Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема личности в социальной психологии.




Социализация - процесс становления личности человека, кото­рый продолжается в течение всей жизни. Человек усваивает уста­новки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойствен­ные определенной культуре или социальной группе.

Социализация начинается с первых минут жизни человека. Вы­деляют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации: деятельность, общение, самосознание.

В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ре­бенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, мани­пулятор и др. ) и осмысливает их.

Общение в контексте социализации рассматривается также в смыс­ле его расширения и углубления. Расширение общения можно по­нимать как умножение контактов с другими людьми, углубление общения - как переход от монологического общения к диалоги­ческому. У человека формируется способность к децентрации - умение принять другую точку зрения.

В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.

Можно выделить 3 основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.

Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности (от рождения до поступления в школу, а также период обучения).

Трудовая стадия охватывает период зрелости, это время трудо­вой деятельности. Признание стадии трудовой социализации уже не вызывает дискуссий, но послетрудовая стадия достаточно нова для социальной психологии и не только для нее. С одной стороны, само понятие социализации бессмысленно для пожилого и стар­ческого возраста, в котором все социальные функции свертывают­ся. С другой стороны, существуют многочисленные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, которые вносят существенный вклад в воспроизводство социаль­ного опыта. Ставится лишь вопрос об изменении типа активности личности в этот период.

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.

На дотрудовой стадии это в первую очередь семья и детские до­ школьные учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысливают первые нормы и ценности. В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии яв­ляется трудовой коллектив.

Таким же спорным, как вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах, который также требует исследования.

В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции.

Я-концепция - это сово­купность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называ­ют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отно­шением к себе или к отдельным своим качествам, называют само­ оценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

На формирование Я-концепции влияют:

• восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т. д. );

• самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);

• внешние данные, ощущение силы и здоровья;

• социальные ценности, ожидания, идеалы;

• опыт социального поведения.

Значение Я-концепции в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности.

Р. Бернс приводит случай из собственной практики: " Мне дове­лось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизован­ного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выясни­ лось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она " Не обладает большим умом". Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько меся­цев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель ин­теллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в соб­ственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следователь­но, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нару­шено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощу­щения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя ин­теллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возмож­ностью - не изменила своего представления о себе".

Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Например, санитарка Марья Адоль­фовна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсес­тра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; медсестра Бэла увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; медсестра Вера решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; медсестра Галина не заметила бы никакой санитар­ки вообще и т. д.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она опре­деляет ожидания индивида, т. е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию централь­ной. Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: " Я знаю, что никогда не смогу делать внутривен­ные... " или " Я знаю, что плохо сдам тесты". Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытав­шие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие вза­имодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмо­циональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких от­ ношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм " саморегулирующегося пророчества"

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпо­сылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Половая идентичность, возможно, образует самую важную часть Я-концепции. Она устанавливается в раннем детстве - в основ­ ном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу по­ ведение к 5 годам. Однако процесс половой идентификации продолжается еще долгие годы.

Некоторые полагают, что женщины и мужчины резко различаются по способностям, чертам личности, поведению прежде всего в силу генетической программы. Другие считают, что различия имеют внешние причины, прежде всего это разное отношение общества к женщинам и мужчинам. Исследования показывают, что различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма не­ значительными. В среднем мужчины обнаруживают незначительное превосходство по уровню общей активности, агрессивности и ма­тематических способностей, а женщины имеют некоторое преиму­щество лишь в сфере проявления эмпатии. Однако, несмотря на это, существует некоторое неравенство половых ролей.

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин " аmтитюд", которое либо перево­дится на русский язык как " социальная установка", либо использу­ется как калька с английского (без перевода). Установка - опреде­ленный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

Из определения следует, что установка имеет 3 составляющие:

аффективную, поведенческую и когнитивную.

Убеждения отражают основные ценности человека, т. е. демонст­рируют окружающим, что для человека желанно, а что - нет. Для одной самое важное - муж и дети, для другого - деньги и карьера, для третьего - здоровье и долголетие.

В установке также присутствует эмоциональное отношение. Это положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению.

Например, если я знаю, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и мне не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то я, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенчес­кая составляющая).

Структура социальной установки позволяет выделить две ее важ­ные разновидности - стереотипы и предрассудки (предубеждения). От установки они отличаются прежде всего содержанием когни­тивной составляющей.

Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным содержанием. Это чрезмерно обобщен­ное представление чего-то или кого-то. Когда говорят о стереотип­ ном мышлении, то имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономи­ческого мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление или объект изменился, стереотип становится тормозом.

Предрассудок - это социальная установка с извращенным со­ держанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

Всем людям свойственны те или иные предрассудки. Большин­ство из нас склонны отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии, населенного пункта и т. д. Чаще всего от предрассудков страдают представители черной расы, религиозные и сексуальные меньшинства, наркоманы и ВИЧ-ин­фицированные. Предвзятое отношение к женщинам называется сексизм, к людям пожилого и старческого возраста - эйджизм, к " НИЗШИМ" расам - расизм.

Основная причина формирования предрассудков кроется в не­ развитости когнитивной сферы. В связи с этим чаще всего пред­ рассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное от­ ношение к какому-либо явлению или социальному объекту.

Повлиять на формирование или закрепление предрассудка мо­жет и собственный опыт, эмоционально пережитый, но недостаточно критически осмысленный. Например, если во время вашей практики в ЛПУ 60-летняя пациентка отказалась вам " давать свою вену", как она выразилась, " для опытов", да еще и накричала на вас почему-то, а затем уже во время работы пару раз у вас, с вашей точки зрения, не очень хорошо получались внутривенные инъек­ции женщинам примерно этого возраста, то у вас может в дальнейшем сформироваться негативное отношение ко всем женщинам этого возраста.

Предрассудки очень живучи, потому что, во-первых, существует много источников их формирования, во-вторых, они позволяют человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию, дают пра­во на превосходство над другим человеком. Объект предрассудка становится своего рода козлом отпущения, ему приписывается вина за экономические, социальные и даже личностные проблемы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...