Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ




Итак, мы говорили о роли, которую играет в жизни об­щества общественное мнение. Теперь необходимо система­тизировать наши представления о функциональном назна­чении этого института.

Иногда исследователи, анализируя функции обществен­ного мнения, различают их по «сферам приложения», то есть по тем областям социальной жизни, в которых общест­венное мнение действует. Тогда говорят об особой роли об­щественного мнения в области внешней политики (например, в рамках движения сторонников мира, выступлений общественности против тех или иных акций международной реакции, мощных кампаний в защиту демократов и т. д. и т. п.); об особой роли общественного мнения в области эко­номики, производства (примерами тут обычно являются об­суждения трудящимися проектов государственных законов, деятельность постоянных производственных совещаний на предприятиях, «стихийные» дискуссии в печати и т. д.); об особой его роли в той или иной сфере общественного созна­ния (а в главе 1-й мы отмечали, что общественное мнение действует практически в рамках всех форм общественного сознания — в науке и морали, искусстве и праве) и т. д.

Однако такой подход кажется неправильным по суще­ству и крайне малопродуктивным с точки зрения практиче­ского овладения феноменом общественного мнения. Конечно, существует известная специфика в том, как общественное мнение действует, скажем, в сфере нравственности и в сфере производства. Однако вместе с тем в обеих этих сферах об­щественное мнение принципиально может выполнять и одни и те же функции, играть одну и ту же роль (к примеру, ре­гулятора общественных отношений). Значит, действитель­ные границы рассматриваемой классификации лежат в иной плоскости, не совпадающей с границами тех или иных об­ластей общественной жизни.

Как кажется, применительно к функциональным харак­теристикам общественного мнения необходимо говорить о нескольких fund amentum divisionis и различать эти функции в зависимости от: 1) характера взаимодействия мнения и тех или иных социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь, характера влияния, воздействия первого на вторых; 2) содержания высказываемого мнения и 3) его формы.

Ниже мы еще будем иметь возможность подробно гово­рить о различных сторонах функционирования обществен­ного мнения. Сейчас же дадим лишь самую общую характе­ристику его функций.

Воздействие мнения на социальные институты
Если иметь в виду первое основание деления, то тут можно вести речь о таких функциях общественного мнения:

а) экспрессивной (в более узком смыс­ле — контрольной),

б) консультативной и

в) директивной.

а) Экспрессивная функция. Первая из них является, пожалуй, самой широкой по своему значению. Смысл ее состоит в том, что общественное мнение, незави­симо от того, в каких условиях ему приходится действовать, всегда занимает определенную позицию по отношению к тем или иным фактам и событиям жизни общества и, в ча­стности, по отношению к действиям государства в лице его различных институтов. Эта специфическая особенность при­дает общественному мнению характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей дея­тельность этих институтов; напротив, последние, независимо от меры реальной власти, которой они располагают, самим объективным содержанием деятельности общественного мне­ния ставятся в положение контролируемых.

Это положение контролера, хотя бы потенциального (а правительства и политики очень часто действуют с оглядкой на общественность), общественное мнение сохраняет за со­бой всегда — и в тех случаях, когда вроде бы отсутствует необходимый объективный механизм, обеспечивающий эф­фект подобной экспрессии (такова, в сущности, вся практика деятельности мирового общественного мнения, которое не располагает никакой иной властью, кроме моральной, но ока­зывается все же нередко весьма эффективным по своим результатам), и тогда, когда общественность поставлена в крайне неблагоприятные политические условия.

Наибольшего развития эта экспрессивно-контрольная функция общественного мнения достигает тогда, когда она обеспечивается разнообразными формами контроля и уча­стия трудящихся в управлении социальными процессами. Поэтому применительно к социалистическому обществу об этой функции общественности можно говорить уже не только в широком, но и в узком смысле слова — в смысле наличия организованного контроля масс за деятельностью разного рода социальных институтов.

б) Консультативная функция. Еще более спе­цифической для социализма является консультативная функ­ция общественного мнения. Ее смысл заключается в том, что общественное мнение дает совет относительно способов раз­решения тех или иных социальных (политических, эконо­мических и др.) проблем; причем, поскольку такой совет дается институтам власти, предполагается, что последние нуждаются в совете или хотя бы заинтересованы в его полу­чении.

На первый взгляд может показаться, что в смысле фак­тического воздействия на политику общественность в роли консультанта добивается гораздо меньших результатов, не­жели когда она выступает в роли контролера: ведь там речь шла о довольно активном давлении на институт власти, в то время как тут налицо лишь совет, не сопровождаемый сколько-нибудь жесткими, а тем более категорическими тре­бованиями. Однако в действительности имеет место обрат­ное отношение. Высказываемое в форме пожелания, а не требования, мнение-совет, как правило, оказывается очень результативным по своим последствиям, и секрет его ус­пеха в том, что интерес к высказыванию здесь часто исхо­дит уже не только от самой общественности, но и от «дру­гой стороны», которая не просто выслушивает помимо нее складывающееся мнение, но сама задает общественности во­просы, и задает с одной целью — использовать (так или иначе) полученные ответы в своей практической деятельно­сти.

Функцию консультанта общественное мнение осуществляет и в условиях современного капиталистического обще­ства. Однако, как правило, здесь эта его роль весьма эпизо­дична и касается лишь некоторых, второстепенных сцен социальной жизни, например, связанных с решением коммер­ческих вопросов, вопросов бытового обслуживания населе­ния и т. п. К тому же эта функция довольно часто претерпевает здесь своеобразную метаморфозу, выступая в совершенно извращенной форме: «руководящая группа» сплошь и рядом взывает к духу общественности не для того, чтобы проводить политику, соответствующую мнению масс, а для того, чтобы корректировать свое искусство управления мас­сами. В подобных случаях практические результаты оказываются весьма отличными и даже подчас прямо противопо­ложными по своему содержанию тем пожеланиям и советам, которые были высказаны общественностью. Понятно по­тому, что говорить об эффективности общественного мне­ния, о его влиянии на поведение «руководящей группы» тут можно лишь в довольно условном или ироническом смысле слова.

В иных условиях осуществляется консультативная функция общественного мнения при социализме. Здесь воз­никает и развивается большое число политических и орга­низационных форм, стимулирующих консультативную дея­тельность общественного мнения, создающих соответствующую обстановку для такой деятельности и обеспечивающих ее эффективность.

в) Директивная функция. То же нужно сказать и о директивной функции общественного мнения, смысл кото­рой заключается в том, что общественность выносит реше­ние по тем или иным проблемам бытия, имеющее строго императивный характер. В определенных, очень узких, гра­ницах и масштабах эта функция осуществляется уже в капи­талистическом обществе, например в референдумах, на вы­борах и т. д., при условии, что проведение этих мероприятий не сопровождается такими отклонениями от нормы (напри­мер, лишение права на высказывание мнения широких слоев населения, фальсификация результатов голосования и пр.), которые приводят к подмене народного общественного мне­ния мнением лишь некоторых секторов населения страны. В своем же развитом виде эта функция начинает осуществ­ляться только при социализме.

Здесь происходит прежде всего расширение границ той сферы, где общественность может выступать в роли «дикта­тора». Как и в случае с консультативной функцией, дирек­тивные высказывания общественности касаются теперь практически большинства областей социальной жизни — политики и (что особенно важно) экономики, культуры и правопорядка. Но дело не только в этом. В условиях со­циализма происходит принципиальное повышение удельного веса рассматриваемой функции в системе всей деятельности общественности: в общей массе высказываний народного мнения императивные высказывания начинают занимать все большее место. И эта тенденция кажется решающей в свете процесса перехода общества к коммунизму с его систе­мой общественного самоуправления.

«...Демократический принцип организации...— писал В. И. Ленин,— это значит, что каждый представитель массы, каждый гражданин должен быть поставлен в такие усло­вия, чтобы он мог участвовать и в обсуждении законов го­сударства, и в выборе своих представителей, и в проведе­нии государственных законов в жизнь» [80].

Содержание высказываний
В зависимости от содержания суждений в деятельности общественного мнения могут быть выделены такие функции:

а) оценочная,

б) аналитическая,

в) конструктивная и

г) регулятивная.

а) Оценочная функция. Первая из них — функция выражения отношения к тем или иным проблемам или фак­там действительности — является и наиболее распростра­ненной. Ее выполняют высказывания, как правило, наиме­нее содержательные из всех, что исходят от общественности. Очень часто за ними не стоит ничего, кроме чисто эмоцио­нального, основанного на случайных, внешних моментах и не подкрепленного никакими рассуждениями отношения че­ловека к оцениваемым фактам. Но и в тех случаях, когда вынесение той или иной оценки предполагает большое число содержательных суждений и когда за простым отрицанием или утверждением скрывается сложный анализ явлений действительности,— и тогда все это содержание и весь этот анализ, как правило, целиком утопают в конечном резуль­тате. Последний в случае оценочной деятельности общест­венного мнения представляет собой чаще всего однообраз­ные вариации одобрения или осуждения, похвалы или него­дования, выраженных в таких тощих формулах, как «да», «нет», «скорее да, чем нет» и пр.

Одновременно оценочная функция является и наибо­лее широкой из всех в содержательном отношении. Прак­тически она присутствует во всех без исключения высказы­ваниях общественности, в том числе в весьма далеких по видимости от каких-либо оценок. Это связано с тем, что отно­шение людей к действительности может быть выражено не только и виде прямой оценки, но и косвенным образом. Так, например, и наших I и II опросах не были зафиксированы прямые оценки деятельности правительства в области внеш­ней и внутренней политики. Однако мы получили ясное представление об отношении людей к этой деятельности с помощью вопросов: «Что должно быть сделано прежде всего для укрепления мира?», «Что бы Вы могли предложить для быстрейшего решения проблем материального благосостоя­ния?» и др.

Оценочная функция, рассматриваемая в ее непосредст­венном виде (прямая оценка), является превалирующей в деятельности общественного мнения всех досоциалистиче­ских обществ. Это легко понять, если учесть, что осущест­вление этой функции не требует сколько-нибудь руководя­щего положения народных масс в системе социальной жиз­ни, что эта функция вполне совместима с экспрессивно-контрольной ролью общественности и т. д. Вполне понятно и то, что в буржуазной литературе речь идет прежде всего, а иногда и исключительно, об этой оценочной деятельности общественного мнения.

Сила традиции оказывается, однако, столь большой, что всецело к этой стороне дела иногда сводят деятельность об­щественного мнения и иные советские исследователи [81]. Ме­жду тем подобное определение неверно уже в применении к условиям капитализма. И тем более, если речь заходит о со­циалистическом обществе, где общественное мнение харак­теризуется широким развитием функций и форм. Здесь то, что в предшествующих обществах выступало в качестве все­общего и господствующего, становится частным и подчинен­ным, то, что проявлялось прежде лишь спорадически, под влиянием исключительных условий, становится закономер­ным и постоянным.

В частности, это относится и к функциям общественного мнения, выделяемым по признаку содержания. Конечно же, социалистическая общественность сохраняет за собой функ­цию оценки и выполняет ее весьма часто. Однако суждений типа «за» и «против», вполне пригодных для исполнения роли контролера, оказывается совсем не достаточно, когда речь заходит, скажем, о роли консультанта или «диктатора». Правда, и в этих случаях общественное мнение нередко об­ходится с помощью оценочных суждений, например когда вся консультация заключается в том, чтобы принять или отвергнуть что-либо, а императивная деятельность сводится к выдаче вотума доверия. Но если общественность дает со­вет по таким, например, вопросам: «Что должно быть сде­лано прежде всего для укрепления мира?», «Чем объясняют­ся случаи распада молодых семей?» — и т. д. или если она выносит решение, связанное, к примеру, с распределением жилплощади или, тем более, с выработкой содержания но­вого закона, то совершенно ясно, что тут она уже не может обойтись простым «да» или «нет». Тут она начинает высту­пать совсем в иных ролях.

б), в) Аналитическая и конструктивная функции. Одна из них — роль субъекта, анализирующего отношения и факты действительности, другая — роль субъ­екта, программирующего социальные отношения и процессы.

Эти аналитическая и конструктивная функции общест­венного мнения тесно связаны между собой: вынесение со­держательного предложения-решения необходимо требует предварительного изучения рассматриваемого вопроса; с другой стороны, анализ вопроса по существу нередко завер­шается вынесением конструктивных предложений.

У этих функций также много общих черт. Прежде всего, это сам характер мыслительной деятельности, осуществляе­мой общественностью. В отличие от вынесения мнения - оценки, для которого, как правило, бывает достаточно зна­ний, сложившихся исключительно на уровне обыденного со­знания (например, почерпнутых из молвы), а нередко и чи­сто эмоционального отношения человека к данной проблеме, осуществление содержательного анализа или вынесение со­держательного решения предполагает уже наличие в боль­шей или меньшей степени элементов теоретического мыш­ления. Теперь вынесение суждения по тому или иному вопросу — уже не акт воли («хочется — не хочется»), а акт более или менее творческого знания, включающего опреде­ленное понимание (разумеется, оно может быть более или менее глубоким) реальных отношений и определенную си­стему аргументов (также более или менее четкую), обосно­вывающих ту или иную позицию.

Вместе с тем аналитическая и конструктивная функции и не совпадают друг с другом по своему содержанию. Конст­руктивное мнение, выносимое общественностью в отноше­нии решения того или иного вопроса, является значительно более сложным по своей структуре, поскольку оно заклю­чает в себе определенную аналитическую деятельность и сверх того выражает в обобщенном, более или менее проана­лизированном виде непосредственный опыт масс.

г) Регулятивная функция. Наконец, среди функ­ций общественного мнения, связанных с содержанием его деятельности, следует выделить и так называемую регуля­тивную функцию. Ее смысл состоит в том, что общественное

 

мнение вырабатывает (или ассимилирует, заимствуя со сто­роны — из сферы науки, идеологии, религии и т. д.) и насаж­дает определенные нормы общественных отношений. Как таковая, эта функция может затрагивать и деятельность це­лых коллективов — государственных институтов и общест­венных организаций, но главное ее направление — регули­рование поведения отдельных лиц, как в плане взаимоотно­шений между личностью и коллективом, так и в плане взаимоотношений между личностями.

В узком смысле слова это функция воспитания. Причем в отличие от рассмотренных выше функций, которые в той или иной мере также с необходимостью заключают в себе момент морального воздействия на людей и организации, ре­гулятивная функция является воспитательной par excel­lence. В ней больше нет никакого иного содержания. Она осу­ществляется и тогда, когда общественное мнение молчит, когда оно ничего не оценивает, не анализирует и не предла­гает. В известном отношении это определенный свод приня­тых обществом (или данной общественной группой) правил и законов, очень часто неписаных, которые как бы висят в воз­духе, определяя поведение индивидуума. Общественность обращается к этому своду лишь с целью внедрения его в со­знание людей, причем делает она это и в виде «профилакти­ки»— поучений, пропаганды образцов и т. д., и — особенно эффективно — в виде осуждения и наказания, подвержения моральному остракизму лиц, которые нарушили этот кодекс. Что же касается формы практического осуществления этой функции, то это может быть и экспрессия, и консультация, и диктат.

Регулятивная функция общественного мнения является одной из самых древнейших. Во всех досоциалистических обществах, в рамках общества в целом и, особенно, в рам­ках отдельных социальных групп, общественное мнение, не­зависимо от формы его существования и выражения — будь то мнение рабочего коллектива с его специфическим пред­ставлением о том, «что такое хорошо и что такое плохо», или народный обычай, уходящий корнями в седую древность и приобретший поэтому характер незыблемой нормы поведе­ния, или просто ходячее представление,— играет самую серьезную роль в качестве источника и регулятора челове­ческих поступков.

Вместе с тем в условиях социализма эта функция ха­рактеризуется некоторыми новыми моментами.

Прежде всего, здесь вместо множества частных «систем ценностей», отражающих дискретную структуру антагони­стического общества, вырабатывается единая система мо­рали, которая составляет основу имеющего тенденцию к единству общественного мнения, складывающегося по тем или иным проблемам нравственности. Иными словами, раньше общественное мнение по вопросам морали, как пра­вило, функционировало в границах той или иной группы, в рамках того или иного социального круга, к которому при­надлежал человек; причем поскольку эти группы и круги имели зачастую характер цеховой корпорации, постольку общественное мнение целиком замыкалось в их пределах, не распространялось на членов других групп, считалось не обязательным для них. Теперь же, по мере устранения социальных и кастовых перегородок между людьми, выраба­тываются единые взгляды, и уже в силу одного только этого обстоятельства общественное мнение приобретает несравнен­но больший вес. Его суждения становятся всеобщими, обяза­тельными для всех без исключения членов общества.

Огромное значение имеет и то, что с социализмом во­обще происходит принципиальное усиление элементов кол­лективизма во всех аспектах жизни индивида, разрушение прежнего замкнутого характера так называемой «частной жизни». Человек начинает становиться в полном смысле слова коллективным существом, и естественно, что мнение коллектива, в котором он живет и трудится, приобретает для него решающее значение.

Наконец, третьим дополнительным моментом является то, что при социализме значительно расширяется сфера нравственной жизни и, следовательно, границы той области, где общественное мнение выступает в качестве воспитателя и регулятора человеческих отношений. В эту область начи­нает входить, в частности, сфера труда. Как указывал В. И. Ленин, в капиталистическом обществе было «неизбеж­но создание такой психологии, что общественное мнение трудящихся не только не преследовало плохую работу или отлынивание от работы, а, напротив, видело в этом неиз­бежный и законный протест или способ сопротивления непомерным требованиям эксплуататора» [82]. Напротив, при социализме все эти вопросы, касающиеся качества труда, трудовой дисциплины, отношения человека к делу и др., становятся предметом постоянной заботы общественности.

Форма высказываний
Наконец, в зависимости от формы высказывания общественное мнение может выступать в двух функциях:

а) позитивной и

б) негативной.

а), б) Позитивная и негативная функции. В первом случае общественное мнение играет роль субъ­екта, так или иначе программирующего социальные процес­сы, во втором — роль субъекта, выступающего с негативным заявлением и не предлагающего взамен никакой своей про­граммы.

Отчетливее всего разницу между этими функциями мо­жно видеть на примере консультативной или директивной деятельности общественного мнения. Но это относится и к деятельности общественного мнения вообще. Выражая свое отношение к чему-либо, подавая совет или вынося катего­рическое решение, оценивая, анализируя что-либо или регу­лируя отношения между людьми, общественное мнение в конечном счете всегда прибегает к двум формам своего вы­ражения: к поощрению, поддержке, утверждению или к осу­ждению, отказу в поддержке, отрицанию. Например, имея в виду воспитательную роль общественного мнения, В. И. Ленин подчеркивал, что оно может, с одной стороны, популяризировать и рекламировать лучший опыт, воспиты­вать массы «на живых, конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» [83], а с другой — выносить «на общий суд неаккуратных, отсталых, неумелых работников данного предприятия, или учреждения, или отрасли хозяйства и т. п.» [84]





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.