Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционные основы местного самоуправления




 

Местное самоуправление – новый институт конституционного права, давший начало отрасли муниципального права. Задача изучения данной темы состоит в ознакомлении с понятием и конституционными основами, а также предпосылками становления института местного самоуправления в Российской Федерации.

Вся система данной отрасли базируется на теоретическом положении о трех уровнях публичной власти государства, когда местное самоуправление рассматривается как способ организации публичной власти определенного территориального коллектива. Муниципальные отношения встроены во многие общеизвестные отраслевые связи - избирательные, референдумные, налоговые, бюджетные и иные.

При подготовке к занятию необходимо ознакомиться с источниками закрепления и регулирования отношений в сфере местного самоуправления. Прежде всего, нужно отметить, что правовая основа местного самоуправления базируется на главе 8 Конституции России, а также нормах ратифицированной в 1998 году Европейской хартии местного самоуправления 1985 года. Кроме того, основы отраслевого регулирования содержатся в федеральном законе от 6 октября 2003 года «Об общих принципах осуществления местного самоуправления в Российской Федерации».

Институт местного самоуправления имеет комплексную природу. Местное самоуправление – это форма осуществления народовластия, право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (населения муниципального образования), осуществляемая непосредственно или через органы местного самоуправления, по решению данных вопросов. Необходимо уметь дать понятие муниципального образования, рассмотреть виды муниципальных образований, обращая внимание на то, что Конституция РФ позволяет осуществлять местное самоуправление в городских, сельских поселениях, а также на иных территориях.

К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Вопросы местного значения определяются исходя из вида муниципального образования.

Организационная структура местного самоуправления может представлять собой одну из шести моделей, предлагаемых федеральным законом на основе конституционной нормы о праве населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Главное императивное требование закона состоит в наличии трех обязательных органов – представительного (за исключением муниципальных образований с численностью населения не более ста человек), исполнительно-распорядительного (местной администрации) и главы муниципального образования.

Основным конституционным принципом реализации местного самоуправления является его самостоятельность в решении вопросов местного значения, основанная на норме статьи 12 Конституции РФ – система органов местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти. Отсюда вытекают особенности взаимодействия местного самоуправления и государственной власти. Необходимо обратить внимание на полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления, в том числе на вопросы государственного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления.

 


 

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Вариант 1 (А – В)

1. Составьте сравнительную таблицу, отражающую статус Президента Российской Федерации, по законодательству, принятому до Конституции 1993 года, и по Конституции 1993 года, используя следующие критерии:

 

  Нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Конституция 1993 г.
Место в системе разделения властей    
Порядок избрания    
Система выборов    
Полномочия    
Взаимоотношения с парламентом    
Взаимоотношения с правительством    
Права в законодательном процессе    
Полномочия чрезвычайного характера    
Виды актов    
Юридическая сила актов, место актов в иерархии источников права    
Прекращение полномочий    
Иммунитет (объем, сроки)    

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам федеративных отношений и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Группа граждан, представляющая коренную народность Крайнего Севера, проживающую на территории Тюменской области, объявила о намерении реализовать принадлежащее им и закрепленное в Конституции РФ право народа на самоопределение путем образования в составе России своего субъекта федерации в виде автономной области либо округа. Дайте юридическое заключение о возможности и путях реализации этой инициативы.

Вариант 2 (Г – Ж)

1. На основании норм федеральных законов «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О противодействии экстремистской деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О борьбе с терроризмом» составьте сводную таблицу оснований и порядка приостановления деятельности и ликвидации общественных объединений.

 

Вид общественного объединения   ФЗ - 1 ФЗ - 2 ФЗ - 3 ФЗ - 4
Все общественные объединения Приостановление        
ликвидация        
Политические партии Приостановление        
ликвидация        
Религиозные объединения Приостановление        
ликвидация        

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам статуса главы (руководителя) исполнительной власти субъекта РФ и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Гражданин Мкртычан, покинувший в 1995 году город Грозный, получил в феврале 1996 года статус вынужденного переселенца. После того как в 1999 году приговором суда за совершение преступления, предусмотренного п. б ч. 2 ст. 213 УК РФ Мкртычан был приговорен к 1 году лишения свободы, органы миграционной службы лишили его статуса вынужденного переселенца. Суд также удовлетворил иск Центра временного размещения вынужденных переселенцев о выселении Мкртычана из занимаемого им жилого помещения. Прав ли суд? Может ли приговор суда за совершение преступления приводить к лишению статуса вынужденного переселенца, и, как следствие, к лишению права на жилище, предоставленное ему как вынужденному переселенцу. Какие нормы Конституции нарушены?

Вариант 3 (З – И)

1. Составьте сравнительную таблицу «Советские Конституции и Конституция 1993 года»:

 

  Причины принятия Основные положения Отличительные особенности
Конституция РСФСР 1918 г.      
Конституция РСФСР 1925 г.      
Конституция РСФСР 1937 г.      
Конституция РСФСР 1978 г.      
Конституция РФ 1993 г.      

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам конституционно-правового статуса субъектов РФ и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Избиратели Сумского района Астраханской области обратились в избирательную комиссию области с требованием отозвать депутата Родионова, который, по их мнению, не исполняет депутатских обязанностей, предписанных законом, в частности, не исполняет их наказы, не проводит встречи с избирателями своего округа, не способствует принятию законов, о которых он говорил в своей предвыборной кампании. Правомерны ли требования избирателей? Могут ли они осуществить процедуру отзыва депутата? Найдите нормы о правах и обязанностях депутатов Госдумы и Законодательного Собрания Нижегородской области. Какой мандат – свободный или императивный – принят в Российской Федерации? Что такое смешанный мандат?

 

Вариант 4 (К – М)

1. Составьте таблицу «Способы и порядок изменения Конституции 1993 года»:

 

Конституционный текст Способ изменения Правовая форма Порядок изменения Правовая основа
Главы 1, 2, 9        
Главы 3 - 8        
Ст. 65        

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам федерального законодательного процесса и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Президент внес кандидатуру Петрова на должность Генерального прокурора РФ в Совет Федерации. Совет Федерации отклонил ее. Через 14 дней Президент внес кандидатуру Комиссарова, но и она была отклонена. На следующий день Президент назначил своим Указом Комисарова на должность и. о. Генерального прокурора РФ. Дайте анализ конституционности действий Президента.

Вариант 5 (Н – П)

1. Сравните Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации. Изучите литературу, указанную в разделе «Теория конституции» к вопросу «Проблемы прямого действия Конституции» и выпишите положения указанных постановлений и позиции ученых, отвечающие на следующие вопросы:

 

  Научные работы Пленум Верховного Суда РФ Конституционный Суд РФ
Обязаны ли суды общей юрисдикции обращаться в КС при обнаружении несоответствия применяемого в деле акта Конституции?      
Какие именно акты вправе признавать неконституционными суды общей юрисдикции?      
В чем заключается механизм прямого действия Конституции      
Нормоконтроль – функция только Конституционного Суда?      

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам системы органов государственной власти в субъектах РФ и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Президент вернул принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон без рассмотрения на том основании, что, по мнению Президента, была нарушена процедура принятия федерального закона. Она выразилась, во-первых, в том, что депутаты голосовали друг за друга, подходя к местам отсутствующих на заседании депутатов, во-вторых, не были учтены некоторые поправки, внесенные в ходе рассмотрения законопроекта, и, в-третьих, автором первоначального текста выступил Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Конституционны ли действия Президента?

 


Вариант 6 (Р – Т)

1. Раскройте содержание конституционной формулировки «Россия – демократическое государство»:

 

Формы представительной демократии Формы непосредственной демократии
Виды Определение Нормативное закрепление Виды Определение Нормативное закрепление
           

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам российского гражданства и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Государственный Совет Республики Саха (Якутия) принял изменения к Конституции Республики Саха, согласно которым Республика объявлялась суверенным государством и устанавливалось право выхода из состава России, а также право аннулировать действие ряда актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Президент РФ внес предупреждение законодательному органу республики, и через 2 месяца объявил о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта федерации. Государственный Совет Якутии обратился в Конституционный Суд, поставив под сомнение конституционность действий Президента. Дайте юридическую оценку ситуации. Укажите, возможен ли механизм вмешательства в права субъектов, не противоречит ли он положениям ст. 72, 73, 76, 77 Конституции РФ, на чем он основан и как осуществляется?

Вариант 7 (У – Ф)

1. Составьте таблицу «Признаки полупрезидентской модели республики в России»:

 

Конституционно-правовой статус Президента  
Юридическое положение Президента в системе разделения властей  
Фактическое положение Президента в системе разделения властей  
Президент и Правительство  
Президент и парламент  

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Саурин, получив 46,6 % от числа проголосовавших избирателей, вышел во второй тур выборов на должность главы Балаковского муниципального образования. Однако решением суда решение избирательной комиссии о регистрации Саурина в качестве кандидата было отменено по причине того, что он представил недостоверные сведения о принадлежащем ему имуществе. Саурин, считая, что предусмотренная федеральным законом возможность отмены регистрации кандидата перед вторым туром выборов нарушает гарантированное ст. 32 Конституции РФ право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Как решить дело? Является ли институт отмены регистрации неконституционным? Вправе ли избирательная комиссия принимать решение об отмене регистрации в качестве меры ответственности за нарушение избирательного законодательства? Вправе ли (и по каким основаниям) сам кандидат снять свою кандидатуру, в том числе и перед повторными выборами?

Вариант 8 (Х – Ш)

1. Составьте таблицу «источники конституционного права России»:

 

Виды источников Характеристика Примеры Особенности источников или их применения
       

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам прав и свобод человека и гражданина и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Группа женщин-мусульманок обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой об обязании МВД России изменить пункт 14.3 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605. В суде заявители Габидуллина Ф.К. и другие пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, нормам международного права, ограничивает их право исповедовать любую религию и действовать в соответствии с нею. Из заключения Совета муфтиев России, представленного суду, а также консультации специалистов следует, что одним из обязательных положений религиозной практики как для женщин-мусульманок, так и христианок является покрытие волос. Суд считает несостоятельными ссылки заявителей о нарушении их религиозных прав и дискриминации по религиозному признаку вопреки нормам международного права, так как положения Инструкции об образце фотографии с изображением лица без головного убора относятся ко всем гражданам Российской Федерации независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности и не ограничивают право человека и гражданина на свободу вероисповедания. По объяснениям представителей заинтересованного лица МВД России предписание о личной фотографии с четким изображением лица в анфас без головного убора обусловлено необходимостью содержания максимального количества идентификационных признаков человека, т.к. фотография является частью документа, удостоверяющего личность гражданина по визуальным признакам. Обоснованна ли позиция Верховного Суда РФ?

Вариант 9 (Щ – Э)

1. Охарактеризуйте Россию как федерацию по следующим признакам:

 

  Содержание признака Нормативное закрепление
Симметричная / несимметричная    
Договорная / конституционная    
Признаки централизма, или унитарной федерации / признаки децентрализации, или дуалистической федерации    

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам российского избирательного права и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Федеральным законом внесены изменения в законодательство о политических партиях, касающееся запрета создания партий по религиозному и межэтническому принципу. Коптевский районный суд города Москвы, общероссийская общественная политическая организация "Православная партия России", граждане И.В. Артемов и Д.А. Савин (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ) обратились в КС. Пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в части, не допускающей создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Позиция заявителя: оспоренные законоположения противоречат статьям 19 (часть 2) и 30 (часть 1) Конституции РФ, поскольку нарушают свободу объединений и принцип равноправия в ее реализации, и не согласуются со статьей 13 (часть 5) Конституции РФ, закрепляющей основания, по которым в РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений. Как этот запрет соответствует принципу светского государства и свободе совести и религиозных объединений? Конституционна ли данная законодательная новелла?

Вариант 10 (Ю – Я)

1. Составьте таблицу «Федеральный законодательный процесс»:

 

Стадии законодательного процесса Содержание конституционно-правовых отношений на данной стадии Результат Правовая основа
1.      
2.      
3.      
     

 

2. Выберите 3 любых Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам полномочий и актов Федерального Собрания РФ и отразите правовые позиции Суда, изложенные в них, по следующей схеме:

 

Название и дата принятия Постановления
Предмет рассмотрения  
Позиция заявителя  
Мотивы решения  
Решение  

 

3. Задача

Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 1 ст. 21 и пункт 4 ст. 11 Закона Республики Бурятия от 19.06.1996 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Бурятия».

Согласно пункту 1 ст. 21 названного Закона депутат в период исполнения своих депутатских полномочий не может быть уволен с работы, отчислен из учебного заведения по инициативе администрации организации без согласия соответствующего Совета. По мнению прокурора органы государственной власти Республики Бурятия превысили свои полномочия в сфере регулирования трудовых отношений и вторглись в компетенцию федеральных органов государственной власти, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ установление порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. Порядок отчисления из образовательного учреждения определяется уставом учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствует ли позиция прокурора требованиям Конституции РФ?


 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С.А. Авакьян. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2011.*[4]

Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай, 9-е изд., изм и доп. – М., 2011.*

Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М., 2010.*

Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник для бакалавров, 4-изд. – М., 2012.

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2008.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Отв. ред. В.В. Лазарев. 4-е изд. М., 2009.

Нудненко Л.А. Конституционное право России. М., Юрайт. 2011

Дополнительная литература

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...