Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение




 

Проведенное исследование проблемы беспризорности позволило  сформулировать ряд ключевых выводов и предложений. Так, материал первой главы позволил сделать заключение о том, что основы изучения беспризорности несовершеннолетних заложены в ряде концептуальных социологических концепций, с точки зрения которых беспризорность несовершеннолетних следует рассматривать как результат глобальных изменений общественной жизни, следствие бездуховности общества, ослабления социальных связей; затрудненного процесса включения в систему социетальной общности, социальной стратификации и неравного доступа к материальным благам, влиянием субкультур. Вместе с тем, беспризорность несовершеннолетних может быть рассмотрена как результат деформации процесса социализации ребят, нарушений в усвоении ценностей, норм и установок общества, беспризорность несовершеннолетних может быть формой девиантного поведения, а также быть следствием насилия в семье.

2. Беспризорность несовершеннолетних в современной России обусловливается не только резким воздействием целого ряда социально-экономических факторов, но и влиянием социально-психологических причин, важнейшей из которых выступает семейная нестабильность. Что, в свою очередь, позволяет сделать предположение о том, что и после преодоления социально-экономического кризиса проблема беспризорности несовершеннолетних будет актуальна для России, а успешность решения вопроса будет зависеть от эффективности деятельности социальных служб. В этой связи предлагается обратиться к теоретическим подходам реформирования системы социальной защиты детства (концепции социальной реформы, социальной мобилизации, социального научения, политического анализа, экологической теории), основные положения которых применимы к профилактике беспризорности несовершеннолетних не только в условиях современного российского кризиса, но и после его преодоления.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

В современной России существенными признаками стали значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением её нравственных устоев и, как следствие, - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, безнадзорность огромного количества детей и подростков во всех регионах страны.

Ежегодно на 30-40 тысяч человек увеличивается общее число детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них относится к социальным сиротам. В последние годы государство принимает усиленные меры, направленные на изменение возникшей ситуации. Интенсивное развитие в России системы социальной работы способствует усилению социально-педагогической поддержки детей и подростков.

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания населения. Важное место в этой системе отводится специализированным центрам, осуществляющим социальную работу с детьми и подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации.

3. К основным условиям развития и совершенствования системы профилактики беспризорности несовершеннолетних относятся: 1) изменение отношения общества к беспризорным детям; 2) целенаправленное оказание социальной помощи семье; 3) проведение профилактической работы с детьми по месту их постоянного проживания; 4) активное участие средств массовой информации в профилактике беспризорности несовершеннолетних; 5) внедрение системы индивидуально патронажа детей, ограничение их межведомственных и внутриведомственных перемещений.

Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Жизнь ребенка в асоциальной среде оборачивается тяжелейшими последствиями для его психического и физического развития.

Возрастающее число детей, которым государственно-общественные структуры не оказали достаточной помощи в их жизнеустройстве, обусловило необходимость переосмысления и реформирования политики в области детства и проведения срочных социальных мероприятий. В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних. В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Поэтому потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов. Значительная роль в процессе реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях реабилитационного центра отводится деятельности социального педагога с семьёй.

К сожалению, слабое знание родителями основ педагогики, их беспомощность как воспитателей, а, зачастую, и асоциальный образ жизни, мешают социальному воспитанию и адаптации несовершеннолетних. Поэтому в настоящий момент необходимо взаимодействие семьи и различных социальных институтов, повышение ответственности родителей за воспитание детей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...