Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Географический детерминизм.




Национально-государственное строительство в России.

 

Исторические аспекты национлаьного вопроса.

 

Феномен национального всегда был в центре внимания мыслителей пошлого и современности.

Генезис нации.

Метод системного анализа.

Разнорадность человечества как одна из основ его единства, которая выражается в общих законах развития нации.

 

Главные вопросы:

1. Как возникли и как существуют нации.

2. Каков механизм взаимоотношений между индивидом и нацией, государством, обществом, человеком.

3. Каковы основные законы и тенденции развития биологического, психического, духовного, интеллектуального, социально-исторического развития нации, их сущностные возможности.

4. Какова будущность нации.

 

В науке нация - это ступень развития этноса.

 

Первая теория развития нации впервые описана в трудах Иманиула Канта. Кант фиксирует появления нации в тезисе о необходимости различия нации и народа. Определяющим признаком единого народа Кант считал единую территорию. Объединение народа по территориальному и родовому признаку в осознающее себя гражданское целое - нация.

Члены нации (по Канту) - представители аристократии и буржуазии. Чернь - нет! Кант полагал, что переход народа в нацию возможен при наличии людей определенного свойства - национального характера. По Канту, определяющим фактором становится общность территории.

Также на черты национального характера влияют формы правления. Дух нации.

Признаки нации по Канту:

1. Единая территория.

2. Национальное самосознание.

3. Национальный характер.

4. Национальная государственность, отличающая ее от донациональной общности.

 

Нация по Канту - это более широкое понятие, чем этнос.

 

Генетически этнос возникает из рода и племени.

 

Основные признаки этноса:

1. Локальность.

2. Деятельность.

3. Устойчивое самосознание, этноним.

4. Самосознание через антитезу "свой-чужой". Историческая память, общая культура

 

Главне, что создает этнос - это привязанность к территории и сформированная в этой связи культура. Культура этноса постоянно развивается.

Нация возникает как объединяющая идея.

 

Осмысление феномена нации также предложено в концепции Фихте.

По Фихте государство объявлялось злом, но злом необходимым. Национальный дух превосходился и абсолютизировался.

Фихте описывает не становление, но регенерацию германской нации.

 

 

Отечественные научные школы

 

В 19 веке интерес к нации стали проявлять отечественные мыслители.

Русская вера в светлое будущее в данном случае совпадала с идеей национального духа Фихте.

Суть официальной народности - Россия - это совершенно особое государство, а русский народ - совершенно особая национальность, не имеющая ничего похожего на государства Европы. Европа вы работала идеал государства как оплота единства разума воли и чувства. Однако, на западе достижение этого идеала достигается путем революции.

Послушание, смирение, уважение к вере предков, уважение властям - это в России!!!

Славянофилы стали ярыми последователями теории официальной народности и видели свои задачу в передаче народа осознанного национального чувства.

 

Славянофильство сложилось тогда, когда Россия вступила в полосу кризиса крепостничества.

Несомненным достоинством концепции славянофилов была попытка рассмотрения нации в контексте мировой истории. Киреевский рассматривал идею национального на фоне общего исторического процесса.

 

Русский человек воспринимает западный образ жизни, но на более высоких, одухотворенных началах. Важную роль здесь играет Православие как ортодоксальное христианство.

 

По Чернышевскому нации положено два принципа: антропологический и единство человеческого рода.

 

 

Различные концепции нации 18-20 века.

 

Новый вклад в теорию развития нации внесли представители позитивистской социологии. Национальные отношения - продолжение природных, биологических связей. Акцент на природные, естественные развития нации.

Географический детерминизм.

Такие феномены, как "Дух народа", или "Темперамент рас", или "национальная идея". По мнению представителей этого течения, все тенденции развития берут корни в географических, климатических и ландшафтных особенностях.

Гумилев.

Форман рассматривает два ряда факторов: психологические особенности народов и "темперамент рас". Гердер также приходит к выводу, что природные и этнические особенности оказывают влияние на развитие государства.

 

Концепция Данилевского: исторический процесс - это смена замкнутых организмов. По Данилевскому, история человечества есть последовательная смена нескольких культурно-исторических типов: египетского, еврейского, ассиро-вавилонского, китайского, индийского, иранского (персидского), греческого, римского, аравийского и европейского.

Культурно - исторический тип представляет из себя целостный организм, подчиняющийся внутренним закономерно стяг развития, этапы жизни которого подобны этапам жизни любого живого организма.

Этапы представляют один народ.

Каждый народ, отжив свой срок, уступает средство новому, более молодому.

 

Индивидуальные признаки нации индивидуализируются в концепциях Шпенглера и Тойнби.

 

Концепция марксизма по поводу нации: (определение признаков нации)

1. Основной признак нации - наличие определенной системы экономических связей, а именно - капиталистических.

2. Структурирование нации связано со становлением национальных государств.

3. Существуют два типа наций, один из которых основан на существовании социально-антагонистичных структур.

4. Классовые отношения имеют приоритет над национальными.

5. Ликвидация социальных антагонизмов ведет к становлению интернациональной, а затем и безнациональной общности.

 

У Марксаи Энгельса нет определения нации в строгом смысле этого слова, но зато хорошо описан процесс образования наций, при котором "Буржуазия все более и более уничтожает раздробленность средств производства, собственности и населения.". Одним словом, все зависит от экономики.

В контексте марксистского подхода следует представить работу Сталина "Марксизм и национальный вопрос".

" Нация - есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющемуся в общности культуры." (с) Сталин.

 

Программа помощи матерям-одиночкам - Гитлер

Автор фольксвагена-жука - Гитлер.

 

Последователи марксизма в СССР определили место нации в жизни общества в зависимости от ее политического самоопределения. Национальные группы подразделялись на те, которые способны к организации государства и те, что не способны. Степень зрелости определилась наличием высшей организации рабочего класс - ком. партии.

 

Современные теории нации:

 

В современной зарубежной литературе понятия "нация" и "этнос" трактуются однозначно.

СоцологСмит:"Нация растворяет в себе три элемента: этнический принцип, территориальный компонент, норму политической организации. Нация - это абстрактный миф. Вызывает безмерную преданность".

Яри пишет, что капитализм выковал политико-экономическое единство национального государство, вдохнув в него патриотическую идеологию.

 

Четыре основных признака нации в советской науке:

Общность территории, общность языка, национальное этническое самосознание и т. Д.

 

Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем, воспоминания о совершенных великих делах и готовность к дальнейшему - вот условия для сложения нации (по Ренану).

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Нация - высшая возгонка этноса. Мишка и мышка

Мигель де Номуно придает огромное значение мифам, легендам и традициям в деле значении сохранении нации.

Национальность формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределения земель и духовно-культурного поцесса, сохе дающего неповторимый духовный лик. (С) Бердяев.

 

Современные взгляды и современный анализ теории нации.

 

Современное политологическое понимание значения нации сложились в конце 18 века. Со времен Великой Французской Революции, слово "Родина"стали связывать с государственностью и гражданской идентичностью. Процесс создания национальных государств был заложен ВФР. Французская нация родилась из Французской революции. После этого везде мы видим пробуждения национального духа.

В некоторых современных исследованиях понятия нация и этнос - это синонимы. По Карлу Попперу, нации и этносы - это лишенные смысла понятия. Подобная точка зрения существует и в российской науке.

Нация определяется и как продукт национальной идеологии.

К. В. Понимает нацию как миф, использование которого само творит реальность. Вот Гитлер и персонифицировал тот миф, который и стал творить реальность.

Национализм предстает в этой трактовке, как оболочка для идеологических конструкций.

Нация - это нечто, что нельзя взять в руку, но то, без чего мы не можем жить. Очень часто нацию рассматривают как объект, результат целенаправленной деятельности.

Ксения Касьянова: " Нация - это итог деятельности интеллектуальной элиты, создающей образы национальной солидарности."

"Править недолгое время с помощью бесчисленных казней может только дурак. Я усмирил Францию без гильотины."

Наполеон о Робеспьере.

 

По Гелнеру, в качестве основного продуцирующего нацию субъекта выступает государство как таковое.

Именно сознательные действия государственных структур по формированию национальных движений порождают нацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...