Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История становления и развития




Социальная обусловленность осуществления оперативно-розыскной деятельности в современных условиях

Выполнила студентка 5 курса очной формы обучения (гр. 3-14 Ю/14)

Костоправова Юлия Сергеевна

(подпись)

 

 

Проверил научный руководитель

Желобкевич

 

 

(подпись)

 

 

Дзержинск

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….3-4 стр.

Глава 1. Социальная обусловленность и объективная необходимость

оперативно-розыскной деятельности:

1.1. Понятие, сущность и назначение оперативно - розыскной

деятельности............................................................................5-11 стр.

1.2. История становления и развития оперативно-розыскной (сыскной)

деятельности..........................................................................12-15 стр.

Глава 2. Организация и значение оперативно-розыскной деятельности:

2.1 Принципы оперативно-розыскной деятельности………....17-20 стр.

2.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности......................21-23 стр.

Заключение…………………………………………………………..24-25стр.

Список используемой литературы…………………………………26-28стр.

 

 

Введение

Сегодня в условиях неуклонного роста преступности, существенного повышения степени ее общественной опасности особо актуализируется цель оперативно-розыскной деятельности — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения

безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 

Она выполняет особую социальную функцию в достижении определенной законом цели, является составной и неотъемлемой частью системы отечественной уголовной политики, осуществляется специальными уполномоченными на то государственными органами, обеспечивающими

правопорядок и безопасность в Российской Федерации.

 

Объективная необходимость ОРД подтверждена многовековым историческим и современным опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими средствами и методами. Общепризнано, что успех в раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений обусловлен активным применением ОРМ.

 

Объективная необходимость оперативно-розыскной деятельности предопределена самим существованием преступности и характером ее общественной опасности. Вместе с тем за весь свой исторический путь, особенно в советский период, будучи наглухо закрытой(секретной) от народа, слабо урегулированной нормами права, эта деятельность сформировала не только положительные, но и очень сложные, противоречивые мнения и оценки у наших граждан, ученых различных отраслей права, практиков. Это, несомненно, сказывается до сих

пор (чаще негативно) на современном понимании ее места в системе правовых наук и, особенно, на роли в уголовном судопроизводстве.

Современная преступная среда отличается определенной замкнутостью, законспирированностью, развитием преступной квалификации, профессионализмом и внутренней организованностью.

 

Получение необходимой информации о фактах преступлений и криминальной активности лиц зачастую возможно только путем проникновения в нее с применением специальных разведывательно-поисковых мероприятий. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершенным преступлениям нужно противопоставить такие действенные меры гласного и негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления.

 

Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при условии сочетания надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями.

 

Глава 1. Социальная обусловленность и объективная необходимость

Оперативно-розыскной деятельности

Понятие, сущность и назначение оперативно-розыскной

Деятельности

На фоне прогрессивных преобразований практически во всех сферах жизни в России очевидны и негативные, к сожалению, явления, обусловленные устойчивым ростом преступности.

Она существенно меняет свое криминальное качество в сторону повышения общественной опасности, организованности и коррумпированности, вооруженности, транснациональности, использования новейших достижений науки и техники, что вполне реально угрожает жизни, правам и свободам граждан, их собственности, препятствует нормальному развитию многих государственных институтов.

Преступная среда всегда отличалась, а сейчас особенно, определенной замкнутостью, законспирированностью, развитием преступной квалификации, профессионализмом и внутренней сплоченностью, наличием мощных средств противодействия правоохранительным органам.

Все это, разумеется, требует от государства адекватных мер реагирования, поиска наиболее эффективных средств и методов предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска подозреваемых и обвиняемых.

При этом совершенно очевидно, что получение сведений

о подготавливаемых, совершаемых или совершенных замаскированных тяжких и особо тяжких преступлениях и причастных к ним лицах гласным процессуальным путем, даже при высоком уровне развития криминалистики, хорошем профессионализме следователей крайне затруднительно,

а зачастую и невозможно.

Например, было бы наивно ожидать заявлений или явок с повинной в качестве уголовно-процессуальных поводов для возбуждения уголовного дела о преступных деяниях в банковской и финансово-кредитной,

налоговой системе, о взяточничестве и коррупции, об организованных преступных формированиях и их лидерах и др.

В силу указанных и иных обстоятельств фактически во всех странах мира, в том числе и в России, всегда уделялось большое внимание развитию особой государственно-правовой форме борьбы с преступностью — ОРД.

 

Объективная необходимость ОРД изначально предопределена самим существованием преступности, что с неизбежностью подтверждается многовековым историческим и современным опытом развития правоохранительной системы.

 

Ее роль и социальная значимость обусловливается широкими потенциальными возможностями использования результатов в решении различных задач, в том числе и задач уголовного судопроизводства.

Следовательно, если наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений с одновременным снижением уровня раскрываемости, то это свидетельствует и о серьезных упущениях в ОРД по обнаружению неочевидных преступле-

ний и лиц, их совершивших, в неумелом использовании результатов данной деятельности и других недостатков, с этим связанных.

ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности

общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности»).

В этом определении заложена сущность ОРД.

Это, прежде всего:

1) особый вид государственной деятельности.

Такой акцент необходим потому, что российским законодательством допускается и частная детективная деятельность, весьма схожая с оперативно-розыскной.

Однако Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детектив-

ной и охранной деятельности в Российской Федерации» запрещается проводить ОРМ, отнесенные к исключительной компетенции государственных органов, осуществляющих ОРД, да и статус сотрудников государственных органов не распространяется на детективов.

При этом следует отметить, что при осуществлении частной детективной деятельности сыщик не вправе скрывать от правоохранительных органов ставшие ему известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудника этих органов (ст. 1, 7);

2) осуществляется гласно и негласно.

Должностные лица, уполномоченные выступать от имени государственных органов, в зависимости от складывающейся ситуации проводят гласные ОРМ по получению необходимой информации от представителей любых

организаций, предприятий и учреждений вне зависимости от форм собственности, используют результаты ОРД в соответствии с действующими нормативными актами, руководствуясь принципом гласности административного или уголовно-процессуального законодательства.

Специфический негласный характер приобретает ОРД, как правило, когда необходимо обнаружить различные ухищрения лиц по маскировке преступных действий, установить орудия и средства совершения преступных деяний, при этом привлечь к работе конфиденциальных сотрудников, т.е. в ситуации, когда гласными методами получить интересующие сведения невозможно;

3) проводится органами, осуществляющими ОРД в пределах их компетенций.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности» на территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям: органов внутренних дел РФ; органов ФСБ России; Федеральных органов государственной охраны; таможенных органов РФ; СВР России; ФСИН России; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

Следует отметить, что указанные органы имеют свои специфические цели, задачи и функции, устанавливающие их сферу полномочий, которые определены соответствующими законами, но все они при осуществлении ОРД руководствуются Законом об ОРД;

4) осуществляется посредством проведения ОРМ.

Их исчерпывающий перечень дан в специальной законодательной норме

(ст. 6 ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности»), а это означает, что изменение наименований ОРМ, дополнение или исключение из списка возможно только по Закону.

Из смысла анализируемой сущности законодательного определения ОРД очевидно, что ОРМ — это сердцевина всей деятельности, основной механизм ее осуществления. С учетом этого ОРМ будут рассмотрены подробно в их деятельностном аспекте;

5) законодательно сформулирована цель всей ОРД —защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Таким образом, указанные признаки (элементы) сущности ОРД позволяют рассматривать этот уникальный вид деятельности как целостную систему. Ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены и работают на конечный результат — цель, ради которой и существует данная система.

Цель — это главный фактор (элемент) системы.

В определенной ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности» цели выражено основное назначение ОРД, ибо понятие «назначение» определяется через категории области, сферы применения, а также через категорию «цель».

Целями (главным предназначением) ОРД являются защита человека и гражданина, его жизни, здоровья, собственности, прав и свобод, а также обеспечение безопасности общества и государства от преступных

посягательств.

Право человека на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) —это основополагающее право, естественное и неотъемлемое. Оно обеспечивается комплексом правовых средств, установленными мерами ответственности, прежде всего,

УК РФ за действия, причиняющие вред жизни и здоровью человека или создающие опасность причинения такого вреда. Органы, осуществляющие ОРД, особое внимание уделяют проведению ОРМ по выявлению фактов, свидетельствующих о преступном замысле и подготовке к преступлениям против личности, принимают меры по их пресечению и раскрытию.

Защита прав и свобод человека и гражданина обеспечивается всеми способами, предусмотренными ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности».

Спектр же таких правонарушений самый разнообразный. В УК РФ они выделены в отдельную гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Большое внимание уделяется цели обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Безопасность — это состояние защищенности жизненно

важных интересов общества и государства от внутренних

и внешних угроз.

Если иметь в виду субъекты, осуществляющие ОРД, с присущими им целями, задачами и функциями (оперативные подразделения МВД России, ФСБ России, органы госохраны, таможенные органы, служба внешней разведки и др.), то нетрудно, хотя бы в первом приближении, представить содержание понятия безопасности. В целом национальная безопасность — это конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, материальные и духовные ценности, экономическая безопасность и т.д.

Особо следует отметить, что назначение ОРД наглядно проявляется в ходе достижения цели уголовного процесса.

Именно с этих позиций следует рассматривать наделение оперативно-розыскных органов процессуальными функциями органов дознания. В ст. 40 УПК РФ указано, что к органам дознания относятся, прежде всего, ОВД и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы), а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД.

При таком подходе их оперативно-розыскной статус усиливается сочетанием с процессуальным статусом, что придает системный характер в решении задач борьбы с преступностью.

Существование ОРД как специфического вида правоохранительной деятельности вызвано социальной необходимостью — потребностью осу-

ществлять борьбу с объективно существующей преступностью только ей присущими силами, средствами и методами. Но представляется очевидной обусловленность эффективной оперативно-розыскной практики результатами научных изысканий с разработкой и внедрением соответству-

ющих рекомендаций. Иначе говоря, существование теории ОРД объективно

предопределяется необходимостью совершенствования практики. Для такой взаимообусловленной теоретической и практической деятельности принципиально важно постоянно выявлять и изучать объективную зависимость сторон, свойств, отношений, которая должна носить необходимый общий устойчивый, т.е. закономерный, характер.

 

 

История становления и развития

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...