложившееся положение в российской экономике характеризуется наличием серьезных проблем, решение которых не под силу лишь представителям бизнес - сообщества и которые требуют новых подходов к государственной промышленной политике.

Среди таких проблем следует назвать заметное снижение темпов роста промышленности в последние годы (с 8,9% в 2003г. до 3,9% в 2006г.), низкий уровень накопления и интенсивное старение вследствие этого основных фондов экономики, особенно в социальной и производственной инфраструктуре; усиление структурных деформаций в экономике, вследствие опережающего развития нефтегазового сектора; низкий уровень технологического развития; усиление межрегиональных и внутри региональных диспропорций; нарастающий дефицит квалифицированной рабочей силы.

На фоне обостряющейся международной конкуренции за привлечение на свою территорию инвестиций в исследования и разработки Россия в этой борьбе проигрывает многим развитым и развивающимся странам.

Однако главным фактором является низкая конкурентоспособность отечественных компаний в условиях открытия рынков и слабая адаптация их к глобальной рыночной экономике, на фоне чего происходит ослабление экспорта и опережающий рост импорта.

Согласно последним данным Мирового экономического форума (World economic forum), в 2006 году Россия находилась по общему индексу глобальной конкурентоспособности на 62-ом месте (из 125 стран). В 2005 году она занимала по этому показателю 53-е место. Глобальная конкурентоспособность оценивается по девяти основным критериям: институты, инфраструктура, здравоохранение, образование, эффективность рынка, технологическая готовность, эффективность бизнеса, инновации.

Наибольшее отставание России от развитых и многих развивающихся стран наблюдается как раз по показателю уровня развития институтов, и прежде всего по уровню развития института корпорации, а также связанных с ним факторов эффективности бизнеса, инновациям, эффективности рынка. Сравнение двух евроазиатских стран с примерно одинаковым уровнем общей глобальной конкурентоспособности - России и Турции - показывает, что Россия значительно отстает от Турции именно по показателям развития институтов. По этому фактору Россия занимает 114-ое место в мировом рейтинге, в то время как Турция – 51-ое, по эффективности бизнеса у России 77-ое место, а у Турции – 39-ое.

Для сравнения: Индия, например, занимая по индексу глобальной конкурентоспособности 43-е место, по уровню развития институтов находится на 34-ом месте, а по эффективности бизнеса – на 25-ом.

Для современной промышленной политики экономически развитых стран характерно отсутствие жестких отраслевых приоритетов, вследствие высоко диверсифицированной структуры бизнеса. Поэтому в качестве главного адресата промышленной политики все чаще выступают сформировавшиеся в той или иной стране корпоративные структуры. Именно здесь во все возрастающей степени концентрируются ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры (маркетологи, топ-менеджеры), управленческая компетенция, передовые технологии и финансовые ресурсы.

Глобальная конкурентоспособность ассоциируется с деятельностью крупных транснациональных корпораций. В России же даже ведущие отечественные компании, несмотря на их видимый рост в последние годы, все еще значительно отстают от западных корпораций, как по объемам оборота, так и в еще большей степени по капитализации. Так, в электроэнергетике это отставание составляет 5 раз, в нефтяной промышленности – 14 раз, в машиностроении и пищевой промышленности – 40-44 раза.

Низкая конкурентоспособность России обуславливается также отставанием страны по уровню и темам роста производительности труда, поскольку концентрация производственной и инвестиционной активности наблюдается в секторах со средним и низким технологическим укладом, использующих сравнительно низко квалифицированную рабочую силу. Особенно это заметно, если сравнивать между собой отдельные близкие по объемам оборота российские и зарубежные компании.

За рубежом государственные инициативы в области промышленной политики обычно носят межотраслевой характер и нацелены на решение общих для компаний разных групп отраслей проблем в свете повышения их конкурентоспособности.

Конкретные технологические и рыночные ниши государство обычно определяет совместно с представителями бизнеса и учитывая его интересы и возможности. Этому предшествуют масштабная инвентаризация имеющихся активов, определение сильных и слабых мест, конкурентоспособных сегментов экономики.

В целях повышения эффективности и качества реализации промышленной политики, определение перспективных рыночных ниш, долгосрочные прогнозы экономического развития, разработка стратегий развития отдельных отраслей и межотраслевых комплексов и отдельных мероприятий увязываются со стратегией развития крупнейших компаний в соответствующих сегментах экономики. Это позволяет значительно сократить риски и увеличить горизонт инвестиционного планирования компаний. Система государственного прогнозирования ищет точки прорыва, определяет будущие наиболее выгодные рынки, перспективы развития спроса и технологий, проводит анализ рисков и прочее. Такая система фактически подсказывает бизнесу, где нужно концентрировать инвестиционные и интеллектуальные ресурсы.

В отличие от развитых и развивающихся стран Россия страдает не только от отсутствия эффективных крупных компаний мирового уровня, но в большей степени от отсутствия растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях.

Важную роль в технологическом прорыве России могут сыграть прямые иностранные инвестиции. В настоящее время отраслевая структура прямых иностранных инвестиций в Россию показывает, что они ориентированы либо на добычу и первичную переработку ресурсов, либо на удовлетворение конечного потребительского спроса в сегментах с ограниченной инновационной емкостью. Многие из объявленных и завершенных инвестиционных проектов 2005 года связаны с закупкой и установкой относительно простого оборудования и технологий, что может быть под силу отечественным инвесторам.

Известно, что крупнейшими компаниями по абсолютным расходам на НИОКР являются ведущие мировые автомобильные корпорации. Страны, которые хотят пробиться в технологическую элиту, создают свою национальную автомобильную промышленность.

Особое значение в промышленной политике имеет совместное с бизнесом создание и финансирование специальных институтов передачи технологий. Такие институты могут способствовать более быстрой и эффективной коммерциализации научных исследований, ускорять распространение новых технологий, совершенствовать управление интеллектуальной собственностью и процессом исследований в научно-исследовательских центрах, идентифицировать специфические потребности в исследованиях и разработках посредством постоянного диалога с предприятиями и компаниями.

На фоне общего экономического роста и развития российского фондового рынка все большее количество компаний задумывается о необходимости повышения рыночной стоимости своего бизнеса. Собственники понимают, что сейчас можно заработать гораздо больше, наращивая капитализацию, а не получая краткосрочную прибыль.

В силу того, что российские компании стремятся укрепить свои позиции не только на внутреннем, но и на мировых рынках, в ближайшее время процесс реструктуризации ускорится. В ходе этих преобразований компании будут вынуждены сосредоточить свои усилия на тех направлениях бизнеса, которые позволят успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями.

Для создания стимулов для компаний по реструктуризации и максимизации их стоимости необходимым условием выступает совершенствование корпоративного управления в соответствии с международными стандартами.

Особенностью промышленной политики в России является синхронизация процесса формирования корпоративных структур, реструктуризации корпоративного сектора с переходом компаний от защитной реструктуризации к стратегической (включающей в себя переход к новым продуктам, рынкам, управленческим технологиям, новым структурам собственности, финансов и корпоративного управления).

Как удачную пьесу невозможно сыграть без хороших актеров, так и удачный инвестиционный проект невозможно осуществить без эффективных субъектов рынка: предприятий и компаний. Поэтому новая государственная промышленная политика – это, прежде всего, политика формирования и развития эффективных конкурентоспособных предприятий и компаний, способных успешно осуществлять необходимые государству проекты и программы.

Таким образом, главной задачей новой промышленной политики России является завершение процесса формирования полноценного корпоративного сектора во всех сегментах экономики и начало формирования компаний нового типа, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями.

Справедливости ради следует заметить, что лично В.В. Путин, как Председатель Правительства РФ, как лидирующий кандидат на должность Президента РФ 2012 года хорошо понимает причины спада развития промышленного сектора экономики и обещает выправить ситуацию в последующие 10 лет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...