Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о частях речи. Общая характеристика




Части речи — это классы, объединяющие слова по их грамматиче-
ским характеристикам. Слова относятся к одной части речи на основе
общности значения, морфологических форм, словообразовательных
признаков и синтаксических свойств. Так, лексемы книга, река, кошка,
человек, крапива, автобус
относятся к одной и той же части речи пото-
му, что все они называют предмет и соответствуют вопросу Кто или
что это?,
имеют одинаковые морфологические значения (род, число,
падеж), в предложении могут быть подлежащим и дополнением, могут
присоединять к себе согласованное определение. Черт побери, тьфу, ба-
тюшки, ой
также являются единицами одной части речи, так они одина-
ково выражают эмоции и не имеют ни морфологических, ни синтакси-
ческих положительных признаков; снизу, вкривь, впотьмах, поодиночке -
это еще одна часть речи: все приведенные лексемы не имеют морфоло-
гических форм, в предложении выполняют функцию обстоятельств, ха-
рактеризуют глагольное действие (называют признак признака).

А В Бондарко. Теория морфологических категорий. С 77

9 E В Клобуков Теоретические основы изучения морфологических категорий русского языка. Дисс на соискание уч ст доктора фил наук М 1995. С 38- 39

2 Зак 4163 17


Как видно из примеров, хотя части речи и выделяются с учетом со-
вокупности признаков, но сами эти совокупности в разных случаях
представлены по-разному: у одних слов есть весь набор признаков,
у других он представлен лишь частично.

Части речи называют 1) грамматическими классами, грамматиче-
скими категориями (и даже основными морфологическими категория-
ми), так как они выделяются с учетом грамматической оформленности
слова; 2) лексико-грамматическими классами, когда хотят особо под-
черкнуть, что в части речи на основе грамматического сходства объеди-
няются слова, а не формы слов; 3) наконец, семантико-грамматически-
ми классами, если акцент делается на наличии у частей речи категори-
ального значения.

Названные определения не исключают, а дополняют друг друга,
и каждое из них выделяет признак, релевантный (существенный, значи-
мый) для частей речи.

Части речи различаются между собой не только тем, что одни из
них грамматически охарактеризованы полнее других. Само содержание
дифференциальных признаков у разных частей речи не совпадает. Так,
морфологический признак у существительных, прилагательных, числи-
тельных, глаголов сводится к их словоизменению, а у наречий, служеб-
ных слов, модальных слов, междометий — к отсутствию словоизмене-
ния. За понятием категориальная семантика также стоят разные сущно-
сти у знаменательных и служебных слов. У самостоятельных слов кате-
гориальная семантика связана со свойством слова выражать понятие,
быть именем предмета и его свойства. В несамостоятельных словах ка-
тегориальная семантика не может иметь такого содержания, так как
они не выражают понятий. Категориальным значением служебных слов
называют ту общую роль, которую играет служебная часть речи в орга-
низации предложения (может быть, правильнее было бы говорить об
общем не значении, а назначении слов служебных частей речи). Сущест-
во синтаксических признаков у самостоятельных и несамостоятельных
слов принципиально разное, так как первые являются членами предло-
жения, а вторые по-разному служат им.

Тем не менее, несмотря на все различия, все части речи имеют и об-
щее, им может быть дана общая характеристика, что отмечено многими
лингвистами и прежде всего Л. В. Щербой (в статье «О частях речи
в русском языке»). Наиболее существенные положения этой характери-
стики сводятся к следующему:

1) Части речи выделены самим языком, они являются результатом
естественной классификации лексики. Человек узнает части речи на ос-
нове своего речевого опыта, распределяя слова по существующим в язы-
ке категориям (Л. В. Щерба — вслед за Есперсеном — говорил, что че-


ловек узнает части речи так, как он узнает корову или кошку 10). Пред-
ставление о частях речи получено эмпирическим путем. Выделение час-
тей речи является результатом осознания языкового опыта.

2) Поскольку части речи являются естественными группировками
слов, для их выделения важную роль играет частотность представлен-
ного в части речи языкового явления: чем больше слов определенного
типа, тем легче выделить соответствующую часть речи, и наоборот, чем
слов меньше, тем часть речи выделяется труднее. Часть речи не может
состоять из нескольких слов, тем более она не может состоять из одного
слова. Части речи — это не только слова, но и типы, образцы слов.

3) Слова, входящие в одну и ту же часть речи, должны иметь общие
признаки. Эти признаки могут относиться к разным сторонам слова:

к значению, форме, словообразовательной структуре, синтаксическим
ролям, и чем их больше, тем рельефнее определяются контуры части ре-
чи. При этом собственно морфологический признак (изменяемая фор
ма) оказывается строго обязательным только для глаголов: неизменяе-
мых глаголов в русском языке нет. Существительные и прилагательные
могут быть несклоняемыми. Не имеют форм словоизменения (кроме сте-
пеней сравнения) наречия, а также все несамостоятельные слова. И хотя
у большинства самостоятельных частей речи есть морфологические
признаки, части речи не являются морфологическими классами, т. е.
в целом не могут быть получены только на основе формообразования.

4) Эмпирическая природа частей речи предопределяет полевой
принцип в их организации: в каждой части речи есть слова или слово-
формы, образующие ее центр, и слова или словоформы, находящиеся на
периферии. Например, в центре существительных находятся слова, на-
зывающие предметы, но к существительным относятся также слова, по
лексическому значению не противопоставленные прилагательным
и глаголам, т. е. называющие признаки: темнота, синева, сушь, пение,
переход, пробег.
Ядро существительных образуют изменяемые слова, но
кроме этого в часть речи входят и неизменяемые лексемы: кофе, виски,
мадам, буржуа, до, ре, ми
и т. п., у которых, естественно, нет полного
набора признаков существительного. Полевую структуру частей речи
важно учитывать при описании грамматических категорий.

5) Эмпирический характер частей речи и их полевая организация
приводят к тому, что границы частей речи четко определяются не все-
гда: у слов одной части речи могут быть признаки другой части речи.
Л. В. Щерба полагал, что одно и то же слово может входить в разные
части речи. И так действительно бывает, например, слово тысяча упот-
ребляется как существительное (Тысячи людей вышли на площадь) и чис-

Л. В. Щерба. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М.,
1957. С. 84.

2* 19


лительное (заплатил тысячу сто двадцать рублей), слово один употреб-
ляется как прилагательное (один философ = какой-то философ), числи-
тельное (одна копейка} и частица (одни неприятности = только неприят-
ности). Ср. также мальчики вроде Пети (вроде — предлог) и вроде сту-
чат (вроде —
частица). Куда он едет? (куда — наречие) и Куда ему же-
ниться! (куда —
частица). В связи с этим в языке выделяются отдельные
лексемы, классы лексем и классы словоформ, частеречный статус кото-
рых определяется по-разному. Таковы порядковые числительные, неоп-
ределенно-количественные слова (много книг, столько вопросов), причас-
тия, деепричастия, категория состояния, глагольно-междометные слова
(прыг, скок), звукоподражания (мяу, гае), модальные слова.

6) В связи с тем, что для частей речи не существует единого класси-
фикационного признака, отношения между частями речи в целом нель-
зя представить как иерархически организованные (хотя, очевидно, мож-
но говорить об иерархической организации грамматической семантики
внутри изменяемых частей речи: грамматическое значение ® граммати-
ческая категория ® частеречное значение). Классификация частей речи
оказывается многоступенчатой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...