Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии самовоспитания школьников и организация ее освоения в практике современного образовательного процесса




Контроль, как задача в структуре управления образовательного процесса.

Задача управленческого контроля – оценить и проверить знания, умения и навыки студентов или учащихся, а также профессиональную компетентность их преподавателей. Специфика контроля определяется наличием двух видов подготовки: общеобразовательной и профессиональной. Среди ученых нет единства в классификации контроля.

Отмечают текущий, тематический, итоговый, периодический контроль.

К методам контроля большинство педагогов относят:

- устные проверки (беседа, рассказ, семинар, взаимоконтроль и др.),

- письменные проверки (рефераты, контрольные и самостоятельные работы;

- графические проверки (схемы, чертежи, таблицы);

- практические работы (опыты, лабораторные разработки);

- контроль с применением ТСО.

Содержание контроля должно определять:

- обеспечение качества развития учащихся (студентов);

- достижение уровня обучения и воспитания возрастных групп соответственно стандарту образования;

- обеспечение качества воспитательной системы школы;

- укрепление педагогического коллектива, создание творческой среды учебного заведения.

Т.И. Шамова предлагает практически удобный вид контроля – тематический и фронтальный.

В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов отмечают, что в зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются:

- персональный контроль; классно-обобщающий; тематически-обобщающий; комплексно-обобщающий.

В практике работы школ сложилась определенная традиция в определении качества знаний: устная проверка, письменная проверка и практическая.

Средствами контроля могут являться задания или система заданий, направленных на выявление результатов обучения: тесты, диктанты, вопросы для письменных, контрольных и практических работ; дидактические игры…

Результатом такого контроля является оценка знаний студентов или учащихся, выставление отметок. При этом оценка представляет собой процесс, определяющий качество деятельности (или действий), осуществляемых преподавателями, руководителями учебных заведений. Отметка является результатом этого процесса, их условно-формальным (количественным) отражением.

Оценка знаний может быть личностная (сравниваются знания со своими), сравнительная (с другими однокурсниками или одноклассниками), нормативная (с критериями, нормами, требованиями). В практике преобладает сравнительная оценка.

Правовая база управления учебного заведения формируется из ее Устава и регламентов, минимальный перечень которых определяется законодательно-нормативными актами государственных органов.

Приказ – распоряжение юридического лица, основная форма правового воздействия в образовательном учреждении.

Положение – документ, устанавливающий предписания, порядок и правила действия по регулированию отдельных сторон деятельности в учебном заведении.

Правила – документ, документ, устанавливающий предписания, порядок действий в разрешении отдельных сторон деятельности учебного заведения.

Инструкция – нормативный документ, издаваемый директором учебного заведения в пределах его компетенции на основании и во исполнении приказа, положения.

 

 

Технологии самовоспитания школьников и организация ее освоения в практике современного образовательного процесса

Технология саморазвивающего (по Г.К. Селевко) обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

• в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А. Ухтомскому.

Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными необходима организация трех групп условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.

3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Создание у учащихся доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование в школе культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, в частности, такие важные, как мотивация учения без внешнего принуждения, самовоспитание.

Акценты целей в технологии саморазвивающего обучения расставляются следующим образом:

• Формирование человека самосовершенствующегося (homoself-studius, self- mademen).

• Формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ).

• Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

• Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...