Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ воспитательного мероприятия

Методическая разработка воспитательного мероприятия и её анализ

Методическая разработка воспитательного мероприятия, а так же правильность ее оформления, является одним из показателей готовности студента-практиканта к осуществлению педагогической деятельности. Именно поэтому разработке и проведению воспитательных мероприятий уделяется большое внимание как во время обучения, так и во время прохождения производственной (педагогической) практики.

Методическая разработка является отдельным документом отчетности, который прикладывается к дневнику педагогической практики. Она состоит из титульного листа, основного содержания и приложений.

На титульном листе необходимо указать: форму проведения мероприятия, тему, класс и школу, место и время проведения, Ф.И.О. студента, курс. Оформление титульного листа, в данном случае, отличается от общепринятых норм (см. приложение 1).

В основном содержании должно быть отражено следующее: тема и форма мероприятия; цель и воспитательные задачи. Например:

Классный час

«Правила поведения или этикет»

Цель: продолжить формировать систему нравственных взглядов и убеждений учащихся.

Воспитательные задачи:

1) расширить кругозор учащихся о правилах поведения;

2) продолжить углубление и упрочнение нравственных понятий учащихся;

3) продолжить формировать представление учащихся о нормах и правилах этического поведения.

Далее следует описать подготовительный этап. Причем, необходимо разделять подготовительный этап для учителя и для учеников (сделать это можно на примере описания примерной схемы подготовительного этапа). Подготовительный этап к мероприятию для учащихся начинается с того момента, как они были проинформированы о сроках, тематике и месте его проведения. Такую информацию они могут получить от классного руководителя, учителя-предметника, администрации образовательного учреждения, графика проведения воспитательных мероприятий, школьной газеты.

Подготовительный этап

Для учителя:

1) выбор темы мероприятия (он обуславливается планом воспитательной работы школы и индивидуальным планом воспитательной работы);

2) составление предварительного плана мероприятия;

3) ознакомление с методической, научной и научно-популярной литературой по тематике мероприятия;

4) составление окончательного плана и сценария мероприятия;

5) подбор литературы для учащихся;

6) извещение всех заинтересованных в проведении мероприятия лиц;

7) работа по подготовке к проведению мероприятия (распределение ответственных за тот или иной вид работы среди учащихся, распределение ролей, помощь в оформлении и т.д.).

Для учащихся:

1) распределение ответственных за тот или иной вид работы;

2) изучение литературы, предложенной организаторами;

3) поиск литературы, как по заданию организатора, так и самостоятельно;

4) консультации с организатором (организаторами) по поводу подготовке к проведению мероприятия.

Из приведенного примера видно, что виды деятельности учителя и учащихся на подготовительном (да и на других этапах) сильно отличаются.

После описания подготовительного этапа конспективно излагается ход мероприятия. При этом необходимо помнить, что нельзя подменять ход мероприятия его планом, так как план мероприятия – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности и определяющий ее порядок, а ход – детальное описание определенного в плане порядка. В «Ходе мероприятия» должно быть отражено: кто и как его начал; содержание выступлений всех участников; вопросы, которые задавались во время мероприятия; кто и как подвел итоги; какие решения были приняты; какие выводы сделаны.

После описания хода мероприятия нужно обозначить оборудование, которое использовалось во время его проведения (плакаты, фотографии, макеты, спортивный инвентарь, техническое оборудование: экран, проектор, компьютер и др.).

В заключении обязательно необходимо поместить список литературы. Данный список обязательно должен состоять из трех частей:

1. Используемая литература (та, которой пользовались Вы при подготовке мероприятия: методические разработки, статьи, учебные пособия, учебники, и т.д.).

2. Литература, рекомендуемая для учителя (это та литература, которая поможет классному руководителю (или другим лицам) провести аналогичное мероприятие). При составлении этой части списка следует уделить большее внимание различным методическим разработкам, помещенным в журналах и статьям, в которых обобщается опыт воспитательной работы по определенному направлению (или направлениям). Вместе с тем, нельзя забывать и о теоретической составляющей вопроса: в список должны быть включены 1-2 источника, в которых, при необходимости, можно будет получить теоретическую и / или историческую справку. Это могут быть учебники, учебные пособия, теоретические статьи, словари, справочники, энциклопедии. Однако данная литература не должна полностью повторять ту, которая указана в разделе «Используемая литература».

3. Литература, рекомендуемая для учащихся (та, которая поможет учащимся, подготовится к мероприятию). При составлении этой части списка следует сделать акцент на художественную и научно-популярную литературу, не забыв при этом, о возрастных и индивидуальных особенностях учеников.

Список литературы заканчивает основное содержание методической разработки. После него, с новой страницы, следует расположить приложения. В приложении обязательно следует поместить анкету экспресс-опроса учащихся и / или учителей (результаты опроса должны быть отражены в анализе мероприятия). Кроме того, можно поместить образцы эмблем схем, рисунков; некоторые сочинения и отзывы учащихся; другие анкеты, подтверждающие эффективность и результативность проведенного мероприятия (тогда их обработка и интерпретация должны быть также отражены в анализе воспитательного мероприятия).

При подготовке любого воспитательного мероприятия нужно помнить следующее:

1) мероприятие должно планироваться на основании общешкольного плана воспитательной работы, плана воспитательной работы классного руководителя;

2) мероприятие должно соответствовать общим целям воспитания, а так же той конкретной цели и задачам, которые ставятся организаторами;

3) необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, традиции класса и образовательного учреждения;

4) методические разработки воспитательных мероприятий, помещенные в различных журналах, являются обобщением опыта других людей. А передается, как известно, не опыт, а мысль, выведенная из него. Поэтому не надо слепо копировать чужие работы, надо тщательно переработав их взять то рациональное, что понадобиться Вам, а затем, дополнив в соответствии с реальными условиями образовательного учреждения, использовать на практике.

При желании студента-практиканта к методической разработке воспитательного мероприятия можно приложить отзыв классного руководителя о проведенном мероприятии с выставленной за него оценкой.

Анализ воспитательного мероприятия

Умение анализировать как свою, так и чужую работу является одним из показателей готовности осуществлять любую деятельность, в том числе и педагогическую. Но особенно важно это умение для педагога, так как без него нельзя конкретно, точно определить цели и задачи предстоящей деятельности (а это делается только на основании анализа результатов всей предыдущей работы) от которых зависит результат всей педагогической деятельности – обученный и воспитанный ребенок. Именно поэтому развитию этого умения уделяется большое внимание при подготовке студента – будущего педагога; поэтому заданиям, по проведению различных видов анализа, призванных проверить уровень сформированности данного умения, а так же усовершенствовать его, уделяется такое большое внимание во время прохождения производственной (педагогической) практики.

Анализируя и оценивая любое мероприятие необходимо исходить из следующих показателей:

1) Целесообразности, которая определяется:

а) местом в системе воспитательной работы;

б) соответствие поставленных задач конкретным особенностям класса.

2) Отношение учащихся, определяемое:

а) степенью их участия в подготовке и проведении мероприятия;

б) их активностью;

в) самостоятельностью.

3) Качество организации мероприятия, определяемое:

а) нравственным и организационным уровнем;

б) формами и методами проведения мероприятия;

в) ролью педагога.

4) Результативности мероприятия, которая определяется:

а) оценкой эффективности мероприятия со стороны учащихся;

б) оценкой эффективности мероприятия со стороны взрослых (учителей, родителей).

Оценка производится на основе экспресс-опроса учащихся и педагогов в письменной форме с краткой (на одном листе) фиксацией результатов опроса. Для проведения такого опроса необходимо составить анкету (максимум 6 вопросов). Примерный вариант таких анкет представлен в приложении 1.

Анализировать мероприятие, с учетом обозначенных показателей, можно по следующей схеме. Данная схема является примерной и может, по необходимости, быть дополнена студентом-практикантом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...