Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы социального консультирования




Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации

И десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками

Преодоление дезадаптации представляет собой реадаптацию. Тер-

мин ォреадаптацияサ (от лат. re... — приставка, обозначающая возобнов-

ление или повторность действия; противоположное действие или про-

тиводействие и adaptatio — приспособление, прилаживание) означает

восстановление адаптационных возможностей человека под воздейст-

вием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направленной

самоактивности. Реадаптация человека рассматривается как процесс,

проявление и результат.

Следует выделять выражение — ォреабилитационная деятель-

ностьサ. Это комплекс мер, направленный на стимулирование при-

способления человека (группы) на том или ином уровне к опреде-

ленным условиям внешней среды, восстановление его (ее)

адаптационных возможностей. По мнению многих ученых, реабили-

тация является этапом, на котором преобладают психосоциальные

методы воздействия, стимуляция социальной активности человека

(трудовая терапия, профессиональное обучение или переобучение),

специальная педагогическая, психотерапевтическая работа с клиен-

том и его родственниками. Реадаитированный — человек, преодо-

левший дезадаптацию.

По отношению к группе наблюдается такое явление, которое

можно назвать ォкоадаптацияサ (от лат. со... — приставка — вместе и

adaptare — приспособлять) — общее и взаимное приспособление к из-

менившимся жизненным условиям.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому че-

ловеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях, помо-

гая ему усваивать или утрачивать определенные социальные нормы и

правила, приобретать или терять социальный опыт. В зависимости от

того, какой социальный опыт теряется, дезадаптация и реадаптация

носят позитивный или негативный характер. Данный факт должны

учитывать и педагогически целесообразно использовать в своей про-

фессиональной деятельности воспитатели.

Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать

для них иную среду жизнедеятельности. В этой среде каждый ребенок

94 Раздел II. Социальное формирование личности

проявляет себя в соответствии с новыми условиями, выполняет дру-

гие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные

изменения. По своей сущности иная обстановка способствует дезадап-

тации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отно-

шений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитив-

ного.

В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию

специально создают для организации перевоспитательной работы с

детьми и подростками. Однако сама среда не воспитывает, необхо-

димо превратить ее в воспитательную среду. Это имеет место только

тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным

участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с за-

мыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том,

чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процес-

са, выполняющим (в основном) все требования

 

 

 

Этапы социального консультирования

 

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений. Этот процесс имеет ряд этапов, которые следуют друг за другом по времени и логике вещей: подготовка к консультированию, диагностика, разработка предложений, внедрение предложений.

 

1. Подготовка к консультированию начинается на первой встрече консультанта и клиента. В течение короткой встречи происходит обсуждение того, что клиент хотел бы узнать, изменить и как консультант может помочь ему; прояснение ролей консультанта и клиента; предварительный анализ проблемы. Это этап подготовки и планирования. В нем закладываются основы всего, что будет потом, так как на следующие этапы будет влиять качество проведенной теоретической работы, характер взаимоотношений, которые стороны смогли установить друг с другом в самом начале. Слушая и задавая вопросы, консультант должен вести беседу так, чтобы получить представление о причинах, которые заставили обратиться клиента за консультацией.

 

2. Вторая фаза представляет собой диагноз решаемой проблемы, основанный на изучении и анализе фактов. Определяются проблемы, устанавливается время исследования и широта охвата объекта. Все это представляет собой предварительную общую диагностику, в которой определяется схема выявленных проблем.

 

3. После проведения предварительной диагностики осуществляется разработка предложений:

 

а) выбор методов работы консультантов. Он зависит от специальности, квалификации и личности консультанта, от личных и других характеристик клиента;

 

б) подготовка поля деятельности – знакомство с организацией, установление проблем, обсуждение условий работы (похоже на процедуру предварительной диагностики);

 

в) сбор данных (фактов).

 

Для сбора информации используются интервью, анкетирование, тестирование.

 

Принципы социального консультирования

 

В социальном консультировании выделяют ряд принципов, которых придерживается консультант в работе с клиентом.

 

1. Принцип профессионализма и компетентности.

 

2. Принцип доверительности.

 

3. Принцип конфиденциальности.

 

4. Принцип результативности.

 

Консультант – это профессионал, обладающий определенным объемом знаний, навыков и умений, которые он приобрел с помощью системы профессионального обучения и тренировки, практической работы. И эти знания и опыт он предоставляет в распоряжение клиентов.

 

Компетентность консультанта – это основа его профессионального подхода к решению проблемы. Он должен обладать теми знаниями и умением, которые необходимы данному клиенту.

 

.Принцип доверительности в консультировании является наиболее важными между консультантом и клиентом. Консультант сам может обратиться за советом к клиенту, доверяет ему и полагается на него. Необходимо делиться своими чувствами и открыто признавать свои ошибки, недостатки, нехватку знаний. Целью всего этого является создание атмосферы сотрудничества и взаимной ответственности для достижения общей цели.

 

Принцип конфиденциальности.

Работа с клиентом предполагает, что консультант обладает определенной информацией, касающейся деятельности и проблем клиента. Без разрешения клиента консультант не вправе распространять имеющуюся у него информацию в каком бы то ни было виде (статья, доклад, реплика и т.д.).

 

IПринцип результативности.

 

Особенно трудно решить вопрос об эффективности конечных результатов консультирования. Между выполнением консультантом своих обязанностей и результатами его работы существует определенная взаимосвязь, но предъявлять какие-то претензии к консультанту трудно, так как он выступает лишь в роли советчика. Нельзя ожидать и тем более требовать от консультирования, чтобы результаты были точно такими же, как у других клиентов. Но если консультант обещал больше, чем клиент получил, то консультант несет за это ответственность как за невыполненную работу.

 

 

(выделение системной единицы анализа, будь то индивид, семья как целое или индивидуальный жизненный путь как целое).

 

5. Принцип уважения личности клиента (отказ установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на принятие, понимание клиента).

 

6. Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различие дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.).

 

Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду, предлагать четкие и объективные рекомендации клиенту, не задумываясь о том, как это повлияет на его собственные интересы.

 

 

Понятия ォкультураサ, ォпедагогическая культураサ,

ォсоциально-педагогическая культураサ

Культура человека — это усвоенный и повседневно проявляемый

им, сложившийся и признаваемый в данной социальной среде (среде

жизнедеятельности) опыт поведения, отношений, общения.

Профессиональная культура — это часть общей культуры, пред-

ставляющая усвоенный и повседневно проявляемый специалистом

уровень искусства профессиональной деятельности, отражающей

достижения научной мысли и практического опыта в интересах нрав-

ственного здоровья общества, среды, социального прогресса. Она ха-

рактеризуется не только нравственностью личности, но и ее эмоцио-

нальным проявлением.

Нередко профессиональную культуру человека необоснованно

отождествляют с его профессиональным мастерством. Такой подход

обусловлен тем, что в профессиональном мастерстве специалиста

проявляется искусство его профессиональной деятельности и умение

добиваться результата.

248 Раздел IV. Среда и формирование личности

Между профессиональной культурой и профессиональным мас-

терством разница примерно такая же, как между специалистом и ро-

ботом, выполняющим ту же работу. Неслучайно всегда стараются как-

то ォокультуритьサ технику, сделать ее наиболее привлекательной,

удобной к взаимодействию, к общению с ней. Человек относится к

технике с большим уважением, когда он ее ォчувствуетサ. Другими сло-

вами, ему хочется наделить технику теми качествами, которые харак-

терны для него самого.

Человека характеризует общая культура, составной частью кото-

рой является его педагогическая культура.

Под педагогической культурой понимается усвоенный и повсе-

дневно проявляемый человеком уровень искусства педагога (педаго-

гической деятельности) по отношению к себе, другим людям, детям.

Учитывая, что сфера проявления педагогических качеств человека в

среде жизнедеятельности более широкая, следует выделять социаль-

но-педагогическую культуру. Она представляет собой усвоенный и по-

вседневно проявляемый человеком социальный опыт педагогической

деятельности в соответствии с возрастом и сферой жизнедеятель-

ности.

Работник социальной сферы должен владеть профессиональной

культурой. Учитывая то, что эта профессиональная деятельность не-

посредственно связана с людьми, следует выделять педагогическую

культуру специалиста социальной сферы. Она характеризуется уров-

нем усвоения специалистом педагогического опыта и его проявления

в процессе профессиональной практики. Для специалиста социальной

сферы педагогическая культура имеет особое значение, так он работа-

ет с людьми, имеющими особые нужды, социальные проблемы. Эта

категория людей особенно нуждается в человеческом участии и непо-

средственной помощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...