Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Числительное. Трудные случаи употребления

Употребление форм числительных. Падеж существительного в сочетании с числительным.

Условия употребления собирательных и количественных числительных

Особенности склонения и употребления основных разрядов числительных

Употребление местоимений. Особенности склонения и употребления основных разрядов числительных.

Начальное Н- при местоимениях 3-го лица. Выбор определительного местоимения. Выбор неопределенного местоимения

Местоимение. Трудные случаи употребления

Местоимение свой указывает на принадлежность чего-либо субъекту действия. Внимание! Иногда местоимение свой рождает многословие.

Упражнение 48. Устраните двусмысленность, возникающую из-за неправильного употребления местоимения свой.

Образец: Профессор попросил студента прочитать свою статью (в предложении два лица и два действия, поэтому неясно, эта статья принадлежит профессору или студенту) — Профессор попросил, чтобы студент прочитал ему свою статью (статья принадлежит студенту).

1. Он попросил друга принести свои рассказы.
2. Старшая сестра попросила младшую подать ей свою кружку.
3. Мать попросила дочь выгладить свое платье.
4. Я должен поздравить вас с защитой своей диссертации.

Личное местоимение 3 лица в литературном языке имеет начальное н - после простых в нее, под него и наречных предлогов ради него, около него, из-за нее ( но внутри их, вне их).

Начальное н - отсутствует после:

- наречных предлогов дательного падежа вопреки, согласно, благодаря, навстречу, подобно, соответственно и др.;

- предложных сочетаний из простого предлога и существительного в отношении его, со стороны его;

-после сравнительной степени прилагательного и наречия старше его, выше ее ).

Упражнение 49. Раскройте скобки, выбрав падежный вариант личного местоимения.

Вопреки (он), внутри (они), сзади (они), между нами и (они), по поводу (она), соответственно (они), перед (она), лучше (оно), за исключением (он), старше (она).

Следует различать во всех падежах местоимения м. р. оба и ж. р. обе.

 

Упражнение 50. Раскройте скобки, определите род и падеж местоимения-числительного:

1. У (оба, обе) женщин много кокетства и легкомыслия. 2. В командировку (оба, обе) сотрудника уже уехали. 3. У (оба, обе) супругов были взаимные обязанности. 4. К (оба, обе) мужьям и (оба, обе) женам предъявлены претензии.

Местоимение может исказить смысл высказывания, если возможна замена одним и тем же местоимением двух и более впередистоящих существительных («двойное подчинение») Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает (хвост? кролик?).

 

Упражнение 51. Устраните двусмысленность, подобрав синонимы, заменители местоимений, или изменив порядок слов в предложении.

1. Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась. 2. Если кто-нибудь скажет мне что-то плохое о Викторе, я дам ему по физиономии! 3. Готовится диспут на тему «Свободное время подростка и как его убить». 4. В книге изображена женщина, увлеченная работой, она нужна моим товарищам.

Числительное. Трудные случаи употребления

В порядковых числительных склоняется только последнее слово: в две тысячи втор ом (году).

При обозначении даты словосочетанием числительное управляет родительным падежом существительного к 15 декабр я, письмо датировано двадцать третьим декабр я 1943 год а.

В количественных числительных склоняется каждая часть каждого слова: пять ю ст ами пять ю десять ю пять ю.

Исключения: 40, 90, 100 имеют только 2 формы ( сорок - сорок а ).

Слова два, три, четыре, употребленные с одушевленными существительными, имеют форму родительного падежа встретил двух друзей и трех подруг ( но прочитал два тома и три страницы). Составные числительные на два, три, четыре с одушевленными существительными ставят существительное в винительный падеж (как неодушевленное) зарегистрировать двадцать три депутата, разместить сорок два человека.

В дробном числительном дробная часть управляет рядом стоящим существительным и ставит его в родительный падеж ед. числа: 45,6 кг = сорок пять целых и шесть десятых килограмм а.

Числительные полтора, полтораста при склонении имеют только две формы: в косвенных падежах (кроме именительного и винительного) между корнями добавляется –у-: нет полутора, полутораста ящиков; о полутора, полутораста ящиках; дать полутора, полутораста ящикам и т.д.

Упражнение 56. Перепишите, заменяя цифры словами, определите падеж числительного и существительного. Раскройте скобки. Исправьте ошибки.

1. К (1219, учащиеся) одной школы присоединились (932, учащиеся) другой школы. 2. Библиотека пополнилась в этом году (570, книги).
3. Атлет поднял штангу весом 139,7 (килограмм). 4. Если к 289 прибавить ½ от 312, то получится 445. 5. Появилась серия пособий с (6475, чертежи). 6. Остановку сделали на 237 (километр). 7. В 2013 (год) я окончу университет. 8.Период обращения спутника равен 93,8 (минута). 9. Задолженность будет погашена к 27 декабрю, 2010 году. 10. Машина остановилась в полторастах метрах от моста. 11. Декан вызвал к себе (44, студент) и спросил, почему большая половина из них имеет задолженности.

Собирательные числительные активно работают в пределах первого десятка. Они не сочетаются
- с существительными, наименующими женщин
(двое студентов, но две студентки),
- с названиями животных, кроме детёнышей ( две собаки, но двое щенков),
- с неодушевлёнными существительными, имеющими ед. число
(двое саней, но две тетради).

 

Упражнение 57. Подчеркните правильный вариант, выбрав его из скобок. Выбор обоснуйте.

1. У него было (пять сотрудников - пятеро сотрудников). 2. Навстречу ему шли (три мужчины - трое мужчин). 3. У нас в запасе оставалось еще (пять суток - пятеро суток). 4. В штабе остались (четыре генерала - четверо генералов). 5. Наша кошка принесла (шесть котят - шестеро котят). 6. В нашей группе всего (семь девушек - семеро девушек). 7. Хозяин не досчитался (четверых овец - четырех овец). 8. На столе лежали (две книги - двое книг). 9. Радостно встретились после разлуки (три друга - трое друзей). 10. Там были (три врача - трое врачей) и (три медсестры - трое медсестер).

Составные числительные на 2, 3, 4, сочетаются только с существительными в единственном числе: 22 стула.

Существительные, не имеющие единственного числа сочетаются только с собирательными числительными и не должны употребляться в таких конструкциях. Поэтому словосочетание 22 сутки вследствие того, что числительное больше 9 и не может быть собирательным, а сутки требует именно собирательного разряда, следует исправить на 22 дня (день – ед.ч.) или в течение двадцати двух суток (словосочетание родительного, а не именительного-винительного падежа).

Упражнение 58. Перестройте предложения, раскрыв скобки. Объясните выбранные вами морфологические формы.

1. Приобрели 22 (пассатижи), 23 (ножницы), 24 (клещи), 32 (тиски). 2. Продали 22 (гаражные ворота). 3. На рынок завезли 94 (новые весы). 4. У неё в коллекции 22 (духи), а у него 24 (шахматы). 5. На витрине 53 (консервы). 6. В магазине представлены 34 (брюки). 7. Футбольная команда заказала 22 (щи).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...