Составьте характеристику современного беспризорника.
Ознакомьтесь со статьей Г.Р. Ярская-Смирнова, П.В.Романов, Е.П. Антонова «Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия» (Социс 2008, № 1). Раскройте причины домашнего насилия детей и трудности в рассмотрении данных дел. Причины домашнего насилия: 1. на индивидуальном уровне, отклонением от нормы в личностном развитии родителей, которые «больны психически», особенности личных взаимоотношений в семье: «это может быть и полная семья, и папочка есть, но какие-то недомолвки, ссоры, скандалы, непонятие или непринятие, или какая-то другая женщина, именно такие межличностные проблемы и опять же буфером являются дети» 2. специфика культуры родительства – связан с указанием на распространенные практики воспитания, приемы разрешения конфликтов, которые таковы, что они провоцируют или поощряют насилие, не могут его предотвратить, родители педагогически неподготовлены: «наше наказание идет от бессилия, собственной несостоятельности … мы не можем найти нужные слова, нужные методы, гуманные...» 3. легитимации полагает жестокое наказание за провинность ребенка: «бывают случаи, когда дети сами доводят». К числу таких проступков можно якобы отнести и общую школьную неуспеваемость детей: «ребенок получил двойку, мама… и обругала, … и лишила там чего-то» и так называемую общую неуправляемость детей: … «есть дети и гиперактивные и гиперпассивные, и очень невнимательные, и очень неусидчивые». Психологи и педагоги истолковывали трудные отношения в семье как следствие возраста: «подростковый период очень сложный … и родители не всегда правильно на него реагируют, из-за этого происходит конфликт».
4. объяснения – структурные причины, связанные с качеством жизни домохозяйств как фактором жестокого обращения с детьми. Перегрузки и стрессы из-за необходимости подрабатывать, чтобы свести концы с концами, бытовой неустроенности, низкой материальной обеспеченности, когда «нервы сдают, потому что приходится работать на нескольких работах для того, чтобы просто выжить». Говорилось и о том, что жестокость якобы чаще регистрируется в монородительских семьях. Так, по мнению психолога, «в неполных семьях, в которых главой, как правило, выступает мать, эмоциональное напряжение очень высоко, поэтому часты случаи физического наказания детей». Материнские семьи преобладают среди монородительских домохозяйств, возможно, этим и объясняется частота физического наказания детей со стороны матери. С другой стороны, в таких домохозяйствах зачастую проживает незарегистрированный партнер матери который может проявлять агрессию в отношении детей. Таким образом, специалисты возлагают ответственность на мать даже в том случае, когда не она является источником насилия.
Трудности в рассмотрении данных дел:
1. по причине сложности и подчас даже невозможности вмешательства в приватную сферу. 2. Во-вторых, из-за трудностей прерывания цикла насилия ввиду созависимости членов семьи: «дела семейные сложно доказуемые, кроме этого, очень часто заявление забирается раньше, чем дело будет возбуждено» (инспектор ПДН, ж., 29 лет). 3. В-третьих, из-за отсутствия адекватных альтернатив в виде замещающей семьи, нежелательности помещения ребенка в детдом и опасений самого ребенка, с одной стороны, лишиться семьи и дома, с другой стороны, быть наказанным за «жалобу» на родителей: до того, как специалисты получают «разрешение на изъятие ребенка из семьи для временного пребывания в приютах, до решения суда по лишению прав, родители проводят такую работу по запугиванию с детьми, что они рассказывают только радужные сказки, как им хорошо жилось с мамой»
(психолог, ж., 36 лет). 4. В-четвертых, из-за неотлаженности цепочки действий по освидетельствованию жестокости: «прошло достаточное время, и синяки и ссадины давно прошли, – а без заключения судебно-медицинской экспертизы дело разваливается». Специалисты единогласно отмечали важность и актуальность поддержания дискуссии о насилии над детьми в обществе, резко критикуя неправильную, на их взгляд, подачу информации средствами массовой информации. Журналисты детально описывают факт жестокого обращения, показывают несчастные лица детей и пьяные лица родителей, вместо того, чтоб продемонстрировать, что было сделано для наказания виновных. Средства массовой информации, телевидение, кино, освещая жестокость обращения с детьми в семьях, по мысли наших информантов, лишь провоцируют агрессию. А на телеэкранах должны демонстрироваться положительные примеры внутрисемейных отношений, потому что основная цель социальной политики – сохранить семью, научить людей уживаться в созданной ими маленькой общности.
Тема 3. Теории детства как отражение отношения общества (взрослых) к детям (ребенку). Ознакомьтесь со статьей Бюхнера П., Крюгера Г.-Г., Дюбуа-Реймон М. «Современный ребенок» в Западной Европе» (Социс 1996, №4,5). Охарактеризуйте такие аспекты жизни современного ребенка, как модернизация и индивидуализация жизни, детская культура. Опишите влияние макроуровневых социальных изменений на микроуровневый процесс подрастания ребенка в различных социальных и культурных контекстах. 1) Хорошо обустроенная и оборудованная комната для игр; интенсивное ее исполь- зование; высокая степень подвижности и распределения активности вне дома; передви- жение на большие расстояния, легкая доступность транспорта; обилие институционализи- рованных форм активности, например, задействование в различных "программах"; специа- лизация сфер активности; хорошо разработанный распорядок досуга; частое отсутствие дома (включая ночевки у друзей). 2) Индивидуальные и самостоятельно организованные социальные (дружеские) связи;
самостоятельный выбор социальных контактов и развитая способность управления ими; схемы активности, основывающиеся на групповом общении и/или на спорте (хобби); самодетерминированная социальная интеграция (изоляция); важность поддержания связан- ных с активностью социальных отношений и слабый характер многих из них; важность перемены дружеских пар. 3) Обширная сфера и разнообразный профиль активности, а также активное участие в программной деятельности; разработанные схемы использования времени и связанная с ним саморегуляция; высокая степень способности планировать и организовывать. 4) Индивидуальный стиль (вкус); ощущение своих способностей; далеко идущие перспективы и уверенность в их будущем; постоянная осознанность действия, руководство принципом отсроченного удовлетворения. 5) Отсутствие склонности к скуке; развитые чувства удовлетворения и гордости; низкий уровень подавленности (стресса); слабая (средняя) устремленность к успеху; сильное самовосприятие; четкое сознание своих способностей. 6) Высокая степень развития возрастной саморегуляции; развитая культура договорных отношений, слабая степень связывания себя обязательствами; далеко идущие перспективы; произвольный выбор профиля контролируемой и/или самодетерминируемой активности; непрямые формы родительского контроля; институционализированные формы социального контроля; ослабленные половые различия.
Традиционные детские культуры имеют место какв сельском, так и в городском окружении и часто приурочены к плохим жилищнымусловиям, низкому социальному статусу опрошенных семей и увеличенному числу братьев и сестер. Такая детская культурная практика характеризуется следующим: 1) Локальное (городское или деревенское) окружение; слабая степень подвижности (область активности приурочена к близлежащему окружению), маленькая собственная или совмещенная комната, часто хорошо оборудованная - с магнитофоном, телевизором, компьютером (для мальчиков): низкая степень институционализированной активности;
ориентация на деятельность в пределах своей улицы; неспециализированность сфер активности; ориентация на активность главным образом вне дома (мальчики); слабая планируемость своего времени: организация проведения времени с учетом интересов семьи (часто отца); четкая разница между проведением будних дней и выходных (каникул); ориентация на текущие дневные дела: слабая формальная организация жизни. 2) Коллективные социальные (дружеские) связи; зависимость выбора социальных контактов от семьи или окружения; активность в пределах семьи или окружения и важность поддержания с ними связей; обязывающий характер взаимоотношений; важность группового общения. 3) Узкая область и недифференцированный профиль активности, а также низкая интен- сивность активного участия в программах: традиционные схемы использования времени, зависимые от интересов семьи; слабое развитие способности планировать и органи- зовывать. 4) Зависящий от коллектива стиль (вкус); недалекие перспективы и неуверенность в них; отсутствует или занижена постоянная осознанность действий: руководство принципом немедленного удовлетворения. 5) Часто ослабленные чувства удовлетворения и гордости; низкий уровень подавлен- ности (стресса); низкая (средняя) устремленность к успеху; слабое самовосприятие и ощущение своих способностей. 6) Слабая возрастная саморегуляция; прямое руководство родителей; сильно выраженная половая дифференциация; высокая степень принятия на себя обязательств; прямые формы родительского контроля; высокая степень социального контроля наедине с противо- положным полом.
Перед современными детьми открылся широкий простор для независимости. В их ру- ках - индивидуальный выбор подходящей формы коммуникации и социальной активности и способа проведения досуга как области соревнования в управлении своим местом и временем и выражения личных вкусов. Однако значит ли относительная независимость от родителей автономию в смысле просвещенности - остается под вопросом. Независимость от родительского контроля по преимуществу имеет место на рынке досуга, иными словами, за пределами семейной сферы. Раннее освобождение из-под контроля родителей и доступность материальных и культурных ресурсов могут отягощать ребенка при недос- татке возможностей опробовать свои преимущества и способности выбирать и принимать решения в контекстах с меньшим риском. За этим может последовать переживание независимости как несчастья, делающего ребенка неспособным справиться с неконтроли-
руемыми потоками повседневности. Поэтому возникает необходимость прийти к большему пониманию тенденции к модернизации и индивидуализации детства, допускающей столь различные исходы.
Составьте характеристику современного беспризорника. Беспризорники - это дети разного возраста. Самая значительная группа из них - дети в возрасте - 9-15 лет. На их долю приходится 58% от общей численности попавших в приют, дети в возрасте 6-8 лет составили 31.1% группы подростков, 15-17 лет -10.3%. Анализ полового состава безнадзорных детей показывали, что в нем преобладают мальчики, их доля = 78.6 %, девочки составляют 21.4%. Большинство безнадзорных детей (почти 70%) - горожане, селяне составляют чуть более 30%. Очевидно, сельские жители менее разобщены, там, в большей мере, чем в городе, развита взаимопомощь. В дело неблагополучной семьи могут включаться соседи, способные помочь ребенку в решении его проблем и не допустить того, чтобы единственным выходом из создавшегося положения стало бегство. Убежавший из дома беспризорник, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску, стать жертвой насилия, ограбления, оскорбление. Так, по некоторым данным, от 20 до 40% детей переживают физическое насилие, около 8% - сексуальное. В полуролевом поведении безнадзорных отмечают две крайности. С одной стороны, половая распущенность, с другой - полное непонимание отношений между полами. Особенно тяжело приходится девочкам. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все ее воспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям. По данным обследования, проведенного Е.Б. Бреевой, около половины (43,7%) обследованных детей проживали в неполных семьях, т.е. с одним из родителей, 31% - с бабушкой, дедушкой или другими родственниками, лишь 25%о детей живут в полной семье. Основная причина такого положения -лишение родительских прав за невыполнение обязанностей по отношению к детям. Дети бегут из дома потому, что у них плохие отношения с родителями, особенно если у ребенка вместо отца - отчим. Достаточно большое число детей убегает от родителей-алкоголиков. Эта причина не отмечалась в обследовании как единственная, обычно она -сопровождалась голоданием ребенка, его плохими отношениями с родителями, учителями. Около 10% убежавших детей - это любители путешествовать, 18 % детей в качестве причины ухода из дома отметили нежелание учиться, около 12 % ушли из дома, потому что «они там никому не нужны». Такая ситуация возникает, например, когда умирает мать, и ребенок остается на попечении родственников, которым нет до него дела. Вместе с тем, ни один из опрошенных детей не отметил в качестве причины ухода из дома отсутствие любви к своим родителям и родственникам, хотя такая подсказка имелась. Ею не воспользовались даже дети из семей алкоголиков. То есть для ухода из дома у основной массы детей были веские причины. Практически каждый ребенок дорожит своим домом и лишь в крайнем случае покидает его.
Недавно возникла новая причина детской беспризорности - это следствие незаконной приватизации жилья. Родители, пользуясь несовершенством законодательства, продавали квартиры и уезжали, оставляя детей на улице. В настоящее время в закон о приватизации жилья внесены соответствующие поправки. Но часть детей уже успела лишиться своего жилья. При обследовании установлено, что более 30 % детей убежали из детских домов, приютов, интернатов. Основная причина, по которой дети убегают из приемников-распределителей, - стремление вернуться домой, несмотря на тяжелую жизнь там (87%) У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Условия бездомной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности, что ведет к формированию таких социально-биологических качеств как биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, гибкость, активность, смелость, групповая солидарность. Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорники страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Подростковый возраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако этот контакт у беспризорного ребенка отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается. Важно, чтобы в подростковом возрасте, когда еще можно что-то исправить, ребенок - беспризорник имел возможность пообщаться со специалистом, способным выслушать его и помочь разрешить возникшие проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|