Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семиотическая концепция к-ры.




Семиотика – это область гуманитарного знания, изучающего культуру как систему знаков, символов.

Знак – это материальный предмет, явление, событие, которое выступает в качестве объективного заменителя другого события, явления, и используется для приобретения, хранения, обработки и передачи культурной информации.

Для каждой культуры характерна своя система знаков, которая называется языком культуры. Язык знаков – это совокупность всех знаковых средств вербальной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается социально значимая информация.

В каждом языке культуры существуют свои правила передачи информации, поэтому усвоение языков культуры является важной частью социализации личности. В семиотике принято все языки делить на:

- Естественные – основное и исторически первичное средство коммуникации.

- Искусственные – сознательно созданные человеком (азбука Морзе, дорожные знаки). К искусственным знакам относятся и вторичные – коммуникативные системы, возникающие на основе естественных.

Кроме того, языки различают по:

- отнесенности к видам деятельности

- принадлежности к языковому сообществу

- типу знаков (вербальный, язык жестов).

Символ – это знак, не имеющий предметного значения, который передает глубинный смысл предмета. В отличие от обычного знака, символ выражает определенную идею, абстрактное понятие. Смысл символа очень часто бывает невозможно выразить обычными словами.

Каждая сфера культуры имеет свою систему символов. Каждая этническая национальная культура имеет свою систему символов, отражающую ее специфику.

 

Инженерный подход и конструктивная методология.

Наука ставит задача получить знания, кот. отражают закономерности разв-я мира, самого по себе. В отличие от науки, инженерный подход основ-ся на приобр-ние прир. процессов в интересах человека. В основе инженерн. подхода лежит проектирование. Т.е. описание процедур преобразования объекта из сущего к должному. Констр. методология представляет собой совокупность операций деятельности, кот. регламентируют переход от сущего к должному. Если классическая наука основывается на объяснительном подходе и логич. категории (понятии), а также процедуре определения или дескриптивного описания объекта, то инж. подход заключ. в констр. точном описании построения (получение) созд-ия соответствующего объекта. Дестр. определения могут описывать бессмысленные или несуществующие объекты. В отличие от них констр. определение объекта явл. одновременно док-вом его сущ-ния. Все основные задачи совр. науки можно интерпретировать как преобразование дестр. определений в конструктивные.

 

61.ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ — одно из наиболее влиятельных течений в отечественных исследованиях культуры. Имеет два направления. Первое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, 3. И. Файнбург, Э. С. Маркарян и др.). Культура рассматривается как технологический аспект общественного процесса. Это способ человеческой деятельности, он состоит из сложной системы механизмов, выработанных внебиологически. С их помощью осуществляется активность людей в обществе, а также стимуляция, программирование и координирование этой активности. Представители Д. к. К. подчеркивают важную роль следующих свойств человеческой деятельности: 1) она является творческой и преобразовательной; 2) ее можно отождествить с производством, причем она носит не спонтанный (как у животных), а целеполагающий характер; 3) она социальна от начала до конца. Деятельность рассматривается в трех аспектах: с точки зрения субъекта деятельности (кто действует); участков приложения деятельности (на что направлена человеческая деятельность); способа деятельности (как осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект). Человеческая деятельность носит адаптирующе-адаптивный характер: человек не только изменяет природные условия согласно своим потребностям, но и сам приспосабливается к природе. Второе направление Д. к. к. (Э. А. Баллер, Л. Б. Коган, В. М. Межуев и др.) кладет в основу анализа культуры личностное становление человека. Критерием развития культуры, т. о., выступает то, в какой мере человек развит в качестве личности. Теория культуры исследует не отношения между людьми по поводу опредмеченных результатов деятельности, например, товаров (как социология). Она анализирует преобразование самих индивидов в деятельности распредмечивания и опредмечивания.

 

Технократическая парадигма и гуманизация инженерной деятельности.

Парадигма обаз-т инструмент. сторону метода. Понимая под парадигмой общий способ решения задачи принятый в определ. сообществе. Так например изобретение колеса можно рассматривать как появление новой формы перемещения тела в пространстве. Технократизм – дословно обозначает «власть Технологии» более точно власть технократической парадигмы. Технокр. способ мышления рассматривает человека в качестве элемента технич. устройства на ряду с другими, тем самым отнимается у чел-ка волю, желание, эмоцию и др. параметры. Засилье технократической парадигмы в обществе приводит к безумности, формализму, игнорированию культуры, духовных ценностей, неуважению к старшим, отсутствию сострадания- все опр-тся выгодой, пользой, рациональными соображениями. Возникает вопрос борьбы с технократической парадигмой – гуманизация.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...