Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности глагольного формообразования




В отличие от других частей речи глагольное слово является двуос-
новным. В глаголе выделяют основу прошедшего времени и основу на-
стоящего времени. Основа прошедшего времени у абсолютного боль-
шинства глаголов совпадает с основой инфинитива, поэтому при обра-
зовании форм обычно определяется основа инфинитива.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отбросить окончание
(или формообразующий суффикс) инфинитива. Окончанием инфинити-
ва чаще всего бывает аффикс -тъ: читать, белеть, крикнуть, бить,
жать
и т. п. Кроме этого, им бывает аффикс -ти: нести, пасти (-сти
в глаголе грести) — и нулевой аффикс: печь, беречь.

В глаголах на -сти и на -чь основа прошедшего времени совпадает
с основой настоящего времени, и ее лучше находить по личной форме
глагола: грести -> гребу, основа наст. вр. - греб-, основа прош. вр. -
греб-; вести -> веду, основа наст. вр. - вед-, основа прош. вр. - вед-; бе-
речь —> берегу,
основа наст. вр. - берег-, основа прош. вр. - берег-.

В глаголах на -чь и некоторых глаголах на -сти (вести, мести) ос-
нова инфинитива и основа прошедшего времени не совпадают. В фор-
мообразовании используется основа прошедшего времени.

Не совпадают основы инфинитива и прошедшего времени и у дру-
гих непродуктивных глаголов: сохнуть -> сохну — основа инфинитива,
сох — основа прош. вр.; умереть -> умере — основа инфинитива,
умер — основа прош. вр.

От основы инфинитива (или прошедшего времени) образуются
формы прошедшего времени спрягаемого глагола, действительные
и страдательные причастия прошедшего времени (образование страда-
тельных причастий при этом ограничено переходностью), деепричастия
СВ.

Основа настоящего времени определяется по личным формам на-
стоящего времени у глаголов НСВ и будущего простого у глаголов
СВ — отсекается личное окончание. В определенных глагольных клас-
сах основа настоящего времени представлена в двух вариантах:

простить -> прощу (основа наст. вр. -прощ-), простишь (основа наст. вр.
-прост'-). В формообразовании в таких случаях используется тот вари-
ант, который выделяется в форме 3 л. мн. ч.

Основы настоящего времени в отличие от основы инфинитива, ко-
торая регулярно оканчивается на гласный (обратите внимание на
структуру глагольных суффиксов), имеют в конце согласный. Исключе-
нием являются некоторые словоформы: дам, дашь, ем, ешь.


От основы настоящего времени образуются собственноличные фор-
мы изъявительного наклонения, форма повелительного наклонения
в единственном числе, действительные и страдательные причастия на-
стоящего времени, деепричастие НСВ.

Классы глаголов

Все глаголы в зависимости от соотношения основ настоящего
и прошедшего времени и флексии инфинитива делятся на классы. В од-
ном классе оказываются глаголы с одинаковыми основами и одинако-
вым формообразованием.

Описание классов в разных грамматиках и пособиях полностью не
совпадает. Наиболее полно они даны в Грамматическом словаре
А. А. Зализняка. В предложенном перечне использована (с некоторыми
добавлениями) классификация И. Г. Милославского.

Одни классы объединяют продуктивные глаголы. Они пополняют-
ся основами, образующимися живыми глагольными суффиксами. Про-
дуктивные глаголы распределяются между 1-м, 2-м, 3-м и 4-м классами.
Другие классы объединяют глаголы непродуктивные и могут быть
представлены закрытыми списками глагольных основ (нумерация клас-
сов условная).

В 1-й класс входят глаголы с инфинитивом на -ать1-ятъ и •еть, ос-
новы настоящего времени сохраняют гласный инфинитива и оканчива-
ются на -j-: читать, перечитать, перечитывать, прощать, доливать, хо-
зяйничать, охать, белеть, побелеть, стрелять.

Во 2-й класс входят глаголы с инфинитивом на -овать (-ировать,
-изироватъ, -фицировать) 1 -еватъ,
основы настоящего времени на -yj-
(•yul-юй): ковать, горевать, атаковать, беседовать, маршировать, экра-
низировать,

В 3-й класс входят глаголы СВ на -путь. В основах настоящего вре-
мени -у- отсекается. Формы прошедшего времени -ну- сохраняют: крик-
нуть, толкнуть, подтолкнуть, охнуть, пульнуть, гульнуть.

В 4-й класс входят глаголы в инфинитиве на -итъ. В основах на-
стоящего времени -и- не сохраняется, и в первом лице ед. ч. происходит
чередование согласных: б'/бл', пЧпл'. в7вл', ф'/фл'. мЧмл', д'1ж, т'/ч. з'/ж,
с'1ш: грабить, графить, просить, родить, строить, шевелить, нянчить,
сорить, стоить.

В 5-й класс входят глаголы в инфинитиве на -ать1-ятъ и -еть. В ос-
нове настоящего времени гласный не сохраняется. В первом лице ед. ч.
происходят чередования, отмеченные для глаголов 4-го класса: спать,
видеть, зависеть, ненавидеть, дрожать, слышать, гнать, стоять, боять-
ся, гореть, молчать.


В 6-й класс входят глаголы в инфинитиве на -ать1-ятъ. В основе
настоящего времени инфинитивный гласный не сохраняется. В одних
лексемах во всех лицах ед. и мн. числа происходит чередование задне-
небных и переднеязычных согласных с шипящими, ск/щ, губных соглас-
ных с губной + л': писать, сказать, плакать, прятать, искать, сыпать,
дремать.
В других словах наблюдается чередование гласных (также во
всех лицах): брать 1 беру, звать 1 зову, драть 1 деру. Наконец, у некото-
рых глаголов основа настоящего времени отличается от основы инфи-
нитива только отсутствием -а1-я-: ткать - тку, ждать - жду, лаять -
лаю, сеять - сею.

В 7-й класс входят глаголы в инфинитиве с окончанием -ти/-ть по-
сле конечного согласного основы, чаще -с-, иногда -з-: пасти, нести,
вести, расти, ползти, лезть, мести, грести.
Основа настоящего времени
совпадает с основой прошедшего времени, которая может совпадать
с основой инфинитива (нести, ползти, вести), но может и отличаться от
неё (вести, мести, грести).

В 8-й класс входят глаголы на -чь с нулевым окончанием. Истори-
чески -чь образовалось из сочетания конечного согласного основы -к-
или -г- с суффиксом инфинитива. В основе прошедшего времени восста-
навливается исходный согласный основы. Основа настоящего времени
совпадает с основой прошедшего времени. Во всех лицах, кроме 1 л. ед.
ч. и 3 л. мн. ч. задненебный чередуется с шипящим: печь, мочь. стеречь,
беречь.

В 9-й класс входят глаголы на -ереть, связанные с тремя лексемами:

тереть, мереть, переть. Основа прошедшего времени не совпадает с ос-
новой инфинитива. В основе настоящего времени отсекается конечное
•е- и наблюдается чередование е/в во всех лицах.

В 10-й класс входят глаголы на -оть в инфинитиве. В основе на-
стоящего времени нет -о-, твердый согласный чередуется с мягким во
всех лицах. В глаголе молоть чередуются гласные в корне: молоть 1 ме-
лю, мелешь, мелет.

В 11-й класс входят глаголы с корневым гласным перед окончанием
инфинитива, кроме слов типа жать: 1)бить, вить, лить, 2) крыть.
рыть,
3) гнить, 4) дуть. Основа настоящего времени во всех случаях за-
канчивается на -j: В глаголах первой группы -и- чередуется с нулевым
гласным во всех лицах изъявительного наклонения, а в повелительном
наклонении с -е-: пить 1 пью 1 пей. В глаголах второй группы гласный
инфинитива чередуется с -о- во всех лицах. В глаголах гнить и дуть
гласный инфинитива сохраняется.

12-й класс объединяет глаголы на -путь НСВ и образованные от
них перфективированные (т. е. СВ) глаголы. В основах настоящего вре-
мени -у- отсекается. Основы прошедшего времени не совпадают с осно-
вой инфинитива (суффикс -ну- отбрасывается): сохнуть -+ сох, вянуть


-> вял, мерзнуть -> мерз, глохнуть -> глох, высохнуть -> высох, промерз-
нуть —> промерз, заглохнуть —> заглох.

В 13-м классе представлены глаголы с суффиксом -ва- трех мотиви-
рующих основ: знава-тъ, става-тъ, дава-тъ. В основе настоящего време-
ни суффикса -ва- нет, основа оканчивается -]-: узнавать -> узнаю, пере-
ставать —> перестаю, отдавать —> отдаю.

В 14-й класс входят глаголы с корневым гласным -а-1-я- перед окон-
чанием инфинитива, восходящим к носовому. В основе настоящего вре-
мени наблюдается мена корневых морфов: жать 1 жну, жать 1 жму.
понять 1 пойму (соответствует исходному глаголу тяти), взять 1 возь-
му, начать 1 начну, мять 1 мну, распять 1 распну.

В 15-й класс входят глаголы с корневым гласным -а- и -е- перед
окончанием инфинитива. В основе настоящего времени корневой глас-
ный сохраняется, основа закрывается согласным -н-: стать -> стану,
одеть —> одену.

16-й класс объединяет глаголы жить, плыть, слыть и их приста-
вочные дериваты. В основе настоящего времени сохраняется гласный
инфинитива, основа закрывается согласным -в-: жить -> живу, слыть

-> слыву, плыть -> плыву.

В названные классы не входят следующие глаголы (эти глаголы на-
зываются изолированными):

1) образованные от не употребляющегося в литературном языке
шибитъ лексемы ушибить, зашибить и производный глагол ушибиться.
По инфинитиву они должны были бы относиться к 4-му классу, но
у них в 1 л. ед. ч. отсутствует чередование, и они изменяются по перво-
му спряжению;

2) реветь, который должен бы относиться к 5-му классу, но также
не имеет чередования в 1 л. ед. ч. и относится к первому спряжению;

3) чтить, у которого формы 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. образуются не по
4-му классу: чту - чтут (есть также форма чтят), а остальные формы
образуются по второму спряжению;

4) зыбить (ся), зиждиться, формы которых образуются по первому
спряжению (зыблется, зыблющийся, зиждется, зиждущийся);

5) бежать и хотеть, являющиеся разноспрягаемыми;

6) ехать и идти, у которых основы настоящего и прошедшего вре-
мени связаны супплетивными отношениями (еду - ехал, иду - шел - шед-
ший);

7) быть — имеет нулевую форму настоящего времени, будущее вре-
мя образуется от другого корня (вышедшие из употребления формы на-
стоящего времени тоже образовывались от другого корня. Сохранив-
шиеся в книжной речи формы есть и суть значение лица утратили пол-
ностью);


8) живописать — образует личные формы по 2-му классу
(живописую);

9) дать, есть — имеют нестандартные личные формы:

    единственное число   множественное число  
1л.   дам   ем   дадим   едим  
2л.   дашь   ешь   дадите   едите  
Зл.   даст   ест   дадут   едят  

 

10) стелить(ся) — по инфинитиву должен был бы относиться
к 4-му классу, но (по причине контаминации с глаголом стлать) обра-
зует личные формы по первому спряжению.

Некоторые глаголы принадлежат не к одному классу, при этом
один тип формообразования обычно бывает стилистически маркиро-
ванным, если словоизменение не становится средством разграничения
значений, например, колыхать (1-й и 6-й), мяукать (1-й) нмяучить
(4-й), полоскать (1-й и 6-й), мурлыкать (1-й и 6-й).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...