Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория стоимости, учение о классах, доходах и произв труде по А.Смиту.




Адам Смит – английский учены экономист.

Им разработана теория воспроизводства и распреде-ления, проанализированы действия этих категорий на исто-рическом материале и применение их в экономической политике.

По А. Смиту экономика слабой страны преумножает богатства народов не потому, что этим богатством является деньги, а потому, что ее надо видеть в материальных ресур-сах, которые оставляют годичный труд каждого.

Смит осуждает меркантилизм, он оговорит, что природой богатства исключительно является труд. Только технический прогресс является основой оста богатства любой страны во все времена. По его мнению, не торговля, и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства.

Центральное место в методологии исследования А.Смита имеет концепция экономического либерализма, в основу которых полжены рыночные экономические отноше-ния. Он говорит: «Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества рассмат-риваются как сумма интересов, составляющих его лиц. В развитие этой идеи Смит вводит такие понятия как «экономический человек» и «невидимая рука». Сущность экономического человека состоит в том, что не от благожела-тельстав мясника, пивовара или лавочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а говорим об их выгодах».

Смысл, невидимой руки заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и привет к гармонии личную и коллективную волю с максимально-возможной выгодой для всех и каждого.

По его словам, рыночный механизма хозяйствования – это очевидная и простая система естественной свободы, она будет всегда благодаря «невидимой руке» автоматически уравновешиваться.

Государству же остается 3 важных обязанности:

Ø Издержки на общественные работы.

Ø Издержки, обеспечивающие военную б безопасность.

Ø Издержки на отправление правосудия.

Рассматривая структуру торговли. Смит на 1-е место ставил внутреннюю, на 2-е – внешнюю, на 3-е – транзитную торговлю в этой связи Смит попытался сформулировать главную задачу политэкономии.

Главная задача политэкономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества поэтому она не должна давать преимущества или оказывать особое поощре-ние внешней торговле.

Он подготовили почву для бедующих рассуждениях по многим ключевым теоретическим проблемам классической политэкономии.

Классы и доходы. Смит исходил из того, что в обществе существуют три основных класса. В руках землевладельцев находится главное средство производства - земля. Они получают доход в виде земельной ренты, которая выступает непосредственно как арендная плата за землю, сдаваемую в аренду капиталистическим фермерам. Капиталисты владеют другими видами средств производства (промышленные здания, оборудование, корабли, фермы, запасы сырья), нанимают рабочих и получают доход в виде прибыли. Если они арендуют землю, то часть прибыли они вынуждены отдавать в виде земельной ренты. Это может также касаться капиталистов, занятых в горнодобывающей промышленности и арендующих рудники. Смит не делал принципиального различия между капиталистами, занятыми в промышленности и в сельском хозяйстве. Однако среди капиталистов он особо выделял ссудных капиталистов, ссужающих промышленных капиталистов. Их доход - ссудный процент - в обычных условиях составляет часть промышленной прибыли, которую им отдают капиталисты-заемщики. Наконец, самый многочисленный и самый бедный класс составляют наемные рабочие, не располагающие никакой собственностью и вынужденные продавать свой труд за заработную плату. Смит видел, что реальное общество состоит не только из этих трех классов, но также включает различные промежуточные группы и слои. Но основные классы отличаются тем, что их доходы являются первичными, тогда как доходы всех других групп - вторичными, перераспределенными. Они имеют конечный источник либо в прибыли, либо в ренте, либо в заработной плате.

 

25. Экономические идеи Т.Мальтуса.

Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи от Лондона в семье помещика в 1766г.

Как младшему сын Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера.

Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящались следованиям захватившем его еще в юности, беседую и дискутируя с отцом о проблемах взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.

Из основных этапов в биографии Т.Мальтуса немаловажно указать также на тот факт, что женился он довольно поздно в 39 лет, и имел трех сыновей и одну дочь.

Первая книга – «Опыт о законе народонаселения» вызвала на неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802г. совершает путешествие по ряду государств Европы.

Успех, который принесла Т.Мальтусу публикация его первой книги, побудил автор «Опыта» сделал это сочинение боле совершенным. Поэтому последующие издания были существенно обновлены и расширены, в том числе историческими экскурсами, критическим анализом трудов других авторов.

Правильность научного предвидения Мальтуса оказалась очевидной прежде всего потому, что обоснованная им так называемая теория народонаселения, популярности которой благоприятствовало многократное переиздание «Опыта о законе народонаселения», стала неотъемлемой частью методологической базы.

Мальтус явился создателем теории народонаселения, из которой вытекают определенные аналитические выводы – причина бедности сводится к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум. По Мальтусу всяка сознательная попытка усовершенствования человеческого общества с помощью социального законодательства будет сметена неодолимой людской массой, и поэтому каждому человеку необходимо заботиться о себе самому.

Невозможность увеличивать производство продовольствия Мальтус объясняет не только медленным техническим усовершенствованием в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего надуманным и популярным в том время «законом убывающего плодородия почвы».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...